Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ РИСКОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-31-43

Полный текст:

Аннотация

Тема статьи – инновационная деятельность высших учебных заведений. В условиях, когда инновации становятся ведущим трендом в современном мире и конкурентоспособность любого субъекта рыночных отношений зависит, прежде всего, от интеллектуального потенциала, способности разрабатывать и осваивать новые технологии, образование как система формирования интеллектуального капитала и одна из главных сфер производства инноваций приобретает особую роль. Внимание авторов сосредоточено на проблеме рисков инновационной деятельности отечественных вузов. Перечислены основные внешние вызовы рассматриваемой области (быстрое устаревание транслируемого знания, нарастание темпа социальных изменений, невысокая конкурентоспособность российского образования на глобальном рынке и др.), показаны внутренние угрозы развитию системы образования (недостаточная квалификация и преклонный возраст большинства преподавателей, отсутствие необходимой инфраструктуры и устаревшая парадигма управления, слабая нацеленность на производство инноваций и инноваторов и т. д.). В зависимости от сегмента внутренней и внешней среды представлены возможные риски инновационной деятельности вуза на микро- и макроуровнях. Очевидно, что имеющие практическую значимость прогнозирование и эффективное управление рисками инновационных проектов в вузе требуют идентификации и классификации этих рисков. Предлагаемый авторами вариант классификации позволит, по их мнению, определять перспективы развития инновационных проектов и направить усилия на разработку мер по защите от негативного воздействия рисков. 

Об авторах

М. С. Мотышина
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Россия
Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики высшего образования факультета психологии


О. Г. Шарипа
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург
Россия
Аспирант


Список литературы

1. Литература

2. Ассорина Г., Ягудин С. Управление инновационными процессами в вузе: проектный подход // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 7/8. С. 102–112.

3. Волков А. Т. Инновационная инфраструктура вуза: учебно-методическое пособие / А. Т. Волков [и др.]; под общ. ред. Д. С. Медовникова. Москва: МАКС Пресс, 2011. 236 с.

4. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. Москва: Маркет ДС, 2008. 200 с.

5. Государственная программа Российской Федерации ≪Развитие образования≫ на 2013–2020 годы (проект). Сайт Министерства образования и науки РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.минобрнауки.рф.документы/2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект).pdf (дата обращения: 10.04.2014).

6. Казанцева А. А. Специфика реализации инновационного проекта в гуманитарном вузе // Педагогические науки. 2012. № 10.

7. Калиновская Т. Г., Косолапова С. А., Прошкин А. В. Треугольник знаний как фактор инновационного развития // Успехи современного естествознания. 2010. № 10. С. 118–120.

8. Комплексная оценка инновационной деятельности вуза: теоретические и методические аспекты [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vvsu.ru/science/dis/dis.asp (дата обращения: 15.04.2013).

9. Мазелис Л. С., Солодухин К. С. Модели оптимизации портфеля проектов университета с учетом рисков и корпоративной социальной ответственности // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 4.

10. Никитина Н. Ш., Щеглов П. Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1.

11. Новикова И. И. Управление рисками в деятельности высших учебных заведений Российской Федерации: автореф. дис. … канд. эконом. наук. Москва, 2008. 24 с.

12. Ольховик И. В. Инновационный менеджмент в высшем образовании [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/2776.htm (дата обращения 30.07.2013).

13. Орлов А. И. Менеджмент. Москва: Изумруд, 2003.

14. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. статей и аналитических докл. Москва: Дело, 2009. 400 с.

15. Управление инновационными проектами: учебное пособие / под ред. проф. В. Л. Попова. Москва: ИНФРА-М, 2009. 306 с.

16. Шапошникова С. В. Принципы управления инновационной деятельностью // Инновационный вестник ≪Регион≫. 2009. № 2. С. 10–14.

17. Floricel S., Ibanescu M. Using R & D portfolio management to deal with Dynamic Risk // R & D Management. 2008. Vol. 38. № 5. Р. 452–467.


Для цитирования:


Мотышина М.С., Шарипа О.Г. ОСОБЕННОСТИ РИСКОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ. Образование и наука. 2014;1(4):31-43. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-31-43

For citation:


Motyshina M.S., Sharipa O.G. SPECIFICITY OF INNOVATION RELATED RISKS OF HIGHER SCHOOLS. The Education and science journal. 2014;1(4):31-43. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-31-43

Просмотров: 763


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)