ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ФЕНОМЕН В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-105-120
Аннотация
Обращение некоторых современных исследователей к теме использования концепции элементарного музицирования в сфере общего образования связано с катастрофически ухудшающимся состоянием здоровья детей. Задача публикации – обратить внимание педагогической общественности на воспитательный, развивающий и здоровьесберегающий потенциал музицирования, который в практической деятельности общеобразовательных учреждений явно недооценивается и не применяется в полной мере. Традиционное музыкальное образование, ориентированное на музыковедение, как это принято в профессиональном обучении, не только ведет к искусственной интеллектуализации и почти не оставляет места для развития воображения, интуиции, творческих способностей, но и лишает ребенка естественных потребностей в движении, полисенсорных ощущениях, переживании радости, возможности и права на ошибку.
Автор статьи показывает специфику элементарного музицирования, концепция которого была создана Карлом Орфом и продолжает развиваться его последователями. Такая музыкальная деятельность характеризуется комплексным пониманием человека, его истории, среды обитания и привлекательна следованием генетическим законам, вседоступностью и отсутствием насилия над природой ребенка. Элементарное музицирование, с одной стороны, учитывает психологические особенности и индивидуальные наклонности детей, с другой – оказывает синкретичное воздействие на многие их важные жизненные функции: общение, речь, движение и т. д., а также противостоит переутомлению и гиподинамии – т. е. позволяет эффективно справиться с задачами развития и здоровьесбережения.
Однако полноценное, продуктивное применение музыкальных занятий в целях сохранения здоровья детей требует соответствующей подготовки педагогических кадров. В статье представлен опыт работы кафедры музыкального образования Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, где студентам преподаются дисциплины «Элементарное музицирование в учебном процессе» и «Здоровьесберегающий потенциал музыкальной педагогики». Описаны результаты цикла практических семинаров и экспериментальной деятельности учителей школы № 3 г. Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа ЮГРЫ. В учреждении разработаны и успешно реализуются авторские программы, в которых различные виды искусств интегрированы в предметы начальной ступени обучения, дисциплины среднего звена – гуманитарные, математические и естественнонаучные (географию, биологию, физику). Учителя с удовлетворением отмечают, что создание специальных педагогических условий, использование художественно-эстетических приемов и музыкальных средств на занятиях при активном участии самих школьников способствуют поддержанию доминанты положительных эмоций, значительно повышают мотивацию учебной и здоровьетворческой деятельности, оказывают действенное влияние на двигательное, речевое, коммуникативное и психологическое развитие школьников.
Об авторе
Н. В. ГолубеваРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования
Список литературы
1. Баренбойм Л. А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978. 360 с.
2. Виноградов Л. В. Коллективное музицирование. М.; СПб.: НИИ школьных технологий; Образовательные проекты, 2008. 160 с.
3. Голубева Н. В. Музыкальное воспитание как компонент лечебной педагогики в условиях детского реабилитационного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2000. 21 с.
4. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. 193 с.
5. Грум-Гржимайло Т. Н. Музыкальное исполнительство. М.: Знание, 1984. 160 с.
6. Дьяченко И. Ю. Формирование у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.
7. Емельянов В. В., Трифонова И. А. Развивающие голосовые игры: методическая разработка по I уровню обучения многоуровневой обучающей программы В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» (методическое приложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг»). Ялуторовск, 2011. 40 с.
8. Матейова З., Машура С. Музыкотерапия при заикании. М.: Высшая школа, 1984. 303 с.
9. Рыцарева М. Г. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 2006. 367 с.
10. Якуб С. К. Вспомним забытые игры. М.: Детскаялитература, 1990. 160 с.
11. Orff C. The Schulwerk Autobiography // Carl Orff. Documentation. Vol. 3, English Edition. Schott. N. Y., 1978.
12. OJB Orff-Jahrbuch, 1964: Orff-Institutan der Akademie «Mozarteum» Salzburg-Jahrbuch 1963. Mainz, 1964.
Рецензия
Для цитирования:
Голубева Н.В. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ФЕНОМЕН В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2013;(8):105-120. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-105-120
For citation:
Golubeva N.V. ELEMENTAL MUSIC-MAKING AS A HEALTH SAVING PHENOMENON IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION. The Education and science journal. 2013;(8):105-120. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-105-120