Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-97-121

Полный текст:

Аннотация

Введение. Мировая тенденция развития образования связана с конвергенцией социальных институтов семьи и школы, растущей вовлеченностью родителей в образовательный процесс, осознанием родителями значимости образования. Гармонизация отношений семьи и школы возможна, если развитие образовательных отношений выстраивается по принципу диалога, направленного на сближение интересов субъектов образования, выработку единой образовательной стратегии, общих ценностей и целей образования. В связи с этим, необходимо рассмотреть круг вопросов и проблем, требующих активизации диалогической позиции педагогов и родителей.

Цель настоящей работы – определение содержания диалогического взаимодействия педагогов и родителей в современной социально-культурной ситуации образовательного процесса и направлений обновления психолого-педагогического знания родителей.

Методология и методы. При определении содержательного аспекта взаимодействия педагогов и родителей учитывались теоретические положения философской антропологии о сущности диалога: интенциональность диалога, «встреча» сознаний в процессе диалога, открытость диалога. В исследовании использовался экзистенциальный подход, позволяющий определить ценностно-смысловые основания события семьи и школы.

Результаты исследования. В ходе исследования были определены образовательные потребности родителей, состоящие в необходимости организации диалогического взаимодействия с педагогами по вопросам воспитания, взаимоотношений в коллективе учеников и взаимоотношениями с педагогами, вопрос о создании условий, способствующих улучшению морально-психологического состояния ребенка в школе, вопросы развития ребенка и формирования здорового образа жизни. Отмечено, что родители определяют взаимодействие с педагогами как согласование педагогических позиций, ценностей и целей образования. Приоритеты родителей, участвовавших в исследовании, связаны с необходимостью осмысления ценностей и смыслов собственной воспитательной деятельности, насыщением аксиологической и практико-ориентированной составляющей содержания психолого-педагогического знания родителей.

Научная новизна. Взаимодействие семьи и школы рассмотрено в контексте активизации диалогической позиции родителей и педагогов как субъектов образовательных отношений. Образовательный выбор родителей связан с переживанием смысла собственной воспитательной деятельности через диалог с педагогами. Обосновано, что диалог является способом взаимодействия субъектов, для которого характерна обращенность на основе их события, незаконченность и открытость, сохранение диалогической позиции в процессе взаимодействия. Диалогическое взаимодействие педагогов и родителей способствует выработке общих экзистенциальных ценностей – любви, свободы и ответственности, соборности.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами для выстраивания диалогического взаимодействия семьи и школы. Определение содержания взаимодействия семьи и школы позволит учителям планировать тематику консультаций, родительских конференций, собраний и других форм взаимодействия.

Об авторах

Е. В. Коротаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Коротаева Евгения Владиславовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства

Екатеринбург



А. С. Андрюнина
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Андрюнина Анна Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства

Екатеринбург



И. Г. Чугаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Чугаева Ирина Григорьевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства

Екатеринбург



Список литературы

1. Гершунский Б. С. Философия образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.studmed.ru/gershunskiy-bs-filosofiya-obrazovaniya_b3bfc684e24.html (дата обращения: 26.12.2021).

2. Манхейм К. Диагноз нашего времени [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/mangeym_diagnos/01.aspx (дата обращения: 26.12.2021).

3. Зборовский Г. Е. Знание и образование в социологии: теория и реальность. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2013. 484 с. Режим доступа: https://www.koob.ru/zborovskiy/ (дата обращения: 26.12.2021).

4. Malmqvist J. The PRU: The solution for whom? // Education Sciences. 2021. № 11 (9). P. 545. DOI: 10.3390/educsci11090545

5. Фахрадова Л. Н., Барсуков В. Н., Смолева Е. О., Разварина И. Н. Профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних на уровне образовательной организации [Электрон. ресурс] // Проблемы развития территории. 2016. Вып. 2 (82). С. 123–136. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25781390 (дата обращения: 26.12.2021).

6. Беляева Л. А., Ниязбаева Н. Н. Аксиология образования: образование как понимающее бытие // Международный педагогический форум «Стратегические ориентиры современного образования»: сборник научных статей, 5–6 ноября 2020 г. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 147–149. DOI: 10.26170/Kso-2020-46

7. Avilés R. M. Prevention in mental health, family, school and society // Neurologia, Neurocirugia y Psiquiatria. 2020. № 48 (1). Р. 28–37. DOI: 10.35366/95397

8. Чугаева И. Г. Ценностные основания взаимодействия семьи и школы // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 4. С. 37–46. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-37-46

9. Zhonglu Li, Zeqi Qiu. How does family background affect children’s educational achievement? // The Journal of Chinese Sociology. 2018. № 13. DOI: 10.1186/s40711-018-0083-8

10. Wu L., Ding F., Hu T., Cheng G., Chen X. Daily Stress and Behavioral Problems in Chinese Children: The Moderating Roles of Family Functioning and the Classroom Environment // Frontiers in Psychology. 2019. № 12. article number 742293. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.742293

11. Петраш Е. А., Мануйлова Е. А. Механизмы формирования доверия между субъектами образовательного процесса в обществе риска и неопределенности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Выпуск 3. С. 227–281. DOI: 10.30853/pedagogy.2020.3.1

12. Aldridge J. M., McChesney K. Parents’ and caregivers’ perceptions of the school climate: development and validation of the Parent and Caregiver Survey (PaCS) // Learning Environments Research. 2021. Vol. 24. Р. 23–41. DOI: 10.1007/s10984-020-09308-z

13. Исаев И. Ф., Позднякова Т. Н. Формирование диалогичности взаимодействия семьи и школы в контексте гендерного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 221–229.

14. Шумкова А. С., Третьяк И. Г. Диалог как творческое взаимодействие в совместной деятельности педагогов и родителей [Электрон. ресурс] // Диалог культур – диалог о мире и во имя мира. 2014. № 1. С. 112–116. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21842047_70075662.pdf (дата обращения: 26.12.2021).

15. Muñoz C. Á. Teacher and School Counsellor Training to Promote a Collaborative Family-school Relationship: An Empirical Study // Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 237. P. 667–671. DOI: 10.1016/j.sbspro.2017.02.039

16. Лубков А. В. Современные проблемы педагогического образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 34–54. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-36-54

17. Savchenkov A. V., Uvarina N. V. Motivational and value-based component of future teachers’ readiness for moral education: Concept clarification // Science for Education Today. 2021. Vol. 11, № 2, P. 55–79. DOI: 10.15293/2658-6762.2102.03

18. Epstein J. L., Sanders M. G., Simon B. S., Salinas K. C., Jansorn N. R., Van Voorhis F. L. School, Family, and Community Partnerships: Your Handbook for Action. Second Edition, 2002. 434 p. Available from: https://www.govinfo.gov/content/pkg/ERIC-ED467082/pdf/ERIC-ED467082.pdf (date of access: 29.12.2021).

19. Косарецкий С. Г., Седельников А. А., Шимутина Е. Н. Добро пожаловать в Управляющий совет! Руководство для членов школьных Управляющих советов [Электрон. ресурс]. Москва, 2014.67 с. Режим доступа: https://schzg719.mskobr.ru/files/2019-2020/Руководство%20для%20членов%20УС.pdf (дата обращения: 30.12.2021).

20. Flores O. J., Kyere E. Advancing equity-based school leadership: The importance of Family–School relationships // Urban Review. 2021. № 53 (1). P. 127–144. DOI: 10.1007/s11256-020-00557-z

21. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Технология развития базовых компетенций педагогов и родителей дошкольников // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 9. С. 154–185. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-9-154-18

22. Lombardi E., Traficante D., Bettoni R., Offredi I., Vernice M., Sarti D. Comparison on well-being, engagement and perceived school climate in secondary school students with learning difficulties and specific learning disorders: An exploratory study // Behavioral Sciences. 2021. № 11 (7). P. 103. DOI: 10.3390/bs11070103

23. Zhang T., Wang Z. The Effects of Family Functioning and Psychological Suzhi Between School Climate and Problem Behaviors // Frontiers in Psychology. 2019. № 11. P. 212. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00212

24. Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68–91. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-68-90

25. Бочкарева О. В. Диалогическое взаимодействие семьи и школы в музыкальном образовании ребенка // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 4 (77). С. 123–130.

26. Воюшина М. П., Суворова Е. П. Диалог школы, семьи, социальной и культурно-образовательной среды в организации внеурочной деятельности младших школьников [Электрон. ресурс] // Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. Т. 6, № 2. С. 26–36. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36315895_98248727.pdf (дата обращения: 26.12.2021).

27. Korotaeva E. V., Chugaeva I. G. Socio-Moral Development of Preschool Children: Aspects of Theory and Practice // Behavioral Sciences. 2019. Vol. 9, № 12. P. 129. Available from: https://www.mdpi.com/2076-328X/9/12/129 (date of access: 26.12.2021).

28. García-Carrión R., Villarejo-Carballido B., Villardón-Gallego L. Children and Adolescents Mental Health: A Systematic Review of Interaction-Based Interventions in Schools and Communities // Frontiers in Psychology. 2019. № 10. P. 918. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00918

29. Кудрявцева С. В., Пятакова Г. В., Лебедева Е. И. Основные направления исследований психического и психологического здоровья детей и подростков [Электрон. ресурс] // Человеческий капитал. 2017. № 11 (107). С. 8–17. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30622633_68117349.pdf (дата обращения: 28.12.2021).

30. Бубер М. Я и Ты [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://royallib.com/book/martin_buber/ya_i_ti.html (дата обращения: 30.12.2021).

31. Бубер М. Два образа веры: пер с нем. [Электрон. ресурс]. Москва: Республика, 1995. 464 с. Режим доступа: https://royallib.com/book/martin_buber/dva_obraza_veri_sbornik_rabot.html (дата обращения: 30.12.2021).

32. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://bookscafe.net/read/bahtin_mihail-problemy_poetiki_dostoevskogo-174563.html#p1 (дата обращения: 30.12.2021).

33. Библер В. С. Два философских введения в двадцать первый век [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://thelib.ru/books/bibler_v/ot_naukoucheniya_k_logike_kultury_dva_filosofskih_vvedeniya_v_dvadcat_pervyy_vek-read-3.html (дата обращения: 27.12.2021).

34. Любицкая К. А., Шакарова М. А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 196–215. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-196-215

35. Верник И. С. Взаимодействие педагогов общеобразовательных организаций с родителями обучающихся в современных условиях // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: материалы III Всероссийской научной конференции 11 ноября 2021 г. Омск: Издательство ОмГПУ, 2021. С. 61–64. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=47489413 (дата обращения: 28.12.2021).

36. Загвязинский В. И. О ценностно-ориентационных основаниях образовательной системы страны // Образование и наука. 2016. № 6 (135). С. 11–22. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-6-11-22

37. Зборовский Г. Е., Шабарова Н. В. Сообщество родителей школьников как субъект гражданского общества (на материале исследования в российском мегаполисе) // Социологический журнал. 2021. Т. 27, № 3. С. 121–146. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.3.8427

38. Бывшева М. В., Чугаева И. Г. Социальное партнерство семьи и школы в непрерывном образовании детей [Электрон. ресурс] // Новгородское образование. 2018. № 2. С. 17–23. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35357683 (дата обращения: 28.12.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Коротаева Е.В., Андрюнина А.С., Чугаева И.Г. Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект. Образование и наука. 2023;25(3):97-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-97-121

For citation:


Korotaeva E.V., Andryunina A.S., Chugaeva I.G. Dialogical interaction between family and school: The content aspect. The Education and science journal. 2023;25(3):97-121. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-97-121

Просмотров: 301


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)