Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Аксиология образования: идеалы и объединяющие ценности в социальном воспитании современной студенческой молодежи

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-67-96

Полный текст:

Аннотация

Введение. Проблема поиска аксиологических оснований, способствующих объединению субъектов образовательной деятельности в университетские сообщества, связана с необходимостью решения задач реализации прогрессивной миссии университетов в регионах. Проблема проявилась с достаточной очевидностью в результате получения аналитических данных первого этапа грантового исследования, посвященного факторам формирования идентичности студентов в поликонфессиональной среде вуза. Полученные данные свидетельствовали о выраженном индивидуалистическом фокусе воспитательной деятельности, который предположительно мог оказывать негативное влияние на развитие академических сообществ и совместных форм работы в университетах.

Целью исследования является определение аксиологических оснований актуализированной воспитательной системы, соответствующей современным интересам россиян, и уточнение представлений о барьерах, препятствующих формированию университетских ценностных сообществ, на основе сопоставления ценностных представлений студентов и преподавателей вузов.

Методология, методы и методики. Эмпирической базой исследования являются опросы студентов и преподавателей вузов, проведенные исследовательской группой в 13 российских университетах в 2021 и 2022 годах. На основе представленного в статье описания различных концептуальных подходов (социоцентрического, антропоцентрического и теоцентрического) к воспитанию, теоретической и практической аргументации решается вопрос о преимуществах и недостатках каждой из концепций в контексте поиска объединяющих академическое сообщество начал. Примененные в исследовании аксиометрические методы (контент-анализ и социометрия групповых предпочтений) позволили отразить результаты анализа существенной выборки (опрошено 1256 студентов, 87 преподавателей); проведенный анализ отличается от известных исследований последних лет также и темпоральными характеристиками (выбраны специфические моменты времени, позволяющие в определенной степени проследить динамику ценностных ориентаций, обусловленных социокультурной спецификой исторического момента).

Результаты. Уточнен характер современной постмодернистской идеологии образования. Выявлено, что его приоритеты связаны с индивидуалистическими ориентирами, сопряженным с эгоцентрическими интересами, при которых идея вечных ценностей и общественной пользы оказываются на периферии. Идеологии постмодернистской педагогики противопоставляются ценностно-смысловые принципы традиционной культуры воспитания, ориентированной на возрастание социальной личности, характеризующейся оформленным представлением об идеале. В социоцентрическом подходе акцентирована необходимость субъект-субъектного взаимодействия, при котором вопрос представления об идеале значим для всех участников образовательного процесса.

Новизна исследования заключается в полученных аналитических результатах, свидетельствующих о признаках агностицизма и духовной пассивности студентов, гедонистических доминантах и общей растерянности в определении смысложизненных приоритетов современного студенчества, с одной стороны, и недостаточно реализованной роли педагогов как наставников, лично передающих позитивный духовно-ценностный опыт, с другой. Наряду с проблемой воспитания студенческой молодежи и коррекции их отношения к педагогу, поставлен вопрос необходимости формирования ориентированного на социально значимые идеалы мышления педагогов.

Практическая значимость. Сделанные наблюдения и выводы о необходимости вырабатывать стратегию формирования ценностно ориентированного миросозерцания всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в вузе могут представлять интерес при разработке управленческих и координирующих рекомендаций в профессиональном и высшем образовании.

Об авторах

Е. С. Сахарчук
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
Россия

Сахарчук Елена Сергеевна – доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебно-воспитательной работе

ResearcherID B-6256-2018

Москва



И. А. Киселева
Московский государственный областной университет
Россия

Киселева Ирина Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской классической литературы

ResearcherID V-4311-2019

Москва



Э. Р. Баграмян
Российская академия образования
Россия

Баграмян Эммануил Робертович – кандидат педагогических наук, заместитель руководителя центра развития образования

Москва



А. Л. Сахарчук
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Сахарчук Анна Леонидовна – студентка филологического факультета

Москва



Список литературы

1. Сахарчук Е. С., Баграмян Э. Р., Киселева И. А., Сахарчук А. Л. Социальный фокус воспитательной деятельности вуза: декларация целей и практика [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2022. № 3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-fokus-vospitatelnoy-deyatelnosti-vuza-deklaratsiya-tseley-i-praktika (дата обращения: 10.12.2022).

2. Мудрик А. В. Социализация как социально-педагогическое явление [Электрон. ресурс] // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1999. № 4. С. 142–148. Режим доступа: https://instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Books/Мудрик_А.В._Социализация_человека.pdf (дата обращения: 10.12.2022).

3. Полякова М. В. Концепты теории воспитания [Электрон. ресурс]. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. 172 с. Режим доступа: https://rsvpu.ru/filedirectory/3468/Polyakova_Konceptyi.pdf (дата обращения: 10.12.2022).

4. Киселева И. А., Сахарчук Е. С. Идея родственной любви в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» [Электрон. ресурс] // Проблемы исторической поэтики. 2021. № 19 (3). С. 150–169. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-rodstvennoy-lyubvi-v-romane-f-m-dostoevskogo-podrostok (дата обращения: 10.12.2022).

5. Киселева И. А., Сахарчук Е. С. Теолого-педагогическое значение наследия Ф. М. Достоевского в связи с духовным содержанием романа «Подросток» // Культура и образование. 2021. № 4 (43). С. 60–68. DOI: 10.24412/2310-1679-2021-443-60-68

6. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах [Электрон. ресурс]. Ленинград; Санкт-Петербург: Наука, 1988–1996. Т. 12. С. 10. Режим доступа: https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol12/01journal_73/102.htm (дата обращения: 07.12.2022).

7. Киселева И. А., Сахарчук Е. С., Сахарчук А. Л. Ценностно-смысловые ориентиры педагогической системы В. В. Зеньковского // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 1 (81). С. 73–77.

8. Олизько Н. С. Постмодернизм: к проблеме определения понятия [Электрон. ресурс] // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 6. С. 50–52. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernizm-k-probleme-opredeleniya-ponyatiya (дата обращения: 07.12.2022).

9. Мачульская О. И. Концепция Андре Конт-Спонвиля: эго-философия как размышление от первого лица [Электрон. ресурс] // Философские науки. 2018. № 12. С. 127–143. Режим доступа: https://www.phisci.info/jour/article/view/2423/2278 (дата обращения: 07.12.2022).

10. Николаева И. А. Идеалы студенческой молодежи в соотнесении с настоящим, возможным и анти-идеальным [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 4. С. 168–199. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/idealy-studencheskoy-molodezhi-v-sootnesenii-s-nastoyaschim-vozmozhnym-i-anti-idealnym (дата обращения: 07.12.2022).

11. Антоненко Т. Л. Идеалы современного студенчества: психологический контекст [Электрон. ресурс] // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 5. С. 15–23. Режим доступа: http://pedsciencemag.ddk.com.ru/bulletin/?pageIDD=4&MAGAZINE_IDD=54&command=getArticle&ArticleIdd=1366 (дата обращения: 07.12.2022).

12. Фролова С. В. Идеалы и идеология в молодежной среде современной России / С. В. Фролова, В. А. Соловьев, О. В. Шоронова [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 31–34. Режим доступа: https://s.science-education.ru/pdf/2015/4/56.pdf (дата обращения: 07.12.2022).

13. Аринин Е. И. Проект «Теология (богословие) и религиоведение в России: между медиа и диалогом экспертов» [Электрон. ресурс] // Религия, наука и теология: вызовы и проблемы современности: сборник научных докладов. Т. 37. Владимир: Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. 2021. С. 207–237. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?selid=48093212&id=48093119 (дата обращения: 07.12.2022).

14. Nartova-Bochaver S., Donat M, Rüprich C. Subjective Well-Being from a Just-World Perspective: A Multi-Dimensional Approach in a Student Sample // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01739

15. Ai A. L., Wink P. Introduction. In: Assessing Spirituality in a Diverse World. Switzerland: Springer, 2021. P. 3−14. DOI: 10.1007/978-3-030-52140-0_1

16. Houtman D., Tromp P. The Post-Christian Spirituality Scale (PCSS): Misconceptions, Obstacles, Prospects. In: Assessing Spirituality in a Diverse World. Switzerland: Springer, 2021. P. 35−57. DOI: 10.1007/978-3-030-52140-0_3

17. Coleman T.J. III, Jong J. Counting the Nonreligious: A Critical Review of New Measures. In: Assessing Spirituality in a Diverse World. Switzerland, Springer, 2021. P. 87–116. DOI: 10.1007/978-3-030-52140-0_5

18. Park C. L., George L. S., Ai A. L. Measuring Three Distinct Aspects of Meaning in Life: The Multidimensional Existential Meaning Scale (MEMS) // In: Ai A. L., Wink P., Paloutzian R. F., Harris K. A. (Eds.) Assessing Spirituality in a Diverse World. Springer, Cham, 2021. DOI: 10.1007/978-3-030-52140-0_6

19. Costin V., Vignoles V. L. Meaning is About Mattering: Evaluating Coherence, Purpose, and Existential Mattering as Precursors of Meaning in Life Judgments // Journal of Personality and Social Psychology. 2020. Vol. 118 (4). P. 864−884. DOI: 10.1037/pspp0000225

20. Gilyazova O. S., Zamoshchanskii I. I., Zamoshchanskaya A. N. A liberal arts and sciences education at the Russian higher school: concept, formats, benefits and limitations // In: Perspectives of Science and Education. 2020. № 4 (46). P. 10–22. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/a-liberal-arts-and-sciences-education-at-the-russian-higher-school-concept-formats-benefits-and-limitations (date of access: 31.10.2022).

21. Anwar M., Clauß T. Personality traits and bricolage as drivers of sustainable social responsibility in family SMEs // Business and Society Review. 2021. Vol. 126, № 1. P. 37–68. Available from: https://www.researchgate.net/publication/349589692_Personality_Traits_and_Bricolage_as_Drivers_of_Sustainable_Social_Responsibility_in_Family_SMEs_A_COVID-19_Perspective (date of access: 30.07.2022).

22. Jnaneswar K., Sulphey M. M. Workplace spirituality, self-compassion and mindfulness as antecedents of employee mental well-being // South Asian Journal of Business Studies. 2021. DOI: 10.1108/SAJBS-07-2020-0258

23. Lebedev S. A. “6K” Post – non-classical epistemology // Proceedings of the 4th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2019). Atlantis Press (Netherlands), 2019. P. 207–210. Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/proceedings/iccessh-19/125911808 (дата обращения: 10.12.2022).

24. Рыбаков С. Ю. Сфера образования как зона защиты от рисков, угроз и вызовов для государства и народа [Электрон. ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sfera-obrazovaniya-kak-zona-zaschity-ot-riskov-ugroz-i-vyzovov-dlya-gosudarstva-i-naroda (дата обращения: 10.12.2022).

25. Xuefeng Z., Yuan Z. Construction and Application Analysis of University Management System Based on Association Rule Mining Algorithm Apriori // Scientific Programming. 2022. Vol. 2022. Article number 4367267. DOI: 10.1155/2022/4367267

26. Erdogdu M. Yuksel Roles of achievement, impulse control, gender, and democratic parenting as predictors of friendship quality among students // Istanbul Sabahattin Zaim University Guidance and Psychological Counseling, İstanbul. 2022. № 13. P. 174–188. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48239521 (date of referebnce: 31.10.2022).

27. Buehrer E. Teaching and promoting tolerance. 31, 2018. Available from: https://gogateways.org/articles/2018/1/31/teaching-and-promoting-tolerance (date of access: 30.07.2021).

28. Sugihartati R., Suyanto B., Hidayat M. A., Sirry M., Srimulyo K. Habitus of Institutional Education and Development in Intolerance Attitude among Students // Talent Development and Excellence. 2020. Vol. 12, № 1. Available from: https://www.iratde.com/index.php/jtde/article/view/811 (date of access: 30.07.2021).

29. Juwıtal W., Salim A., Winarno W. Students’ Tolerance Behavior in Religious-Based Primary School: Gender Perspective // International Journal of Educational Research Review. Availablefrom: https://www.researchgate.net/publication/325322776_Students’_Tolerance_Behavior_in_Religious-Based_Primary_School_Gender_Perspective (date of access: 30.07.2021).

30. Барков С. А. Постмодернизм и гносеологический пессимизм: социальные и научные противоречия [Электрон. ресурс] // Социодинамика. 2016. № 11. Режим доступа: https://e-notabene.ru/pr/article_20941.html (дата обращения: 30.07.2021).

31. Кожевников Н. Н. Постмодернизм [Электрон. ресурс] // Наука и техника в Якутии. 2005. № 2 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernizm-1 (дата обращения: 10.12.2022).

32. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие [Электрон. ресурс] / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И.С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. Москва: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. 119 с. Режим доступа: https://instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Books/Селиванова_Н.Л._Воспитание_в_современной_школе.pdf (дата обращения: 10.12.2022).

33. Кант И. Основоположение к метафизике нравов [Электрон. ресурс] // Сочинения на немецком и русском языках. В 4 т. Т. 3. Москва, Московский философский фонд, 1997. С. 38–275. Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/kant_sochinenija_v_4_tomakh_na_nemeckom_i_russkom_jazykakh_tom_3/12-1-0-96 (дата обращения: 07.12.2022).

34. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов [Электрон. ресурс]. Новосибирск: Наука; Издательство НГТУ, 2007. 380 с. Режим доступа: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/647/1/socialnoe-vospitanie-evolyuciya-.pdf (дата обращения: 07.12.2022).

35. Леванова Е. А., Мудрик А. В., Серякова С. Б. [и др.] Социально-педагогические основы исследования систем воспитания в мегаполисе [Электрон. ресурс] // Образование личности. 2019. № 2. С. 12–20. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=39139643 (дата обращения: 07.12.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Сахарчук Е.С., Киселева И.А., Баграмян Э.Р., Сахарчук А.Л. Аксиология образования: идеалы и объединяющие ценности в социальном воспитании современной студенческой молодежи. Образование и наука. 2023;25(3):67-96. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-67-96

For citation:


Sakharchuk E.S., Kiseleva I.A., Baghramyan E.R., Sakharchuk A.L. Axiology of education: Ideals and unifying values in social education of modern student youth. The Education and science journal. 2023;25(3):67-96. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-67-96

Просмотров: 366


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)