ДИДАКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ: ДИДАКТИЧЕСКАЯ МНОГОМЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-69-90
Аннотация
В статье излагаются итоги и перспективы исследовательской разработки концепции дидактической многомерной технологии, необходимость применения которой обусловлена многократно усложнившимся содержанием образования и возросшими требованиями к качеству обучения. Очевидно, что дальнейшее совершенствование организации процесса познания связано с освоением современных технологий оперирования информацией – использованием ментальных карт, инфографики, графов, фреймов, различных структурных схем и других средств визуализации. Однако, как показала практика, формальный перенос данных средств из других отраслей знания в сферу образования не дает желаемых результатов. Для того чтобы выяснить и устранить причины препятствий дальнейшей технологизации учебного процесса и ограничений применения в нем логико-смыслового моделирования, и было предпринято специальное исследование. В ходе поиска эффективных инструментов дидактического моделирования знаний, представленных на естественном языке (языке обучения) авторам удалось на основе интеграции орудийно-деятельностного, многомерно-деятельностного и системно-деятельностного подходов сформулировать концепцию персонифицированной информационно-образовательной системы, а также создать компьютерную обучающую программу «DMT_DESIGN (SA).1». Базовыми в реализации программы, краткое описание которой приводится в статье, стали субагентный подход и технология макро- и микронавигации в структуре деятельности и содержании учебного материала. В заключение публикации обозначены направления предстоящей опытно-экспериментальной работы по выявлению исчерпывающих возможностей приложения дидактических многомерных инструментов в современном образовательном процессе.
Об авторах
В. Э. ШтейнбергРоссия
Доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий Научной лабораторией дидактического дизайна, главный специалист управления научной работы и международных связей Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы; научный редактор «Педагогического журнала Башкортостана»
Л. В. Вахидова
Россия
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
О. Б. Давлетов
Россия
Аспирант
Список литературы
1. Бьюзен Т. Супермышление / пер. с англ. Е. А. Самсонов. Минск: Попурри, 2003. 304 с.
2. Вахидова Л. В. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами современных информационных технологий // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте: материалы Международной научно-практической конференции SWorld, Одесса, 2012 г.: сборник научных трудов: в 50 т. 2012. Т. 13. № 2. С. 32–35.
3. Давлетов О. Б. Интеграция дидактической многомерной технологии и агентного подхода в компьютерной обучающей программе нового поколения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции ≪Прикладная информатика и компьютерное моделирование≫. Уфа, 25–28 мая 2012 г. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2012. Т. 6. С. 28–33.
4. Поспелов Д. А. Логико-лингвистические модели в системах управления. Москва: Энергоиздат, 1981.
5. Смирнов А. В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры. Семиотика и изобразительное искусство. Москва: ОЗОН, 2005.256 с.
6. Соколов С. В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 440 с.
7. Субботин М. М. О логико-смысловом моделировании содержания управленческих решений // Научное управление обществом. 1980. Вып. 13.
8. Субботин М. М. О сущности метода логико-смыслового моделирования // Реферативный сборник ЦИНИС. 1978. № 11.
9. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика: монография. Москва: Народное образование, 2002. 304 с.
10. Штейнберг В. Э. Дидактический дизайн: методология, технология, перспективы // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сборник научных трудов / под науч. ред. Г. Д. Бухаровой, О. Н. Арефьева. Екатеринбург, 2011. Вып. 6. С. 254–267.
11. Штейнберг В. Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя в современных условиях: автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа, 1998. 30 с.
12. Штейнберг В. Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2000. 24 с.
13. Штейнберг В. Э., Вахидова Л. В., Давлетов О. Б. Концептуальнодетерминированные информационно-образовательные среды и их реализационная основа // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сборник научных трудов / под науч. ред. Г. Д. Бухаровой, О. Н. Арефьевой и Г. Н. Жукова. Екатеринбург: УИПЦ, 2013. Вып. 7. С. 271–278.
14. Штейнберг В. Э., Семенов С. Н. Технология логико-эвристического проектирования профессионального образования на функционально-модульной основе // Содержание формы и методы обучения в высшей школе / под ред. В. С. Кагерманьяна. Вып. № 3. Москва: НИИВО, 1993. 39 с.
Рецензия
Для цитирования:
Штейнберг В.Э., Вахидова Л.В., Давлетов О.Б. ДИДАКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ: ДИДАКТИЧЕСКАЯ МНОГОМЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. Образование и наука. 2014;1(4):69-90. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-69-90
For citation:
Shteinberg V.B., Vakhidova L.V., Davletov O.V. DIDACTIC MODELING:DIDACTIC MULTILEVEL TECHNOLOGY AND PERSONIFIED INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The Education and science journal. 2014;1(4):69-90. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-69-90