Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДА ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ В ДИДАКТИКЕ В. В. ДАВЫДОВА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-48-75

Полный текст:

Аннотация

В статье с философско-педагогических позиций рассматривается проблема использования в образовательном процессе метода восхождения от абстрактного к конкретному. Реализуя эту цель, автор подчеркивает, что философия и педагогика обречены на «сотрудничество» в силу взаимозависимого характера их отношений. Особенно важно такое взаимодействие в период крутых перемен в социальной и, соответственно, образовательной сферах.

Показано, что полимодальная природа абстрактного и конкретного допускает возможность наделения их плюсовым (положительным) и минусовым (отрицательным) значениями. По аналогии с «дурной бесконечностью» в работе конституируются понятия «дурное абстрактное» и «дурное конкретное». Это, в свою очередь, позволяет, например, признать понятие «абстрактная педагогика», во многом характеризующее современную образовательную практику, когда новации внедряются без учета конкретных особенностей ареала их распространения.

Произведен историко-логический анализ применения метода восхождения от абстрактного к конкретному в отечественной педагогике. Данный метод имеет довольно длинную историю разработки, однако только в дидактике В. В. Давыдова он получил системное технологическое оформление.

На основе исходных положений концепции развивающего обучения В. В. Давыдова автор делает несколько выводов. Мысль учащегося целенаправленно движется от общего к частному. Благодаря использованию метода восхождения от абстрактного к конкретному раскрываются история и смысл подлежащих усвоению понятий и развивается теоретическое мышление. Учение не может быть сведено ни к овладению набором знаний, ни тем более к закреплению отдельных учебных действий. Формирование целостной учебно-познавательной деятельности  происходит в процессе превращения ученика в учащегося, объекта обучения – в субъект данной деятельности через присвоение им учебного материала. Обучающийся как субъект индивидуальной и совместной учебной деятельности должен быть готов к выражению своего отношения к происходящему и, соответственно, к выбору оптимальной стратегии своего поведения. Таким образом, дидактический метод В. В. Давыдова служит гуманистическим целям всестороннего гармоничного развития человека. 

Об авторе

Н. К. Чапаев
Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования



Список литературы

1. Гегель Г. В. Ф. Кто мыслит абстрактно? Работы разных лет: в 2 т. / сост., общ. ред. А. В. Гулыги. М.: Мысль, 1972. Т. 1. 668 с.

2. Гебарт И. Ф. Первые лекции по педагогике // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1940. С. 35–40.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

4. Данилов М. А. Педагогический процесс, диалектика его движения и отражение в теории // Тезисы докладов семинара по методологии педагогики и методики педагогических исследований, 27–31 ноября 1969. М.: НИИ ТиИП АПН СССР, 1969. С. 3–15.

5. Загвязинский В. И. Исследование движущих сил учебного процесса: дис. … д-ра пед. наук. М., 1973. 449 с.

6. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.

7. Загвязинский В. И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации // Образование и наука: Изв. УрО РАО. 2011. № 7. С. 14–22.

8. Зинченко В. П. Очень субъективные заметки о психологической диагностике // Человек. 2001. № 1. С. 91–92.

9. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: очерки истории и теории: 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. 320 с.

10. Ильенков Э. В. О диалектике абстрактного и конкретного в научно-теоретическом познании // Вопросы философии. 1955. № 1. С. 42–56.

11. Ильин Е. Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: из опыта работы. М.: Просвещение. 1988. 224 с.

12. Копнин П. В. Логические основы наук. Киев, 1968. 284 с.

13. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Академия, 2005. 225 с.

14. Кант И. Сочинения: в 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 3. 799 с.

15. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. М.: Слово; Эксмо, 2003. 480 с.

16. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2008. 224 с.

17. Краевский В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. 2002. № 1. С. 3–10.

18. Краткий философский словарь. М.: Слово; Эксмо, 2003. 480 с.

19. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.

20. Лосев А. Ф. Философия имени. М.: МГУ, 1990. С. 21–22.

21. Новейший философский словарь: 3-е изд., испр. М.: Книжный Дом. 2003. 1280 с.

22. Степанова М. А. Психологическая наука и философия в сфере образования: современное состояние и актуальные задачи // Вопросы философии. 2010. № 6. С. 67–80.

23. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. 445 с.

24. Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. С. 146–169.

25. Чапаев Н. К., Верещагина И. П. Философия и история образования: учеб. для студ. вузов. М.: Академия, 2013.


Для цитирования:


Чапаев Н.К. ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДА ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ В ДИДАКТИКЕ В. В. ДАВЫДОВА. Образование и наука. 2013;(8):48-75. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-48-75

For citation:


Chapayev N.K. PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL PRECONDITIONS AND DEVELOPMENT ALGORITHM OF THE ASCENT FROM THE ABSTRACT TO THE CONCRETE IN V. V. DAVIDOV’S DIDACTICS. The Education and science journal. 2013;(8):48-75. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-48-75

Просмотров: 239


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)