Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Процессы импортозамещения в материально-техническом обеспечении образовательных программ спо в условиях движения к технологическому суверенитету

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-49-79

Полный текст:

Аннотация

Введение. Система профессионального образования любой страны ориентирована на подготовку квалифицированных кадров для экономики и всегда тесно связана с социально-экономическими и внешнеполитическими условиями развития государства. В 20-е годы XXI века мировое сообщество столкнулось с рядом вызовов, среди которых пандемия коронавируса, природные изменения и катаклизмы, внешнеполитические конфликты. Проблема поддержки системы профессионального образования в условиях нестабильности приобретает международный масштаб.

Целью данной статьи является представление результатов исследования процессов импортозамещения в материально-техническом обеспечении образовательных программ среднего профессионального образования и оценки готовности образовательных организаций к этой деятельности в контексте новых экономических условий развития России с учетом зарубежного опыта дружественных стран.

Методология, методы и методики. Исследование носит прикладной характер, в нем использовалась методология общенаучного уровня с опорой на анализ находящихся в открытом доступе в сети Интернет документов и материалов. Применялись методы сопоставительного, критериального и кластерного анализа, метод анализа необходимости и достаточности, методы целеполагания и формализации ожидаемых результатов, метод интерпретации.

Результаты. В статье представлены промежуточные результаты исследования адаптации региональных систем среднего профессионального образования к новым экономическим условиям. Предложенный набор критериев и показателей может быть полезен органам исполнительной власти в сфере образования, администрации образовательных организаций для выработки стратегии развития в ближайшие годы. В перспективе авторами планируется подготовить соответствующие методические рекомендации.

Научная новизна. Применен кластерный подход в анализе управленческих стратегий колледжей и техникумов по обновлению и импортозамещению оборудования.

Практическая значимость. Предложен набор критериев и показателей оценки материально-технического обеспечения системы СПО в условиях импортозамещения и построения технологического суверенитета в Российской Федерации.

Об авторах

В. И. Блинов
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Блинов Владимир Игоревич – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций 

Москва



И. С. Сергеев
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Сергеев Игорь Станиславович – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций

Москва



Е. Ю. Есенина
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Есенина Екатерина Юрьевна – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования

Москва



А. И. Сатдыков
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Сатдыков Айрат Илдарович – заместитель руководителя Центра профессионального образования

Москва



С. А. Осадчева
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Осадчева Светлана Анатольевна – заместитель руководителя Центра профессионального образования

Москва



Список литературы

1. Антонова М. А. Социокультурная дифференциация регионов Российской Федерации [Электрон. ресурс] // Проблемы развития территорий. 2014. № 3 (71). С. 67–80. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-differentsiatsiya-regionov-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 02.05.2023).

2. Баранов С. В. Технологии оценки неоднородности социально-экономического развития регионов Российской Федерации: проблемы и решения [Электрон. ресурс] // Экономическая наука современной России. 2009. № 3 (46). С. 48–55. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-otsenki-neodnorodnosti-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossiyskoy-feder-atsii-problemy-i-resheniya (дата обращения: 02.05.2023).

3. Баринова В. А., Дробышевский С. М., Еремкин В. А., Земцов С. П., Сорокина А. В. Типология регионов России для целей региональной политики [Электрон. ресурс] // Российское предпринимательство. 2015. № 16 (23). С. 4199–4204. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologi-ya-regionov-rossii-dlya-tseley-regionalnoy-politiki (дата обращения: 02.05.2023).

4. Дюкина Т. О., Лукьянова Н. Ю. Оценка социально-экономического развития регионов России: инвентаризация подходов [Электрон. ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 61–69. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii-inven-tarizatsiya-podhodov (дата обращения: 02.05.2023).

5. Крошилин С. В., Леонова Ж. К., Медведева Е. И., Иванина В. М. Типологические особенности экономического развития регионов России в условиях развития непрерывного образования [Электрон. ресурс] // Экономические и социальные перемены, факты, тенденции и прогноз. 2015. № 6 (42). С. 78–90. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-osobennosti-eko-nomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii-v-usloviyah-razvitiya-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.05.2023).

6. Шугаль Н. Б., Кузнецова В. И., Кузьмичева Л. Б. Среднее профессиональное образование в России: статистический обзор [Электрон. ресурс]. Москва: НИУ ВШЭ, 2022. Режим доступа: https://memo.hse.ru/spo_2022 (дата обращения: 02.05.2023).

7. Дудоров Ф. Ф., Анисимова К. В., Артемьев И. А. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала: аналитический доклад [Электрон. ресурс]. Москва: НИУ ВШЭ, 2022. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2022/09/01/1696958156/SPO_2022.pdf (дата обращения: 02.05.2023).

8. Клячко Т. Л., Полушкина Е. А., Демидов А. А., Ломтева Е. В., Бедарева Л. Ю., Тищенко А. С. Функционирование региональных систем среднего профессионального образования в условиях социально-экономической неопределенности: научный доклад / Под ред. Т. Л. Клячко [Электрон. ресурс]. Москва, 2020. Режим доступа: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3861035 (дата обращения: 02.05.2023).

9. Есенина Е. Ю. Проблема кадрового обеспечения региональной системы СПО // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2. С. 22–35. DOI: 10.52944/PORT.2022.49.2.003

10. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 72–85. DOI: 10/24411/2307-4264-2020-10310

11. Abul H. K. Sassani Education in Iran. U. S. Department of Health, Education and Welfare, July 1962. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED544057.pdf (date of access: 05.05.2023).

12. Lotfipour K. A study of vocational-technical education in Iran (Tehran). Ames: Iowa State University, 1977. Available from: https://dr.lib.iastate.edu/server/api/core/bitstreams/e9e7b5d8-348d-4fb6-847a-554ab314602f/content (date of access: 05.05.2023).

13. Mousavian S. H. The Iranian Nuclear Crisis: a Memoir Paperback. Carnegie Endowment for International Peace: USA. 2012. Available from: https://www.yumpu.com/en/document/view/18101961/the-iranian-nuclear-crisis-a-memoir-carnegie-endowment-for- (date of access: 05.05.2023).

14. Katzman K. Iran Sanctions. Available from: https://sgp.fas.org/crs/mideast/RS20871.pdf (date of access: 15.05.2023).

15. Fartash K., Elyasi M., Ghorbani A., Sadabadi A. A. Innovation Policy Learning in Iran’s Development Plans // Foresight and STI Governance. 2021. № 15 (3). P. 81–92. DOI: 10.17323/2500-2597.2021.3.81.92

16. Campos Ferreira N. V. Educação secundária profissionalizante brasileira (1909–1953) // Revista Historia de la Educaciоn Latinoamericana. 2012. Vol. 14, No. 19. Режим доступа: http://www.scielo.org.co/pdf/rhel/v14n19/v14n19a05.pdf (date of access: 05.05.2023).

17. Mercadante A. Educação e Capacitação Técnica e Profissional no Brasil, Documentos de Projectos (LC/TS.2019/44). Santiago: Comissão Econômica para a América Latina e o Caribe (CEPAL), 2019. Available from: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/44696/1/S1900443_pt.pdf (date of access: 05.05.2023).

18. Almeida R., Amaral N., de Felicio F. Assessing Advances and Challenges in Technical Education in Brazil. World Bank Studies. Washington, DC: World Bank, 2016. DOI: 10.1596/978-1-4648-0642-1

19. Portela Souza A., Lima L., Arabage A., Camargo J., de Lucena T., Soares S. Vocational Education and Training in Brazil: Knowledge Sharing Forum on Development Experiences: Comparative Experiences of Korea and Latin America and the Caribbean. Discussion paper № IDB-DP-387. Inter-American Development Bank. 2015. Available from: https://publications.iadb.org/en/publication/12257/vocation-al-education-and-training-brazil-knowledge-sharing-forum-development (date of access: 05.05.2023).

20. OECD. Education in Brazil: An International Perspective. Paris: OECD Publishing, 2021. DOI: 10.1787/60a667f7-en

21. OECD. Engaging Employers in Vocational Education and Training in Brazil: Learning from International Practices, OECD Reviews of Vocational Education and Training. Paris: OECD Publishing. DOI: 10.1787/d76a2fe6-en

22. Pilz M., Wessels A. International Handbook of Vocational Education and Training: India. Bonn: Verlag Barbara Budrich, 2018. Available from: https://www.bibb.de/dienst/publikationen/en/9574?referrer=/dienst/publikationen/en/suche_publication_search_result_voe%255BfreeText-Search%255D%3DINDIA%26publication_search_result_voe%255BfromYear%255D%3D%26publication_search_result_voe%255BtoYear%255D%3D%26publication_search_result_voe%255Bseries%255D%3D%-26publication_search_result_voe%255Blanguage%255D%3Denglisch (date of access: 05.05.2023).

23. Pilz M., Ramasamy M. Attractiveness of Vocational Education and Training in India: Perspectives of Different Actors with a Special Focus on Employers // In: Billett S., Stalder B. E., Aarkrog V., Choy S., Hodge S., Le A. H. (eds.) The Standing of Vocational Education and the Occupations It Serves. Professional and Practice-based Learning. 2022. Vol. 32. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-96237-1_9

24. Ramasamy M., Regel J., Sharma H., Rajagopalan A., Pilz M. Measuring Quality in Indian VET Institutions: Development Steps Towards a Framework Adapted to the National Context // International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET). 2021. Vol. 8, Iss. 4. P. 44–66. Available from: https://www.voced.edu.au/content/ngv%3A91931 (date of access: 05.05.2023).

25. Блинов В. И., Куртеева Л. Н., Сазонов Б. А. Перечни профессиональных образовательных программ: состояние и возможные пути модернизации // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 10. С. 31–49. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-31-49

26. TVET country profile Iran, UNEVOC. November 2018. Available from: https://unevoc.unesco.org/wtdb/worldtvetdatabase_irn_en.pdf (date of access: 05.05.2023).

27. Ahmady S., Shahbazi S. Explanation of Evolving Health Technical and Vocational Education and Training System: A National Experience // Journal of Medical Education. 2022. № 21 (1). Article number. DOI: 10.5812/jme-130739

28. Apprenticeships Development for Universal Lifelong Learning and Training (ADULT). Good practices in apprenticeships in India: Challenges and opportunities. International Labour Organization, 2022. Available from: https://www.voced.edu.au/content/ngv%3A96496 (date of access: 05.05.2023).

29. World Bank. 2008. Skill Development in India: The Vocational Education and Training System. South Asia human development sector series. № 22. Washington, DC. Available from: https://open-knowledge.worldbank.org/entities/publication/dadcbf97-da41-599f-a5a1-b38a7c71a01a (date of access: 05.05.2023).

30. Венедиктов Д. Импортозамещение в России: востребованные ниши для бизнеса в 2022 году [Электрон. ресурс] // Режим доступа: https://www.business.ru/article/4087-importozameshchenie-2022 (дата обращения: 06.05.2023).

31. Шувалова М. Импортозамещение в промышленности: новые проекты и их финансирование [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/76906033 (дата обращения: 06.05.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю., Сатдыков А.И., Осадчева С.А. Процессы импортозамещения в материально-техническом обеспечении образовательных программ спо в условиях движения к технологическому суверенитету. Образование и наука. 2023;25(8):49-79. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-49-79

For citation:


Blinov V.I., Sergeev I.S., Esenina E.Yu., Satdykov A.I., Osadcheva S.A. Import substitution processes in the material and technical support of vocational education programmes in the context of the movement towards technological sovereignty. The Education and science journal. 2023;25(8):49-79. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-49-79

Просмотров: 154


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)