Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Образование и обучение взрослого населения для развития навыка решения задач

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-166-192

Полный текст:

Аннотация

   Введение. В условиях трансформации инновационной экономики и связанного с ней обновления производственных технологий и бизнес-процессов наличие у работников развитых базовых навыков работы с текстами и числами уже не могут давать исчерпывающих объяснений тому, насколько эффективно человек функционирует в обществе и профессиональной сфере. Это привело к тому, что ключевые базовые навыки взрослого населения были дополнены еще одним когнитивным навыком – решением задач.

   Цель – на основе социологических данных составить портрет человека с развитым навыком решения задач и идентифицировать, какие виды обучения работников могли бы наиболее эффективно приводить к его развитию во время участия в образовательных активностях.

   Методология, методы и методики. Исследование базировалось на теоретических методах анализа литературы, которые позволили описать категориальное поле изучаемой проблемы, а также систематизировать существующие в этой сфере научные подходы. Эмпирической базой выступили российские данные международной программы оценки компетенций PIAAC (2013 г.) взрослого населения. Выборку составили 3877 человек, занятые в различных отраслях экономической деятельности. Методами обработки данных служили методы математической статистики (описательная статистика, однофакторный дисперсионный анализ, регрессионный анализ).

   Результаты исследования. Обнаружено, что даже неоднократное участие работников в обучении (неформальное образование), организованном работодателем, не приводит к увеличению уровня владением навыком решения задач, хотя и обеспечивает повышение заработной платы. При этом обучение, даже не связанное с профессиональной деятельностью, но инициированное самим работником, значимо увеличивает средние значения навыка решения задач в технологически насыщенной среде. Значительный вклад в развитие данного навыка, вероятно, вносит информальное обучение, реализуемое через занятость на рабочем месте. Высокая отдача от навыка решения задач наблюдается в производственном секторе, отраслях, связанных с интеллектуальным трудом (образование, наука). В то же время низкая отдача происходит в секторах с рутинным характером труда, вероятно, в связи с тем, что для выполнения подобных трудовых операций сотруднику практически не требуется вариативности поведения, оперативного решения задач, постоянной кооперации с другими людьми.

   Научная новизна. Впервые в российской научной литературе концептуализировано понятие навыка решения задач в технологически насыщенной среде и уточнено, какие виды образования и обучения значимо увеличивают вклад в развитие человеческого капитала российских работников. На основании результатов исследования представлен социологический портрет российского работника с высоким и низким уровнем владения навыком решения задач. Выявленные закономерности и положения позволили составить представления о развитии системы организационных условий предприятий, обеспечивающих максимальную вовлеченность работников в постоянное обновление своих знаний и умений, и способствующих эффективному использованию навыка решения задач в процессе трудовой деятельности.

   Практическая значимость. Представленная статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере образования и  обучения взрослого населения, нацеленного на повышение
производительности труда, а также специалистам по персоналу и руководителям предприятий малого и среднего бизнеса с целью повышения эффективности процесса отбора потенциальных кандидатов и обучения уже действующих сотрудников.

Об авторах

И. А. Коршунов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Илья Алексеевич Коршунов, кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник

Институт образования

Лаборатории непрерывного образования взрослых

Москва

Scopus Author ID 57201132401

ResearcherID Q-8721-2018



С. В. Лубников
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Сергей Владимирович Лубников, независимый исследователь (Data Scientist)

Москва



Н. Н. Ширкова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Наталия Николаевна Ширкова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник

Институт образования

Лаборатория непрерывного образования взрослых 

Москва

Scopus Author ID 57206181624

ResearcherID W-3808-2018



Список литературы

1. Панов В И. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия : монография / В. И. Панов, Э. В. Патраков. Москва: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: Университетская книга, 2020. 199 с. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/93298/1/978-5-907356-49-8_2020.pdf (дата обращения: 17. 04. 2022).

2. Подольский О. А., Попов Д. С. Первое исследование компетентности взрослых в России // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 82–108. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-2-82-108

3. Feinberg I., Tighe E., Talwar А., Greenberg D. Writing Behaviors’ Relation to Literacy and Problem Solving in Technology-Rich Environments: Results from the 2012 and 2014 US PIAAC Study. 2019. Available from: https://static1.squarespace.com/static/51bb74b8e4b0139570ddf020/t/5c1923498a922d5614368d9a/1545151306209/Session+6+Summary+-+Feinberg+et+al.pdf (date of access: 21. 04. 2022).

4. Quintini G. Skills at Work: How Skills and their Use Matter in the Labour Market // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. 2014. № 158. DOI: 10.1787/5jz44fdfjm7j-en

5. Hämäläinen R. H., Wever B. D., Nissinen K., Cincinnato S. Understanding adults’ strong problem-solving skills based on PIAAC // Journal of Work-place Learning. 2017. Vol. 29. P. 537–553. DOI: 10.1108/JWL-05-2016-0032

6. Brunello G., Schlotter M. Non-Cognitive Skills and Personality Traits: Labour Market Relevance and Their Development in Education and Training Systems // IZA Discussion Paper. 2011. № 5743. DOI: 10.2139/ssrn.1858066

7. Humburg M., Grip A. D., Velden R. V. Which skills protect graduates against a slack labour market // International Labour Review. 2012. Vol. 156. P. 25–43. DOI: 10.1111/J.1564-913X.2015.00046.X

8. Levy F., Murnane R. J. The New Division of Labor: How Computers Are Creating the Next Job Market. Princeton University Press, 2012. 192 р. Available from: https://press.princeton.edu/books/paperback/9780691124025/the-new-division-of-labor (date of access: 28. 04. 2022).

9. Mayer R. E., Wittrock M. C. Problem solving // In: P. A. Alexander & P. H. Winne (Eds.), Handbook of Educational Psychology. 2<sup>nd</sup> edition. 2006. Р. 287–304. Available from: https://sparkingcuriosity.net/SCED%20441/Mayer_PS_2006.pdf (date of access: 26. 04. 2022).

10. Kretzschmar A., Süss H. M. A study on the training of complex problem-solving competence // Journal of Dynamic Decision Making. 2015. Vol. 1, № 4. DOI: 10.11588/jddm.2015.1.15455

11. Frischkorn G. T., Greiff S., Wüstenberg S. The Development of Complex Problem Solving in Adolescence: A Latent Growth Curve Analysis // Journal of Educational Psychology. 2014. Vol. 106, № 4. P. 1007–1020. DOI: 10.1037/A0037114

12. Schleicher A. PIAAC: A new strategy for assessing adult competencies // International Review of Education. 2008. Vol. 54, № 5. P. 627–650. DOI: 10.1007/S11159-008-9105-0

13. Kyllonen P. C., Lee S. Assessing Problem Solving in Context. Handbook of understanding and measuring intelligence. 2005. P. 11–25. DOI: 10.4135/9781452233529.N2

14. Kyllonen P. C., Kell H. Ability Tests Measure Personality, Personality Tests Measure Ability: Disentangling Construct and Method in Evaluating the Relationship between Personality and Ability // Journal of Intelligence. 2018. Vol. 6, № 3. DOI: 10.3390/jintelligence6030032

15. Martin N. R., Capman J. F., Boyce A. S., Morgan K. E., Gonzalez M. F., Adler S. New frontiers in cognitive ability testing: working memory // Journal of Managerial Psychology. 2020. Vol. 35. P. 193–208. DOI: 10.1108/jmp-09-2018-0422

16. Caldeira T., Carvalho C. Rethinking Piaget Formal Operational Stage using Robotics for Training. IEEE World Conference on Engineering Education (EDUNINE). 2021. DOI: 10.1109/EDUNINE51952.2021.9429158

17. Omiya A. Development of indeterminate reasoning in early childhood // Shinrigaku Kenkyu: The Japanese Journal of Psychology. 2008. Vol. 79, № 1. DOI: 10.4992/JJPSY.79.1

18. Keen R. E. The development of problem solving in young children: a critical cognitive skill // Annual Review of Psychology. 2011. Vol. 62. DOI: 10.1146/annurev.psych.031809.130730

19. Дружинин В. Н., Ушаков Д. В. Когнитивная психология [Электрон. ресурс]. М.: ПЕР СЭ. 2007. 480 с. Режим доступа: https://adpuquba.edu.az/wp-content/uploads/2020/12/Koqnativnaya-Psixologiya-DRUJININA-rusca.pdf (дата обращения: 15. 04. 2022).

20. Stelzl I., Merz F., Ehlers T., Remer H. The effect of schooling on the development of fluid and cristallized intelligence: A quasi-experimental study // Intelligence. 1995. Vol. 21. P. 279–296. DOI: 10.1016/0160-2896(95)90018-7

21. Hämäläinen R. H., Wever B. D., Malin A., Cincinnato, S. Education and working life: VET adults’ problem-solving skills in technology-rich environments // Computer Education. 2015. Vol. 88. Р. 38–47. DOI: 10.1016/J.COMPEDU.2015.04.013

22. Desjardins R. Participation in adult education opportunities: Evidence from PIAAC and policy trends in selected countries. 2014. Available from: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232396 (date of access: 21. 04. 2022).

23. Desjardins R., Ederer P. Socio-demographic and practice-oriented factors related to proficiency in problem solving: a lifelong learning perspective // International Journal of Lifelong Education. 2015. Vol. 34, № 4. Р. 468–486. DOI: 10.1080/02601370.2015.1060027

24. Rouet J., Betrancourt M., Britt M. A., Bromme R. PIAAC Problem Solving in Technology-Rich Environments: A Conceptual Framework // OECD Education Working Papers. 2009. No. 36. DOI: 10.1787/220262483674

25. Попов Д. С., Воронина Н. Д. Востребованность образования взрослых и факторы, связанные с участием в нём: Россия на фоне стран ОЭСР // Экономическая социология. 2019. Т. 20, № 2. С. 122–153. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vostrebovannost-obrazovanii-vzroslyh-i-faktory-svyazannye-s-uchastiem-v-nyom-rossiya-na-fone-stran-oesr

26. Hämäläinen R. H., Cincinnato S., Malin A., Wever B. D. VET workers’ problem-solving skills in technology-rich environments: European approach // International Journal for Research in Vocational Education and Training. 2014. Vol. 1. P. 57–80. DOI: 10.13152/IJRVET.1.1.4

27. Pineda-Herrero P., Ciraso-Calí A., Arnau-Sabatés L. PIAAC results on opportunities for informal learning in the workplace in Spain // Cultura y Educación. 2017. Vol. 29. P. 151–182. DOI: 10.1080/11356405.2017.1278938


Рецензия

Для цитирования:


Коршунов И.А., Лубников С.В., Ширкова Н.Н. Образование и обучение взрослого населения для развития навыка решения задач. Образование и наука. 2023;25(6):166-192. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-166-192

For citation:


Korshunov I.A., Lubnikov S.V., Shirkova N.N. Adult education and training for the development of problem-solving skills. The Education and science journal. 2023;25(6):166-192. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-166-192

Просмотров: 388


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)