Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Ценностные ориентации мультисубъектного «Я» и рефлексивный выбор как ресурсы стрессоустойчивости и адаптации студентов в поликультурных группах

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-122-154

Полный текст:

Аннотация

Введение. Данное исследование посвящено актуальной проблеме исследования переживания стресса и адаптации студентами в условиях обучения в поликультурной среде современных университетов. В контексте изучения ресурсов стрессоустойчивости и адаптации в исследовании анализируются ценностные приоритеты и реализуемость ценностей студентов из Китая и России на основе концепции множественного «Я». Актуальность выбранного подхода обусловлена внутриличностным ценностным конфликтом, возникающим у студентов в ходе обучения в поликультурной среде университета и взаимодействия с представителями других культур.

Цель статьи – кросс-культурный анализ ценностей мультисубъектного «Я» и рефлексивного выбора студентов из Китая в контексте переживания ими стресса и адаптации к стрессовым ситуациям в новой культуре и студентов из России, обучающихся в условиях поликультурного взаимодействия.

Методология, методы и методики. В исследовании используется сравнительный анализ значимости ценностей и их реализуемости у представителей разных культур в контексте переживания стресса и адаптации к стрессовым ситуациям у студентов, вовлеченных в поликультурную образовательную среду.

Результаты и научная новизна. Исследование позволило изучить факторы успешной адаптации к иной культуре на примере студентов из Китая и обучающихся с ними в одной поликультурной среде студентов из России. Выявлены ценности, отличающие студентов с высоким уровнем адаптации к поликультурной среде современного университета: здоровье, творчество, карьера, власть, образование у студентов из Китая, свобода и дружба у студентов из России. Обнаружены культурно-специфические различия в успешности реализуемости личных ценностных запросов в области любви (более успешная реализация у студентов из Китая) и свободы (более успешная реализация у студентов из России). Выявлены культурные группы с разной степенью приспособленности к поликультурной среде университета и проанализированы их особенности. Полученные результаты исследования адаптации студентов в поликультурной образовательной среде могут стать основанием дифференциального подхода в кросс-культурных исследованиях. Практическая значимость. Проанализированная специфика рефлексии приоритетов ценностей субструктур мультисубъектного «Я» и установленные различия в реализуемости личных ценностных запросов студентов из Китая и России могут быть использованы в консультационной практике центров культурной адаптации.

Об авторах

В. Г. Грязева-Добшинская
Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
Россия

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» НОЦ «Биомедицинские технологии», профессор кафедры «Психология развития и возрастное консультирование»

AuthorID 304-899

Челябинск

 



Е. И. Колтунов
Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
Россия

Колтунов Евгений Иванович – научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» НОЦ «Биомедицинские технологии»

AuthorID 903-340

Челябинск



Ю. А. Дмитриева
Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
Россия

Дмитриева Юлия Александровна – старший научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» НОЦ «Биомедицинские технологии», старший преподаватель кафедры «Психология развития и возрастное консультирование»

AuthorID 717-663

Челябинск



Е. С. Набойченко
Уральский государственный медицинский университет
Россия

Набойченко Евгения Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психолого-социальной работы и высшего сестринского образования

AuthorID 391-572

Екатеринбург



Ц. Чжи
Шэньянский политехнический университет
Китай

Цзинь Чжи – доцент, преподаватель русского языка

Шэньян



Список литературы

1. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Калиненко В. К. Кравцова О. В. Психологическая помощь мигрантам: Травма, смена культуры, кризис идентичности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г. У. Солдатовой. Москва: Смысл, 2002. 479 с.

2. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / Под общ. ред. А. Г. Асмолова. Москва: Издательский Дом ЯСК, 2018. С. 76–101.

3. Martindale C. Subselves: The internal representation of situational and personal dispositions // Review of personality and social psychology. 1980. Vol. 1. P. 193–218.

4. Kihlstrom J. F.. Consciousness, the unconscious, and the self. // Psychology of Consciousness: Theory, Research, and Practice. 2022 Vol. 9, № 1. P. 78–92. DOI: 10.1037/cns0000285

5. Bogart V. Transcending the Dichotomy of Either “Subpersonalities” or “An Integrated Unitary Self.” // Journal of Humanistic Psychology. 1994. Vol. 34, Issue 2. P. 82–89. DOI: 10.1177/00221678940342006

6. Hermans H. J. Dialogical Self in a Complex World: The Need for Bridging Theories // Europe’s Journal of Psychology. 2015. Vol. 11, Issue 1. P. 1–4. DOI: 10.5964/ejop.v11i1.917

7. Murray H. Transactional Analysis – Eric Berne. Simply Psychology. 2021. Available from: www.simplypsychology.org/transactional-analysis-eric-berne.html (date of access: 25.08.2022).

8. Дубровский Д. И. Субъективная реальность: динамическая структура, онтологические и гносеологические измерения // Вопросы философии. 2016. № 12. С. 82–95.

9. Тхостов А. Ш. Культурно-историческая патопсихология. Монография. Москва: Канон+, 2020. 320 с.

10. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

11. Петровский В. А. Состоятельность и рефлексия: модель четырех ресурсов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, № 1. С. 77–100.

12. Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context // Online Readings in Psychology and Culture. 2011. Vol. 2, Issue 8. DOI: 10.9707/2307-0919.1014

13. Markus H. R., Kitayama S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation // Psychological Review, 1991. Vol. 98, № 2. P 224–253. DOI: 10.1037/0033-295X.98.2.224

14. Miller J. G. Culture and the development of everyday social explanation // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. Vol 46, № 5. P. 961–978. DOI: 10.1037/0022-3514.46.5.961

15. Мацумото Д. Психология и культура. Санкт-Петербург: Прайм Еврознак, 2002. 416 c.

16. Mazetti M. Cross-cultural transactional analysis // Relational Transactional Analysis. Fowlie H., Sills Ch. (ed.). London. Routledge, 2011. P. 189–197.

17. Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю. Четырехфакторный опросник Я: его концептуальный и психометрический анализ // Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. С. 53–74. DOI: 10.17223/17267080/75/4

18. Балева М. В. Эффекты этнического Я и кросс-культурного фактора на полимодальное Я и аффилиативные мотивы удмуртских и русских студенток // Учебный процесс в вузе искусства и культуры: организационные и научно-методические проблемы. Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. С. 105–109.

19. Ясюкова Л. А. Фрустрационный тест Розенцвейга. Диагностика реакций в ситуациях конфликта: методическое руководство. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2007. 128 с.

20. Лефевр В.А. Высшие ценности и формальная теория выбора // Вопросы философии. 2012. № 4. С. 154–157.

21. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2012. 392 с.

22. Кочарян А. С., Макаренко А. А., Ван Сяо Лун. Соотношение ценности-доступности в разных жизненных сферах китайских студентов [Электрон. ресурс] // Перспективы науки и образования: Международный электронный научный журнал. 2015. № 1 (13). С. 96–100. Режим доступа: https://pnojournal.files.wordpress.com/2014/12/pdf_150115.pdf (дата обращения: 15.08.2022).

23. Даниленко О. И., Сюй И. Ценности китайских студентов: значимость и доступность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8, № 1. С. 34–46.

24. Капустина А. Н. Теоретический и эмпирический анализ изучения базовых ценностей и ценностных ориентаций представителей молодёжи // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, № 3 (7). С. 39–64.

25. Zhang W., Tang X., He X., Chen G. Evolutionary Effect on the Embodied Beauty of Landscape Architectures // Evolutionary Psychology. 2018. Vol. 16 (1). DOI: 10.1177/1474704917749742

26. Zhang W., Tang X., He X., Lai S. Attentional Bias to Beauty with Evolutionary Benefits: Evidence from Aesthetic Appraisal of Landscape Architecture // Frontiers in Psychology. 2018. № 9. Article number 71. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00071

27. Schwartz S. H. Cultural Value Orientations: Nature & Implications of National Dif-ferences. Psychology // Journal of the Higher School of Economics. 2008. Vol. 5, № 2. P. 37–67.

28. Швацкий А. Ю. Изучение особенностей семейных ценностей русской и казахской молодежи // Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде: Сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции, Гомель, 01 июля 2021 года. Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2021. С. 183–185.

29. Mishina M. М., Likhacheva E. V., Marinova T. Y., Feoktistova S. V., Ognev, A. S. The Values and Purpose-In-Life Orientations of University Students in Russia and Transdniestria // Psychology of Subculture: Phenomenology and Contemporary Tendencies of Development. 2019. Vol. 64. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. P. 413–422. DOI: 10.15405/epsbs.2019.07.54

30. Singh S., McBride K., Kak V. Role of Social Support in Examining Acculturative Stress and Psychological Distress Among Asian American Immigrants and Three Sub-groups: Results from NLAAS // Journal of Immigrant and Minority Health. 2015. Vol. 17, № 6. P. 1597–1606. DOI: 10.1007/s10903-015-0213-1

31. Cao C., Zhu C., Meng Q. Chinese International Students’ Coping Strategies, Social Support Resources in Response to Academic Stressors: Does Heritage Culture or Host Context Matter? // Current Psychology. 2021. Vol. 40, № 1. P. 242–252. DOI: 10.1007/s12144-018-9929-0

32. Cao C., Meng Q. A systematic review of predictors of international students’ cross-cultural adjustment in China: current knowledge and agenda for future research // Asia Pacific Education Review. 2022. Vol. 23, № 1. P. 45–67. DOI: 10.1007/s12564-021-09700-1

33. Wang J., Rao N. What do Chinese students say about their academic motivational goals – reasons underlying academic strivings? // Asia Pacific Journal of Education. 2022. Vol. 42, Issue 2. P. 245–259. DOI: 10.1080/02188791.2020.1812513

34. Румянцева П. В., Сюй Ч. Учебная мотивация и социокультурная адаптация китайских студентов на начальном и завершающем этапах обучения в российских вузах // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Сборник научных статей участников ХVII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 18–20 апреля 2018 года. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2018. С. 292–295.

35. Галой Н. Ю., Лихачёва Э. В., Николаева Л. П., Огнев А. С. Ценностные ориентации студентов как предиктор их самоэффективности и жизнестойкости // Человеческий капитал. 2020. № 8 (140). С. 241–250. DOI: 10.25629/HC.2020.08.23


Рецензия

Для цитирования:


Грязева-Добшинская В.Г., Колтунов Е.И., Дмитриева Ю.А., Набойченко Е.С., Чжи Ц. Ценностные ориентации мультисубъектного «Я» и рефлексивный выбор как ресурсы стрессоустойчивости и адаптации студентов в поликультурных группах. Образование и наука. 2023;25(3):122-154. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-122-154

For citation:


Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Koltunov E.I., Dmitrieva Yu.A., Naboichenko E.S., Zhi J. Value foundations of the multiple self and reflexive choice as student’s resources in stress resistance and adaptation in multicultural groups. The Education and science journal. 2023;25(3):122-154. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-122-154

Просмотров: 367


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)