Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-55-68

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного постиндустриального общества – рациональное использование энергоресурсов. Авторами выделены объективные и субъективные группы факторов, влияющих на энергосбережение; рассмотрены причины равнодушного, психологически нейтрального отношения к энергосбережению. Уточнено понятие энергосбережения как комплекса мер, основной целью которых является снижение бесполезных потерь энергии. Реализация энергосбережения во всех сферах жизнедеятельности требует от человека адекватной компетентности, которую необходимо формировать уже в дошкольном возрасте и продолжать развивать и поддерживать через систему непрерывного образования в течение всей жизни. Решающее значение в обеспечении этого процесса принадлежит педагогам, обладающим соответствующей психолого-педагогической подготовкой. Вводится понятие энергосберегающей компетентности, содержательно анализируются ее компоненты (ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный), а также энергоэкологические качества, позволяющие выделить основные критерии готовности к рациональному и разумному использованию энергоресурсов. Итогом работы является структурно-содержательная модель формирования энергосберегающей компетентности в системе непрерывного образования, включающая четыре взаимосвязанных блока – целевой, операциональный, организационно-деятельностный, рефлексивный. Определен примерный перечень общекультурных и общепрофессиональных компетенций, развитие которых целесообразно осуществлять в профессиональной школе. Обозначены возможные пути приобретения этих компетенций учащимися и педагогами профессионального обучения. 

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
Россия
Член-корреспондент Российской академии образования, Доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования Российского государственного профессионально-педагогического университета


Е. В. Лебедева
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
Россия
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Российского государственного профессионально-педагогического университета


С. В. Федорова
Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Россия
Кандидат технических наук, профессор-исследователь кафедры автоматизированных электрических систем


Список литературы

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов и др. Москва: Республика, 2003. 476 с.

2. Гагарин А. В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. Москва: РУДН, 2011. 160 с.

3. Гущина Е. Г., Бадрак Н. Ю. Мотивация энергосбережения: проблемы формирования и опыт внедрения через образование // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.science-education.ru/105–7009 (дата обращения: 23.08.2013).

4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор инновационного образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 8 (87). С. 68–76.

5. Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Теоретическое обоснование системы критериев и показателей сформированности компетентностей обучающихся // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. № 1–2. 2013. С. 23–31.

6. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. Москва: Эгвес, 2005. 176 с.

7. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Закон РФ № 261-ФЗ от 23.11.2009.

8. Ракутько С. А. Обучение энергосбережению: компетентностный подход. Благовещенск: ДальГАУ, 2010. 209 с.

9. Федорова С. В. Разработка и внедрение модели ≪пошагового развития≫ специалиста электротехнической отрасли в системе ≪школа – колледж – вуз≫ // Наука и образование: поддержка инновационных процессов и профессионального партнерства: материалы региональной науч.практ. конф. Екатеринбург, декабрь, 2010. Т. 1. С. 126–131.


Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Лебедева Е.В., Федорова С.В. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Образование и наука. 2014;1(4):55-68. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-55-68

For citation:


Zeyer E.F., Lebedev Y.F., Fedorova S.V. STRUCTURAL AND CONTENT MODEL DEVELOPING THE STUDENTS’ COMPETENCE IN ENERGY CONSERVATION. The Education and science journal. 2014;1(4):55-68. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-55-68

Просмотров: 575


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)