РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К СТАНДАРТИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-18-38
Аннотация
В статье анализируется одно из ключевых понятий современного профессионального образования – образовательный стандарт. Рассматривается его взаимосвязь с национальной системой квалификаций и профессиональными стандартами. Описываются причины изменений в концептуальных подходах к стандартизации и предлагаются возможные пути ее развития в целях обеспечения качества профессионального образования.
Диверсификация и мобильность современных квалификаций, быстрая смена технологий меняют содержание образования, оно становится пластичным и изменчивым; формируется иная культура обретения знаний и специальности, основанная на результатах и подразумевающая разделение ответственности между участниками образовательного процесса при разработке вариативных, гибких образовательных программ и управлении ими на основании общих правил. Общемировой тенденцией последних лет является распространение стандартов, регламентирующих качество обучения и ориентированных на его результат «на выходе». Именно таким должен стать разрабатываемый в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования четвертого поколения (ФГОС ПО-4). Авторы статьи показывают структуру будущего стандарта и выделяют этапы его внедрения. Демонстрируется также механизм создания нормативно-правового обеспечения профессионального образования.
Об авторах
В. И. БлиновРоссия
доктор педагогических наук, профессор, руководитель
Е. Ю. Есенина
Россия
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник
Список литературы
1. Берган С. Квалификации – осмысление понятия. М.: АВАНГЛИОН-ПРИНТ, 2013. 373 с.
2. Блинов В. И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. М.: ФИРО, 2007. С. 23–24.
3. Днепров Э. Д. Каким должен быть образовательный стандарт. М., 2002. 176 с.
4. Перспективы развития системы классификации в образовании Российской Федерации: материалы семинара, 9 апреля 2013 года – сайт ФГАУ «ФИРО» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=8332.
5. План разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. № 2204-р.
6. Предложение по разработке Общероссийского классификатора образовательных программ (ОКОП) [Электрон. ресурс] / ФИРО. М.: 2008. 41 с. Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/ departaments/head/methodic/base/Tab1/okop_2008.doc.
7. О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.
8. Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как вектор инновационного развития российских университетов // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 21–32.
Рецензия
Для цитирования:
Блинов В.И., Есенина Е.Ю. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К СТАНДАРТИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Образование и наука. 2013;(7):18-38. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-18-38
For citation:
Blinov V.I., Yesenina Y.Y. DEVELOPING THE CONCEPTUAL APPROACH TO STANDARDIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2013;(7):18-38. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-18-38