Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ДИДАКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ: ДИДАКТИЧЕСКАЯ МНОГОМЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-69-90

Texto completo:

Resumen

В статье излагаются итоги и перспективы исследовательской разработки концепции дидактической многомерной технологии, необходимость применения которой обусловлена многократно усложнившимся содержанием образования и возросшими требованиями к качеству обучения. Очевидно, что дальнейшее совершенствование организации процесса познания связано с освоением современных технологий оперирования информацией – использованием ментальных карт, инфографики, графов, фреймов, различных структурных схем и других средств визуализации. Однако, как показала практика, формальный перенос данных средств из других отраслей знания в сферу образования не дает желаемых результатов. Для того чтобы выяснить и устранить причины препятствий дальнейшей технологизации учебного процесса и ограничений применения в нем логико-смыслового моделирования, и было предпринято специальное исследование. В ходе поиска эффективных инструментов дидактического моделирования знаний, представленных на естественном языке (языке обучения) авторам удалось на основе интеграции орудийно-деятельностного, многомерно-деятельностного и системно-деятельностного подходов сформулировать концепцию персонифицированной информационно-образовательной системы, а также создать компьютерную обучающую программу «DMT_DESIGN (SA).1». Базовыми в реализации программы, краткое описание которой приводится в статье, стали субагентный подход и технология макро- и микронавигации в структуре деятельности и содержании учебного материала. В заключение публикации обозначены направления предстоящей опытно-экспериментальной работы по выявлению исчерпывающих возможностей приложения дидактических многомерных инструментов в современном образовательном процессе.

De los autores

В. Штейнберг
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа.
Russian Federation


Л. Вахидова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа.
Russian Federation


О. Давлетов
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа.
Russian Federation


Referencias

1. Бьюзен Т. Супермышление / пер. с англ. Е. А. Самсонов. Минск: Попурри, 2003. 304 с.

2. Вахидова Л. В. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами современных информационных технологий // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте: материалы Международной научно-практической конференции SWorld, Одесса, 2012 г.: сборник научных трудов: в 50 т. 2012. Т. 13. № 2. С. 32–35.

3. Давлетов О. Б. Интеграция дидактической многомерной технологии и агентного подхода в компьютерной обучающей программе нового поколения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции ≪Прикладная информатика и компьютерное моделирование≫. Уфа, 25–28 мая 2012 г. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2012. Т. 6. С. 28–33.

4. Поспелов Д. А. Логико-лингвистические модели в системах управления. Москва: Энергоиздат, 1981.

5. Смирнов А. В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры. Семиотика и изобразительное искусство. Москва: ОЗОН, 2005.256 с.

6. Соколов С. В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 440 с.

7. Субботин М. М. О логико-смысловом моделировании содержания управленческих решений // Научное управление обществом. 1980. Вып. 13.

8. Субботин М. М. О сущности метода логико-смыслового моделирования // Реферативный сборник ЦИНИС. 1978. № 11.

9. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика: монография. Москва: Народное образование, 2002. 304 с.

10. Штейнберг В. Э. Дидактический дизайн: методология, технология, перспективы // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сборник научных трудов / под науч. ред. Г. Д. Бухаровой, О. Н. Арефьева. Екатеринбург, 2011. Вып. 6. С. 254–267.

11. Штейнберг В. Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя в современных условиях: автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа, 1998. 30 с.

12. Штейнберг В. Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2000. 24 с.

13. Штейнберг В. Э., Вахидова Л. В., Давлетов О. Б. Концептуальнодетерминированные информационно-образовательные среды и их реализационная основа // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сборник научных трудов / под науч. ред. Г. Д. Бухаровой, О. Н. Арефьевой и Г. Н. Жукова. Екатеринбург: УИПЦ, 2013. Вып. 7. С. 271–278.

14. Штейнберг В. Э., Семенов С. Н. Технология логико-эвристического проектирования профессионального образования на функционально-модульной основе // Содержание формы и методы обучения в высшей школе / под ред. В. С. Кагерманьяна. Вып. № 3. Москва: НИИВО, 1993. 39 с.


Recensión

Para cita:


Shteinberg V.B., Vakhidova L.V., Davletov O.V. DIDACTIC MODELING:DIDACTIC MULTILEVEL TECHNOLOGY AND PERSONIFIED INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The Education and science journal. 2014;1(4):69-90. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-69-90

Número de consultas: 2530


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)