Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Акмеологическая технология прогнозирования индивидуальных профессионально-ориентированных траекторий развития личности студентов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-69-99

Полный текст:

Аннотация

   Введение. В условиях глубоких трансформаций современного общества и рынка труда актуализируется проблема пересмотра квалификационных требований к содержанию и уровню подготовки профессиональных кадров. Главной задачей вузовского образования становится модернизация учебных программ с целью формирования самостоятельного субъекта образовательного процесса. Становление такого специалиста возможно благодаря использованию индивидуальных сценариев учебно-профессионального развития личности студента как в основном, так и дополнительном, в том числе дистанционном образовании на протяжении всей профессиональной биографии, в этом случае выпускник будет готов к встрече с социальными и профессиональными инновациями будущего.

   Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации акмеологической технологии прогнозирования индивидуальной профессионально-ориентированной траектории развития личности студента в образовательном процессе вуза.

   Методология, методы и методики. На теоретическом уровне в статье обосновывается понятие «индивидуальная профессионально-ориентированная траектория развития личности», описывается авторская акмеологическая технология прогнозирования индивидуальных сценариев учебно-профессионального развития личности студента.  Инструменты и методы: анализ, сравнение, обобщение, авторская интерпретация психологических и педагогических литературных
источников в области индивидуализации и персонализации образования, построения индивидуальных траекторий учебно-профессионального развития личности обучающегося, технологического подхода в образовании. Применялся метод структурно-функционального моделирования акмеологической технологии, суть которого заключается в определении и описании основополагающих структурных компонентов и этапов технологии, обеспечивающих достижение желаемого результата, выявление взаимосвязей между ними и установлении их функциональных характеристик. Опытно-экспериментальная работа включала исходную диагностику общей выборки испытуемых в составе 180 человек, студентов первого курса факультета психологии, до реализации программы факультатива. В качестве диагностических инструментов изучения индивидуальных учебно-профессиональных траекторий использовались: авторская анкета «Индивидуальные траектории учебно-профессионального развития студентов», авторы Э. Ф. Зеер, Л. Н. Степанова; «Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности», автор А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина; методика «Изучение мотивации обучения в вузе», автор Т. И. Ильина; методика «Смысло-жизненные ориентации», автор Д. А. Леонтьев. Для диагностики «мягких» навыков студентов использовался комплекс методик: «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» автор С. Норман в адаптации Т. Л. Крюковой; тест «Способность к прогнозированию», автор Л. А. Регуш; методика «Исследования отношения личности к инновациям», авторы Н. М. Лебедева, А. Н. Татаренко»; тест «Моя информационная культура», автор Н. И. Гендин; самотест «Готовность к саморазвитию», авторы В. В. Павлов, Т. А. Ратанова, Н. Ф. Фляхта. Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи стандартизованного пакета программ IBM SPSS Statistics 17.0.

   Результаты и научная новизна. Уточнено понятие «индивидуальная профессионально-ориентированная траектория развития личности студента», выделены ее структурные компоненты: ценностно-мотивационный когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивный. Представлены логико-эволюционный, системно-динамический, проектный и личностный подходы прогнозирования индивидуальных сценариев учебно-профессионального развития студентов, разработанные Э. Ф. Зеером. Обоснованы следующие принципы прогнозирования учебно-профессионального развития личности: принцип соразвития личности, образования и профессионального развития, принцип взаимодействия индивидуального, личностного и профессионального развития, принцип социально-профессиональной мобильности, принцип альтернативности и поливариантности прогнозирования профессионального будущего. Определены внутриличностные и средовые предикторы прогнозирования индивидуальной учебно-профессиональной траектории развития студента в период профессиональной подготовки, среди которых особое значение отводится образовательной среде университета и таким ее характеристикам, как интенсивность, психологический комфорт, демократичность и открытость. Научно обоснована, разработана и апробирована акмеологическая технология прогнозирования индивидуальных сценариев учебно-профессионального развития студентов, результаты апробации подтверждают ее эффективность и возможность использования в средних и высших образовательных учреждениях. При этом представленная технология может рассматриваться в качестве инструмента совершенствования «мягких» навыков студентов: инновационного потенциала личности, готовности к решению проблем и саморазвитию, осмысленности жизни, разработки персональной системы целеполагания и тайм-менеджмента. Полученные результаты расширяют существующие в психологической науке представления о путях индивидуализации учебного и профессионального становления личности.

   Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, психологами, тьюторами, преподавателями, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение студентов. Прогнозирование индивидуальных сценариев учебно-профессионального развития способствует осознанному вхождению в профессию и осознанию персональных смыслов получаемого образования, что представляет особую ценность в качестве профилактики негативных сценариев профессионального развития личности в будущем.

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Эвальд Фридрихович Зеер, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор

кафедра психологии профессионального развития

Екатеринбург



Л. Н. Степанова
Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета
Россия

Любовь Николаевна Степанова, кандидат психологических наук, доцент

кафедра психологии и педагогики

Куйбышев



Список литературы

1. Суртаева Н. Н. Технология индивидуально-образовательных траекторий: методические рекомендации [Электрон. ресурс]. Санкт-Петербург, 2000. 29 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28190916 (дата обращения: 03. 05. 2022).

2. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения: Как обучать всех по-разному? Москва: Владос-Пресс, 2005. 383 с. Режим доступа: https://khutorskoy.ru/books/2005/met_lich_orient/index.htm (дата обращения: 03. 05. 2022).

3. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников [Электрон. ресурс] // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64–67. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1994/942/942064.htm (дата обращения: 12. 05. 2021).

4. Толбатова Ю. В. Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории в высшем образовательном учреждении [Электрон. ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4. С. 219–220. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17947400 (дата обращения: 13. 03. 2022).

5. Герцен С. М., Сухарева О. Э., Скороходова Л. В. Индивидуальные образовательные траектории как инновационная технология развития высшего образования // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 57–61. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.10.P.57

6. Данейкин Ю. В., Каплинская О. Е., Федотова Н. Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 8–9. С. 104–116. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116

7. Куприянов Р. Б., Агранат Д. Л., Сулейманов Р. С. Использование технологий искусственного интеллекта для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. № 1. С. 27–35. DOI: 10.22363/2312-8631-2021-18-1-27-35

8. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Теоретико-прикладные основания персонального образования: перспективы развития // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 17–25. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_01_02

9. Jackson N. Connecting personal development planning to a theory of self regulated learning. Available from: http://www.normanjackson.co.uk/pdp.html (date of access: 25. 04. 2021).

10. East R. A progress report on progress files: The experience of one higher education institution // Active Learning in Higher Education. 2005. Vol. 6, № 2. P. 160–171. DOI: 10.1177/1469787405054240

11. Ильина О. И. Исследование организационно-педагогических условий индивидуализации обучения в университетах России и Франции [Электрон. ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 1. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN122.pdf (дата обращения: 03. 05. 2022).

12. Connac S. Pour différencier: individualiser ou personnaliser // Éducation et Socialisation. 2021. T. 59. Available from: http://journals.openedition.org/edso/13683 (date of access: 13. 02. 2021).

13. Garcia-Delmuro Ces’Ari R. Teacher experience with personalized learning: Training, program elements, and teacher role at Two Low SES Schools. Los Angeles: University of California, 2019. 167 p. Available from: https://escholarship.org/uc/item/41p604kb (date of access: 02. 03. 2022).

14. Moss-Pech C., Lopez S. H., Michaels L. Educational downgrading: Adult education and down-ward mobility // Sociology of Education. 2021. Vol. 94, № 2. P. 143–158. DOI: 10.1177/0038040720982890

15. Zheng R. Z. Digital technologies and instructional design for personalized learning. 2018. 391 p. DOI: 10.4018/978-1-5225-3940-7

16. Moon J., Do J., Lee D. et al. A conceptual framework for teaching computational thinking in personalized OERs // Smart Learning Environments. 2020. № 7. P. 6. DOI: 10.1186/s40561-019-0108-z

17. Meng L., Zhang W., Chu Y., Zhang M. LD-LP generation of personalized learning path based on learning diagnosis // IEEE Transactions on Learning Technologies. 2021. Vol. 14, № 1. P. 122–128. DOI: 10.1109/TLT.2021.3058525

18. Xiao M., Yi. H. Building an efficient artificial intelligence model for personalized training in colleges and universities // Computer Applications in Engineering Education. 2021. Vol. 29, № 2. P. 350–358. DOI: 10.1002/cae.22235

19. Radhakrishnan M. Personalized mobile learning and course recommendation system // International Journal of Mobile and Blended Learning. 2021. Vol. 13 (1). Р. 38–48. DOI: 10.4018/IJMBL.2021010103

20. Hopkins D. Personalized learning in school age education // International Encyclopedia of Education. 3rd edition. Oxford: Elsevier Science, 2010. P. 227–232. DOI: 10.1016/B978-0-08-044894-7.01073-3

21. Sheng J. Song, Tan K. Hua, Awang M. Generic digital equity model in education: Mobile-assisted personalized learning (MAPL) through e-modules // Sustainability. 2021. № 13 (19). P. 2–21. DOI: 10.3390/su131911115

22. Shemshack A., Kinshuk S., Jonathan P. A comprehensive analysis of personalized learning components // Journal of Computers in Education. 2021. № 1 (8). P. 1–19. DOI: 10.1007/s40692-021-00188-7

23. Fiedler S., Väljataga T. Personal learning environments: Concept or technology? // IJVPLE. 2011. № 2. P. 1–11. DOI: 10.4018/jvple.2011100101

24. Raj N., Renumol V. A systematic literature review on adaptive content recommenders in personalized learning environments from 2015 to 2020 // Journal of Computers in Education. 2021. № 9. P. 113–148. DOI: 10.1007/s40692-021-00199-4

25. Murad D., Heryadi Y., Isa S., Budiharto W. Personalization of study material based on predicted final grades using multi-criteria user-collaborative filtering recommender system // Education and Information Technologies. 2020. Vol. 25 (6). DOI: 10.1007/s10639-020-10238-9

26. Cheung S., Wang F. L., Kwok L. F., Poulová P. In search of the good practices of personalized learning // Interactive Learning Environments. 2021. № 29. P. 179–181. DOI: 10.1080/10494820.2021.1894830

27. Зеер Э. Ф., Крежевских О. В. Концептуально-теоретические основы персонализированного образования // Образование и наука. 2022. № 4. С. 11–39. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-11-39

28. Holland Y. L. Explorations of a theory оf vocational choice // Journal of Applied Psychology. 1968. Vol. 52, № 1. P. 1–37. Available from: https://www.semanticscholar.org/paper/Explorations-of-A-Theory-of-Vocational-Choice-Part-Holland/f1570a05dc06270083e40fb039b5c1819a943e49 (date of access: 20. 04. 2022).

29. Parsons T. Essays in sociological theory. Glencoe, Illinois: The Free Press, 1954. P. 34–49. Available from: https://archive.org/details/sociologicaltheo00pars (date of access: 05. 04. 2022).

30. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Москва: Питер, 2011. 330 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004905397 (дата обращения: 05. 04. 2022).

31. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 512 c. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/88205.html (дата обращения: 16. 10. 2022).

32. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития человека. Москва: Академия, 2006. 240 с. Режим доступа: https://klex.ru/12xk (дата обращения: 05. 04. 2022).

33. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие. Москва: Академия, 2004. 320 с. Режим доступа: https://www.studmed.ru/mitina-lm-psihologiya-truda-i-professionalnogo-razvitiya-uchitelya_c9629113ce7.html (дата обращения: 05. 04. 2022).

34. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Москва: Академия, 2007. 501 с. Режим доступа: https://профориентация51.рф/wp-content/uploads/docs/dlya_specialistov/spec_Pryazhnikov.pdf (дата обращения: 05. 04. 2022).

35. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Теоретико-прикладные основания прогнозирования профессионального будущего человека [Электрон. ресурс] // Фундаментальные исследования. 2014. № 9–8. С. 1863–1869. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22417032&ysclid=liy9xepl0974928066 (дата обращения: 03. 05. 2022).

36. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предиктор жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65–89. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

37. Deming D. The growing importance of social skills in the labor market // The Quarterly Journal of Economics. 2017. Vol. 132, № 4. P. 1593–1640. Available from: http://hdl.handle.net/10.1093/qje/qjx022 (date of access: 10. 09. 2021).

38. Lippman L. H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key «soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Available from: https://www.edu-links.org/sites/default/files/media/file/KeySoftSkills.pdf (date of access: 20. 10. 2019).

39. Портланд Ю. Что такое softskills и почему они так важны для карьеры? Режим доступа: https://dnevnyk-uspeha.com/rabotai-karera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html (дата обращения: 11. 04. 2022).

40. Сорокопуд Ю. В., Кондратьева А. В. Формирование «мягких навыков» в процессе подготовки будущих педагогов как современная инновация высшей школы // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 303–305. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-489-303-305

41. Цымбалюк А. Э., Виноградова В. О. Психологическое содержание softskills [Электрон. ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 6. С. 120–127. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-soft-skills?ysclid=liya1u3orz380861078 (дата обращения: 12. 09. 2021).

42. Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи [Электрон. ресурс] // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16–26. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24339013_42699105.pdf (дата обращения: 12. 03. 2021).

43. Ломакина Т. Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траектории в системе непрерывного образования [Электрон. ресурс] // Наука и профессиональное образование: коллективная монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. Москва, 2013. С. 248–256. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-formirovaniya-obrazovatelnoy-traektorii-lichnosti-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения:05. 04. 2021).

44. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Электрон. ресурс]. Санкт-Петербург: Речь, 2003. 352 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002352795 (дата обращения: 05. 04. 2021).

45. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С.74–82. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21805090_76751229.pdf (дата обращения: 05. 04. 2022).

46. Деркач А. А. Акмеология: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 256 с. Режим доступа: https://dereksiz.org/uchebnoe-posobie--a-derkach-v-zazikin-spb-piter-2003-256-s.html (дата обращения: 07. 02. 2021).

47. Шапошникова Н. Ю. Планирование индивидуального развития студентов Великобритании: модели реализации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 4. С. 146–154. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-4-146-154

48. Попова О. Н. Проблематизация определения характеристик сбалансированности временной перспективы личности // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 85–99. DOI: 10.17223/17267080/69/5

49. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Психология инновационного поведения. Томск: Томский государственный университет, 2009. 240 с. Режим доступа: https://www.studmed.ru/klochko-ve-galazhinskiy-ev-psihologiya-innovacionnogo-povedeniya_bc6a6864664.html (дата обращения: 06. 02. 2021).

50. Краснорядцева О. М. Психологическая готовность к инновационной деятельности учащихся и педагогов как характеристика образовательной среды [Электрон. ресурс] // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 152–157. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17719339_97924630.pdf (дата обращения: 06. 07. 2021).

51. Соловкина И. В., Темербекова А. А. Информационная культура студента вуза как средство успешной профессиональной деятельности в будущем // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 109–111. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-388-109-111

52. Челнокова Е. А., Казначеева С. Н., Юдакова О. В. Прогностические способности студентов как фактор формирования инновационной культуры [Электрон. ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63–1. С. 375–378. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37603904_10066964.pdf (дата обращения: 06. 07. 2021).


Рецензия

Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. Акмеологическая технология прогнозирования индивидуальных профессионально-ориентированных траекторий развития личности студентов. Образование и наука. 2023;25(6):69-98. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-69-99

For citation:


Zeer E.F., Stepanova L.N. Acmeological technology of forecasting individual professional-oriented trajectories of students’ personality development. The Education and science journal. 2023;25(6):69-98. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-69-99

Просмотров: 379


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)