Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ОБЪЕКТИВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛАТЕНТНЫХ ВЕЛИЧИН В ОБРАЗОВАНИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-76-88

Texto completo:

Resumen

Проблема объективной оценки латентных величин в образовании стоит достаточно остро. Поиск и апробация методов, позволяющих проводить адекватные измерения в социальных областях, к кото-рым, безусловно, относится и образование, – актуальная и необходимая задача. Основной идеей данной статьи является популяризация модели Раша как методического инструмента для объективного определения латентных величин в социально-гуманитарной сфере и измерения качества образования. Обосновывается выбор модели и обобщается опыт применения этой теории для выявления учебных достижений  выпускников средней школы в области математики.

Освещаются преимущества применения модели Раша, философия которой состоит в том, что экспериментальные данные должны соответствовать модели, а не наоборот. Не модель призвана описывать действительность такой, какова она есть, как в точных науках, а сама действительность должна совпадать с логическим основанием модели. Теория не допускает, чтобы сильный испытуемый не справлялся с легкими заданиями или слабый успешно выполнял сложные. Теория идеализирует действительность, вместе с тем для ее использования недостаточно просто абстрагироваться от «нарушений правил модели», необходимо статистически убедиться в том, что экспериментальные данные соотносятся с логическим основанием модели. На первый взгляд, это жесткое требование, но в данном  случае, как показало исследование, теория и практика «пожали друг другу руки».

Несмотря на все достоинства модели, автор обращает внимание и на ограничения практического применения рассматриваемой теории. Однако в целом результаты проведенных экспериментов показывают способность Раши определять и моделировать учебные достижения и качество образования. Ценность модели заключается прежде всего в том, что она позволяет составлять статистически обоснованную картину уровня измеряемой латентной переменной, дает возможность строить прогнозы на будущее и проводить детальную диагностику настоящего. 

Del autor

Л. Летова
Центр информационных технологий Омского государственного технического университета, Омск.
Russian Federation


Referencias

1. Анисимова Т. С., Маслак А. А., Осипов С. А. Сравнительный анализ модели Rasch и классической модели по точности оценивания// Анализ качества образования и тестирование: материалы конференции. М.: МЭСИ, 2001. С. 38–42.

2. Летова Л. В. Концепция качества высшего профессионального образования: проблемы и пути развития // Омский научный вестник. 2009. № 2 (80). С. 9–11.

3. Летова Л. В., Осипов С. А. Информационные технологии в измерении латентных величин // Телематика 2012: материалы XIX Всероссийской научно-методической конференции. 2012. С. 303–306.

4. Маслак А. А. Измерение латентных переменных в социальных системах. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2012. 432 с.

5. Masters N. G. The Key to Objective Measurement. Australian Council on Educational Research, 2001.

6. Rasch G. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests. Copenhagen: Danish Institute for Educational Research. (Expanded edition, 1980, Chicago: University of Chicago Press).

7. Smith R. M. Rasch Measurement Models: Interpreting Win-steps/Bigsteps and Facets Output. Maple Grove. Minnesota: JAM Press, 1999. 58 p.

8. Wright B. D., Stone M. N. Best Test Design. Rasch Measurement Chicago: Mesa Press,1979. 223 p.


Recensión

Para cita:


Letova L.V. OBJECTIVE MEASUREMENT AND MODELING OF THE LATENT VARIABLES IN EDUCATION. The Education and science journal. 2013;(8):76-88. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-76-88

Número de consultas: 1085


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)