Типология «смещенной критики» в научных педагогических диалогах как методологический феномен
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-12-37
Аннотация
Введение. Современный диалог в науках об образовании играет исключительно важную роль как инструмент принятия научно обоснованных решений, как средство оценки продуктивности предлагаемых различными авторами инноваций. Однако практика современных научных дискуссий в педагогике фиксирует массу проблем. Организация корректных с точки зрения логики и содержания диалогов, участники которых внимательно слушают своих партнеров и адекватно авторским замыслам воспринимают и анализируют предлагаемые решения, представляет достаточно серьезную проблему. Тем не менее анализ литературы по теме исследования, анализ «живых» диалогов в поле образования показывает, что авторами и участниками часто нарушаются правила логически и содержательно корректного дискурса. Предъявляемая во множестве диалогов авторская критика в адрес предшественников страдает множеством недостатков, которые можно кратко тезировать как «смещенную критику» – это означает перенос фокуса критики с реальных ошибок и несообразностей на незначительные огрехи и небрежность. Поэтому мы сочли необходимым осуществить методологическое «вмешательство» в проблему корректного диалога в педагогике.
Данные обстоятельства, подкрепленные выводами европейских исследователей образования, обусловливают актуальность выбранной темы.
Целями данной статьи являются: а) конструирование и обоснование типологии фрагментов «смещенной критики», их тезисное отображение; б) отображение «смещенной критики» как методологического негатива и стимула исследовательской рефлексивной активности педагогического научного сообщества.
Методология, методы и методики. Методами исследования стали анализ записей научных диалогов и научных текстов на предмет содержательной и логической корректности обоснований педагогических выводов и их критики; конструирование и обоснование типологии компонентов исследуемого поля; рефлексия результата и выявление перспективных векторов разработки обозначенной темы.
Результатами проведенного исследования является типология фрагментов «смещенной критики», включающая: а) некритичное вычленение фрагментов рецензируемого текста (или устного диалога) – вне связи с тем, как их предъявлял сам критикуемый автор; б) приписывание автору некорректных умозаключений, которых он не выдвигал; в) критику иллюзорных следствий из утверждений автора текста или участника диалога; г) критику, явно просвечивающую содержательную неосведомленность предъявляющего ее участника диалога; д) критику, в которой искусственно обособляются неразрывно связанные элементы и предлагающую искаженную форму связи между ними; е) критику, намеренно акцентирующую внимание читателя на несущественных ошибках в тексте или фрагменте диалога и упускающую ошибки значимые. Кроме обоснованной типологии «смещенная критика» представлена в формате методологического негатива (1), а процесс ее выявления как стимул скрупулезной исследовательской деятельности – в педагогике (2).
Научная новизна заключается в выдвижении и обосновании типологии методологически некорректных фрагментов «смещенной критики» в педагогических устных и текстовых диалогах, а также в позиционировании исследуемого феномена как методологического негатива и стимула для исследовательской рефлексивной деятельности в научной педагогике.
Практическая значимость результатов заключается в нахождении таких форм отображения критики в адрес участников диалогов, в адрес текстов предшественников, которых необходимо всячески избегать, участвуя в научных дискуссиях, критикуя результаты, полученные авторами статей и книг.
Об авторах
А. В. КоржуевРоссия
Андрей Вячеславович Коржуев, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра медицинской и биологической физики
Москва
Н. В. Головина
Россия
Наталия Владимировна Головина, кандидат фармацевтических наук, доцент, доцент кафедры
институт фармации
кафедра химии
Москва
Н. А. Контаров
Россия
Николай Александрович Контаров, кандидат биологических наук, доцент кафедры
лечебный факультет
кафедра медицинской и биологической физики
Москва
Ю. Б. Икренникова
Россия
Юлия Борисовна Икренникова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра общеобразовательных дисциплин
Москва
Список литературы
1. Koskinen H. J. Antecedent recognition: Some problematic educational implications of the very notion // Journal of Philosophy of Education. 2018. № 52 (1). P. 178–190. DOI: 10.1111/1467-9752.12276
2. Pritchard D. Epistemic virtue and the epistemology of education // Journal of Philosophy of Education. 2013. № 47 (2). P. 236–247. URL: https://www.researchgate.net/publication/315919359_Epistemic_Virtue_and_the_Epistemology_of_Education
3. Kallio H., Virta K., Kallio M. Modelling the components of metacognitive awareness // International Journal of Educational Psychology. 2018. Vol. 7, № 2. P. 94–122. DOI: 10.17583/ijep.2018.2789
4. Ennis R. H. Critical thinking across the curriculum: A vision // Topoi. 2018. Vol. 37, № 1. P. 165–184. DOI: 10.1007/s11245-016-9401-4
5. Zenker F. Introduction: reasoning, argumentation, and critical thinking instruction // Topoi. 2018. Vol. 37, № 1. P. 91–92. DOI: 10.1007/s11245-016-9416-x
6. Snaza N. Aleatory entanglements: (Post)humanism, hospitality and attunement – A response to Hugo Letiche // Journal of Curriculum and Pedagogy. 2018. Vol. 14. P. 256–272. DOI: 10.1080/15505170.2017.1398700
7. Letiche H. Bewildering pedagogy // Journal of Curriculum and Pedagogy. 2017. Vol. 14. P. 236–255. DOI: 10.1080/15505170.2017.1335662
8. Billig Sh. H., Waterman A. S. Studying service-learning: Innovations in education research methodology. London: Routledge, 2014. 276 p. Available from: https://www.researchgate.net/publication/234013750_Studying_Service_Learning_Innovations_in_Education_Research_Methodology (date of access: 20/02/2023).
9. Shirish T. S. Research methodology in education. Lulu Publication. USA, 2013. 122 p.
10. Hanan A. A. What is critical about critical pedagogy? Conflicting conceptions of criticism in the curriculum // Educational Philosophy and Theory. 2016. Vol. 50 (10). P. 903–916. DOI: 10.1080/00131857.2016.1228519
11. Alexander P. A. Reflection and reflexivity in practice versus in theory: Challenges of conceptualization, complexity, and competence // Educational Psychologist. 2017. Vol. 25, № 4. P. 307–314. DOI: 10.1080/00461520.2017.1350181
12. Barczyński B. J., Kalina R. M. Science of martial arts – example of the dilemma in classifying new interdisciplinary sciences in the global systems of the science evaluation and the social consequences of courageous decisions // Procedia Manufacturing. 2015. Vol. 3. P. 1203–1210. DOI: 10.1016/j.promfg.2015.07.199
13. Baxter Magolda M. B. Evolution of a constructivist conceptualization of epistemological reflection // Educational Psychologist. 2004. Vol. 39, № 1. P. 31–42. DOI: 10.1207/s15326985ep3901_4
14. Leś T. The research potential of educational theory: On the specific characteristics of the issues of education // Educational Philosophy and Theory. 2017. Vol. 49, № 14. P. 1428–1440. DOI: 10.1080/00131857.2017.1313716
15. Koivuniemi M., Järvenoja H., Järvelä S. Teacher education students’ strategic activities in challenging collaborative learning situations // Learning, Culture and Social Interaction. 2018. Vol. 19. P. 109–123. DOI: 10.1016/j.lcsi.2018.05.002
16. Rodek V. Learning and its effectiveness in students’ self-reflection // The New Educational Review. 2019. Vol. 55. P. 112–120. DOI: 10.15804/tner.2019.55.1.09
17. Kornienko A. A. The concept of knowledge society in the ontology of modern society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. P. 378–386. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.12.540
18. Rapanta C. Argumentation as critically oriented pedagogical dialogue // Informal Logic. 2019. Vol. 39, № 1. P. 1–31. DOI: 10.22329/il.v39i1.5116
19. Rapanta C. Teaching as abductive reasoning: The role of argumentation // Informal Logic. 2018. Vol. 38, № 2. P. 293–311. DOI: 10.22329/il.v38i2.4849
20. Kim M.-Y., Wilkinson I. A. G. What is dialogic teaching? Constructing, deconstructing, and reconstructing a pedagogy of classroom talk // Learning, Culture and Social Interaction, 2019. Vol. 21. P. 70–86. DOI: 10.1016/j.lcsi.2019.02.003
21. Coney C. L. Critical thinking in its contexts and in itself // Educational Philosophy and Theory. 2014. Vol. 47, № 5. P. 515–528. DOI: 10.1080/00131857.2014.883963
22. Brezinka W. Philosophy of educational knowledge: An introduction to the foundations of science of education, philosophy of education and practical pedagogics. Springer Science & Business Media, 2012. 303 p. DOI: 10.1007/978-94-011-2586-4
23. Gardiner G. Teleologies and the methodology of epistemology. Epistemic evaluation: Purposeful epistemology // Oxford University Press. 2015. P. 31–45. Available from: https://ssrn.com/abstract=3242372 (date of access: 25. 03. 2023).
24. Chekour M., Laafou M., Janati-Idrissi R. What are the adequate pedagogical approaches for teaching scientific disciplines? Physics as a case study // Journal of Educational and Social Research. 2018. Vol. 8, № 2. P. 141–148. DOI: 10.2478/jesr-2018-0025
25. Rapanta C., Macagno F. Evaluation and promotion of argumentative reasoning among university students: The case of academic writing // Revista Lusofona de Educacao. 2019. Vol. 45. P. 125–142. URL: https://www.researchgate.net/publication/338698575_Evaluation_and_Promotion_of_Argumentative_Reasoning_Among_University_Students_The_Case_of_Academic_Writing
26. Skidmore D., Murakami K. Dialogic pedagogy: The importance of dialogue in teaching and learning. Multilingual Matters, 2016. 289 p.
27. Rose D. Analysing pedagogic discourse: an approach from genre and register // Functional Linguist. 2014. Vol. 1 (11). DOI: 10.1186/s40554-014-0011-4
28. A dialogue about educational dialogue: Reflections on the field and the work of the Cambridge Educational Dialogue Research (CEDiR). Working Paper Series, 2018. 51 p. Available from: https://www.academia.edu/37916282/A_Dialogue_About_Educational_Dialogue_Reflections_on_the_Field_and_the_Work_of_The_Cambridge_Educational_Dialogue_Research_CEDiR_Group (date of access: 25. 03. 2023).
29. Tariqah A. Nuriddin. Teaching critical thinking: Practical wisdom by bell hooks // Teaching Sociology. 2012. № 40 (2). P. 182–183. URL: https://www.researchgate.net/publication/261980259_Teaching_Critical_Thinking_Practical_Wisdom_by_bell_hooks
30. Irawan N., Valentina T. F. The language of argumentation: A book review // Journal of Language and Education. 2021. Vol. 7 (2). P. 274–276. DOI: 10.17323/jle.2021.12538
31. The Routledge international handbook of research on dialogic education. London: Routledge, 2019. 714 p. Available from: https://www.taylorfrancis.com/books/edit/10.4324/9780429441677/rout-ledge-international-handbook-research-dialogic-education-neil-mercer-rupert-wegerif-louis-major (date of access: 20. 03. 2023).
32. Новиков А. М. Основания педагогики. Москва: Эгвес, 2010. 208 с.
33. Перминова Л. М. Аксиологический контур дидактики // Гуманитарная наука и образование. 2022. Т. 13, № 4 (52). С. 80–89. Режим доступа: https://mordgpi.ru/upload/iblock/2d8/Tom-13_-_4-_oktyabr_dekabr_.pdf (дата обращения: 20. 03. 2023).
34. Коржуев А. В., Икренникова Ю. Б., Кулиев З. А., Рязанова Е. Л., Шадрина Е. Н. Педагогика в созвездии наук: методологический диалог и перенос знаний // Вопросы философии. 2022. № 6. С. 75–86. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-6-75-86
35. Коротов В. М. Воспитывающее обучение. Москва: Просвещение, 1980. 191 с.
36. Щедровицкий Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований. Избранные труды. Москва: Шк. Культ. Полит, 1995. 800 с.
37. Щедровицкий Г. П. Мышление, понимание, рефлексия. Москва: Наследие ММК., 2005. 798 с.
38. Александрова Е. А., Асадуллин Р. М., Бережнова Е. В., Богуславский М. В., Бобрышов С. В., Коршунова Н. Л., Рындак В. Г. Методология педагогики: монография. Москва: ИНФРА-М, 2020. 296 с.
39. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: монография. Москва: КиноРус, 2016. 511 с.
Рецензия
Для цитирования:
Коржуев А.В., Головина Н.В., Контаров Н.А., Икренникова Ю.Б. Типология «смещенной критики» в научных педагогических диалогах как методологический феномен. Образование и наука. 2023;25(6):12-37. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-12-37
For citation:
Korzhuev A.V., Golovina N.V., Kontarov N.A., Ikrennikova Yu.B. Typology of “Displased criticism” in scientific pedagogical dialogues as a methodological phenomenon. The Education and science journal. 2023;25(6):12-37. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-12-37