Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-17-30

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития инновационного мышления школьников. Поскольку разработка и освоение высоких технологий становятся неотъемлемой частью экономики любого государства, претендующего на звание передовой державы, задача массовой подготовки молодежи к инновационной деятельности, особенно в естественно-научной и технической сферах, становится сегодня весьма актуальной. Цель предпринятого авторами исследования – поиск путей и способов формирования инновационного мышления в условиях общеобразовательный учреждений. Анализируется понятие данного вида мышления и дается его авторское определение. Рассмотрены два этапа проявления инновационной мыслительной деятельности – когнитивный и инструментальный; выделены ее основные характеристики: творческая, научно-теоретическая, социально-позитивная, конструктивная, преобразующая, прагматичная. Показано, что в совокупности все свойства инновационного мышления образуют сложную, но целостную структуру, которая разрушается при отсутствии хотя бы одной составляющей. На основе выделенных особенностей инновационного мышления сформулированы ключевые образовательные задачи по его активизации и предложены средства их решения в рамках учебных предметов и с помощью дополнительного образования. Авторы надеются, что выдвинутые ими рекомендации позволят организовать целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к новационной профессиональной деятельности в разных сферах и будут способствовать профессиональному самоопределению, соответствующему интересам государства, нацеленного на создание передовой экономики.

Об авторах

А. П. Усольцев
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
Россия
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактике Уральского государственного педагогического университета


Т. Н. Шамало
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
Россия
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактике Уральского государственного педагогического университета, академик Международной академии наук педагогического образования, Екатеринбург


Список литературы

1. Делия В. П. Инновационное мышление в XXI веке. Москва: Де-По, 2011. 232 с.

2. Лесков С. Л. Живая инновация. Мышление XXI века: пособие для старшеклассников. Москва: Просвещение, 2010.

3. Сенько Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся. Москва: Знание, 1986. 80 с.

4. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. О понятии инновационного мышления // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 94–98.

5. Усольцев А. П., Шамало Т. Н., Щербакова В. Б. Модель системы естественнонаучной и технологической подготовки молодежи к инновационной деятельности // Подготовка молодежи к инновационной деятельности в процессе обучения физике, математике, информатике: сб. науч. трудов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 238 с.

6. Якиманская И. С. Развивающее обучение. Москва: Педагогика, 1979. 144 с.


Рецензия

Для цитирования:


Усольцев А.П., Шамало Т.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Образование и наука. 2014;1(4):17-30. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-17-30

For citation:


Usoltsev A.P., Shamalo T.N. DEVELOPING THE INNOVATIVE MENTALITY OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS. The Education and science journal. 2014;1(4):17-30. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-17-30

Просмотров: 1937


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)