Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АВАНТЮРНО-ФИЛОСОФСКОЙ ФАНТАСТИКИ XX ВЕКА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-121-134

Полный текст:

Аннотация

В статье очерчен круг научно-образовательных проблем, решению которых способствует изучение авантюрно-философской фантастики XX в.: критерии разграничения фантастических и нефантастических произведений, различных видов фантастической литературы, проблема нового типа героя, сущность понятия фэнтези и др.

Несмотря на положение, прочно укоренившееся в научном литературоведении благодаря работам М. М. Бахтина, о равноправии двух эстетических канонов – «классического» и «гротескно-фантастического», в подавляющем большинстве программ как в средней, так и в высшей школе по-прежнему преобладают произведения, принадлежащие к классической норме. Между тем незаслуженно обойденная вниманием  гротескно-фантастическая традиция тоже имеет весьма значительный потенциал, позволяющий педагогу (преподавателю литературы) справиться с целым рядом прямых и сопутствующих задач.

Основная цель автора – демонстрация образовательных возможностей, которые предоставляет авантюрно-философская фантастика XX в. Определяется содержание этого понятия, в связи с чем рефлексируется термин «научная фантастика». Выделяются конститутивные черты авантюрно-философской фантастики: безусловность изображенного мира, экспериментальный характер сюжета, несоответствие законов устройства внутреннего мира произведения реальным физическим законам, сюжетное испытание героя в чужом для него мире, глобальность поднятых в произведении моральных и философских проблем. Показаны отличия фантастики XX в. от нефантастических произведений (в частности – от романов-антиутопий) и их жанровая взаимосвязь, состоящая в заимствовании авантюрно-философской фантастикой и трансформации в ней форм некоторых особенно продуктивных жанров «классического» эстетического канона.

Автор статьи убедительно доказывает, что включение  ряда произведений авантюрно-философской фантастики в курс литературы в средней школе и в программу дисциплины «Теория и история литературы» для гуманитарных специальностей вузов позволяет более детально и углубленно освоить некоторые теоретические темы: «Роды и жанры литературы», «Тип литературного героя», «Авантюрная литература», «Гротескно-фантастическая традиция», «Разновидности фантастики» и др. 

Об авторе

Е. Ю. Козьмина
Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка



Список литературы

1. Аверинцев С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. С. 104–116.

2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

3. Бахтин М. М. Собрание сочинений. М.: Языки славянских культур, 2010. Т. 4 (2). 752 с.

4. Гольдт Р. Последнее убежище личности. Записки Д-503 и психология личности в подлинных дневниках межвоенного периода // Евгений Замятин и культура XX века: Исследования и публикации. СПб.: Российская национальная библиотека, 2002. С. 37–63.

5. Дороченков И. А. Об источниках романа Е. Замятина «Мы» // Русская литература. 1989. № 4. С. 188–203.

6. Дубин Б. В. Литература как фантастика: письмо утопии // Дубин Б. В. Слово – письмо – литература: очерки по социологии современной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 20–41.

7. Замятин Е. И. Мы // Замятин Е. И. Избранное. М.: Правда, 1989. С. 305–462.

8. Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе XX века: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2008. 408 с.

9. Козьмина Е. Ю. Повествовательная структура романа А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» // Новый филологический вестник. 2011. № 4 (19). С. 131–140.

10. Кольцова Н. Роман Евгения Замятина «Мы» и «Петербургский текст» русской литературы // Вопросы литературы. 1999. № 4. С. 65–76.

11. Петерс Й.-У. Я и мы. Трансформация авторского «Я» в автора дневника в романе Е. Замятина «Мы» // Автор и текст: сб. статей / ред. В. М. Маркович и В. Шмид. СПб.: С.-Петербургский университет, 1996. С. 429–444.

12. Скороспелова Е. Б. Замятин и его роман «Мы». М.: МГУ, 1999. 80 с.

13. Стругацкий А., Стругацкий Б. За миллиард лет до конца света. Улитка на склоне. Отель «У погибшего альпиниста»: повести. М.: Текст; ЭКСМО, 1997. С. 297–462.

14. Тамарченко Н. Д. Эстетика словесного творчества М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М.: Изд-во Кулагиной, 2011. 400 с.

15. Тамарченко Н. Д. Фантастика авантюрно-философская // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. С. 277–278.

16. Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика // Теория литературы: учеб. пособие для студентов филол. факультетов высш. учеб. заведений: в 2 т. М.: Академия, 2004. Т. 1. 512 с.

17. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с франц. Б. Нарумова. М.: Русское феноменологическое общество; Дом интеллектуальной книги, 1997. 136 с.

18. Тюпа В. И. Характер // Литературный энциклопедический словарь / общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 481–482.

19. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1989. 135 с. (Б-ка преподавателя).

20. Фигуровский Н. Н. К вопросу о жанровых особенностях романа Е. Замятина «Мы» // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1996. № 2. С. 18–25.


Для цитирования:


Козьмина Е.Ю. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АВАНТЮРНО-ФИЛОСОФСКОЙ ФАНТАСТИКИ XX ВЕКА. Образование и наука. 2013;(8):121-134. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-121-134

For citation:


Kozmina Y.Y. EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE 20TH CENTURY PHILOSOPHICAL ADVENTURE FICTION. The Education and science journal. 2013;(8):121-134. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-121-134

Просмотров: 620


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)