Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К СТАНДАРТИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-18-38

Аннотация

В статье анализируется одно из ключевых понятий современного профессионального образования – образовательный стандарт. Рассматривается его взаимосвязь с национальной системой квалификаций и профессиональными стандартами. Описываются причины изменений в концептуальных подходах к стандартизации и предлагаются возможные пути ее развития в целях обеспечения качества профессионального образования.

Диверсификация и мобильность современных квалификаций, быстрая смена технологий меняют содержание образования, оно становится пластичным и изменчивым; формируется иная культура  обретения знаний и специальности, основанная на результатах и подразумевающая разделение ответственности между участниками образовательного процесса при разработке вариативных, гибких образовательных программ и управлении ими на основании общих правил. Общемировой тенденцией последних лет является распространение стандартов,  регламентирующих качество обучения и ориентированных на его результат «на выходе». Именно таким должен стать разрабатываемый в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования четвертого поколения (ФГОС ПО-4). Авторы статьи показывают структуру будущего стандарта и выделяют этапы его внедрения. Демонстрируется также механизм создания нормативно-правового обеспечения профессионального образования. 

Об авторах

В. И. Блинов
Центр профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Москва
Россия

доктор педагогических наук, профессор, руководитель



Е. Ю. Есенина
Центр профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Москва
Россия

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник



Список литературы

1. Берган С. Квалификации – осмысление понятия. М.: АВАНГЛИОН-ПРИНТ, 2013. 373 с.

2. Блинов В. И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. М.: ФИРО, 2007. С. 23–24.

3. Днепров Э. Д. Каким должен быть образовательный стандарт. М., 2002. 176 с.

4. Перспективы развития системы классификации в образовании Российской Федерации: материалы семинара, 9 апреля 2013 года – сайт ФГАУ «ФИРО» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=8332.

5. План разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. № 2204-р.

6. Предложение по разработке Общероссийского классификатора образовательных программ (ОКОП) [Электрон. ресурс] / ФИРО. М.: 2008. 41 с. Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/ departaments/head/methodic/base/Tab1/okop_2008.doc.

7. О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

8. Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как вектор инновационного развития российских университетов // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 21–32.


Рецензия

Для цитирования:


Блинов В.И., Есенина Е.Ю. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К СТАНДАРТИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Образование и наука. 2013;(7):18-38. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-18-38

For citation:


Blinov V.I., Yesenina Y.Y. DEVELOPING THE CONCEPTUAL APPROACH TO STANDARDIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2013;(7):18-38. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-18-38

Просмотров: 1248


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)