Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Ресурсы развития научно-публикационных компетенций российских исследователей

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-80-114

Полный текст:

Аннотация

Введение. В последние десятилетия в связи с увеличением объема международных научных коллабораций возрастает роль вспомогательных учреждений, которые способствуют развитию научно-публикационных компетенций исследователей. Научно-публикационные компетенции представляют собой совокупность компетенций, необходимых для написания, подготовки, публикации и продвижения научной статьи. Формирование компетенций, связанных с научно-исследовательской и публикационной деятельностью российских исследователей, осуществляется на разных ступенях высшего образования в рамках действующего Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Этот процесс продолжается в рамках программ дополнительного профессионального образования, а также отдельных инициатив вспомогательных университетских подразделений и внеуниверситетских организаций.

Цель данной статьи – проанализировать имеющиеся ресурсы по развитию научно-публикационных компетенций в России с точки зрения возможностей, предлагаемых разными акторами процесса образовательной деятельности.

Методология, методы и методики. В исследовании использовались сравнительно-сопоставительный анализ нормативной документации открытого доступа, а также обзор и систематизация данных с официальных сайтов вспомогательных университетских подразделений и внеуниверситетских организаций, метод глубинных интервью.

Результаты. В статье описаны предпосылки формирования научно-публикационных компетенций в системе высшего образования в России. Приводится обзор эффективных отечественных практик, направленных на развитие научно-публикационных компетенций, с учетом национального контекста и программ высшего образования. В статье представлен обзор функционала вспомогательных подразделений вузов и внеуниверситетских организаций, деятельность которых направлена на поддержку публикационной активности. Определена роль преподавателей академического письма, консультантов, переводчиков, редакторов и рецензентов в развитии компетенций авторов научных публикаций. Обоснована значимость более тесного взаимодействия всех участников публикационного процесса: авторов, переводчиков и редакторов научного текста, преподавателей курсов научного письма с редакторами и рецензентами научных журналов.

Научная новизна данной статьи состоит в детальном описании ресурсов развития научно-публикационных компетенций и их соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, которые в таком соотношении прежде не исследовались.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для разработки комплекса мероприятий по систематизации подходов к формированию научно-публикационных компетенций.

Об авторах

Н. Г. Попова
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук
Россия

Попова Наталья Геннадьевна – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник сектора теоретической лингвистики и научной коммуникации

AuthorID 246800

Екатеринбург

 



Е. И. Хабирова
Южно-Уральский государственный университет
Россия

Хабирова Евгения Игоревна – кандидат филологических наук, доцент, руководитель Офиса академического письма Института лингвистики и международных коммуникаций

AuthorID 633211

Челябинск



Список литературы

1. Гохберг Л. М., Дитковский К. А., Коцемир М. Н. Индикаторы науки: 2022: статистический сборник; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ, 2022. 400 с. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/360018141_Indikatory_nauki_2022 (дата обращения: 10.02.2023).

2. Хохлов А. Н., Моргунова Г. В. Научные публикации – хорошие, плохие, за пригоршню долларов // Научный редактор и издатель. 2021. № 6 (1). С. 59–67. DOI: 10.24069/2542-0267-2021-1-59-67

3. Гельман В. Я. Тенденции в развитии научно-публикационной активности // Экономика науки. 2021. № 7 (3). С. 188–194. DOI: 10.22394/2410-132X-2021-7-3-188-194

4. Chekhovich Y. V., Khazov A. V. Analysis of duplicated publications in Russian journals // Journal of Informetrics. 2022. Vol. 16, № 1. P. 101246. DOI: 10.1016/j.joi.2021.101246

5. Михайлов О. В. Феномен «мусорных» журналов как прямое следствие коммерциализации науки // Социология науки и технологий. 2018. Т. 9, № 2. С. 56–70. DOI: 10.24411/2079-0910-2018-10004

6. Попова Н. Г. Проблемы научного руководства: взгляд co стороны аспиранта [Электрон. ресурс]// XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 15–16 марта 2018 года). Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. С. 144–147. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/xxi-uralskie-sotsiologicheskie-chteniya-sotsialnoe-prostranstvo-i-vremya-regiona-problemy-ustoi-chivogo-razvitiya (дата обращения: 10.02.2023).

7. Попов Е. В., Попова Н. Г., Биричева Е. В., Кочетков Д. М. Целеориентированный подход к оценке деятельности научно-исследовательских коллективов. // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 21 (3). С. 6–18. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.033

8. Колесникова Н. И. Русский научный стиль vs академическое письмо // Общество. Коммуникация. Образование. 2022. Т. 13, № 1. С. 36–47. DOI: 10.18721/JHSS.13104

9. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 202–230. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230

10. Резник С. Д., Вдовина О. А. Профессиональные компетенции преподавателя современного университета: механизмы управления формированием и развитием // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2017. № 1. C. 67–83. DOI: 10.51314/2073-2635-2017-1-67-83

11. Хеннер Е. К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 9–31. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-9-31

12. Pylväs L., Nokelainen P., Academics’ perceptions of intercultural competence and professional development after international mobility // International Journal of Intercultural Relations. 2021. Vol. 80. P. 336–348. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2020.10.004

13. Wilkins S., Hazzam J., Lean J. Doctoral publishing as professional development for an academic career in higher education // The International Journal of Management Education. 2021. Vol. 19. Issue 1. DOI: 10.1016/j.ijme.2021.100459

14. Кириллова О. В., Парфенова С. Л., Гришакина Е. Г. и др. Методические рекомендации по подготовке и оформлению научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных / Ассоциация научных редакторов и издателей; под общ. ред. О. В. Кирилловой. Москва, 2017. 1441 c. Режим доступа: https://pmi.spmi.ru/public/journals/9/documents/Kratkie_rekomendacii.pdf (дата обращения: 10.02.2023).

15. Крылова О. С., Крылов Д. А., Бахтина Е. С. Модель формирования публикационной компетентности у преподавателей вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14, № 3. С. 299−305. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-299-305

16. Chon Y. J. V., Shin D., Kim G. J. E. Comparing L2 learners’ writing against parallel machinetranslated texts: Raters’ assessment, linguistic complexity and errors // System. 2021. № 96. P. 102408. DOI: 10.1016/j. system.2020.102408

17. Рью Д. А., Попова Н. Г. Проблемы машинного перевода научных публикаций // Научный редактор и издатель. 2021. № 6 (2). С. 104–112. DOI: 10.24069/SEP-21-01

18. Flowerdew J. English for research publication purposes // The Handbook of English for Specific Purposes. Paltridge B., Starfield S. (Eds.). Boston: Wiley-Blackwell, 2013. P. 301–322. DOI: 10.1002/9781118339855

19. Короткина И. Б. Английский язык для научно-публикационных целей как новое направление педагогических исследований [Электрон. ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1., № 4/52. С. 115–130. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/angliyskiy-yazyk-dlya-nauchno-publikatsionnyh-tseley-kak-novoe-napravlenie-pedagogicheskih-issledovaniy (дата обращения: 10.02.2023).

20. Habibie P. To be native or not to be native: That is not the question // Habibie P., Hyland K. (Eds.). Novice Writers and Scholarly Publication. Cham: Palgrave Macmillan, 2019. DOI: 10.1007/978-3-319-95333-5_3

21. Боголепова С. В. Обучение академическому письму на английском языке: подходы и продукты [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 87–94. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-akademicheskomu-pismu-na-angliyskom-yazyke-podhody-i-produkty

22. Бакин Е. В., Смирнова Н. В. My first preprint online (опыт создания онлайн-курса по академическому письму) [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). C. 61–66. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/my-first-preprint-online-opyt-sozdaniya-onlayn-kursa-po-akademicheskomu-pismu (дата обращения: 10.02.2023).

23. Базанова Е. М., Соколова Е. Е. Массовые онлайн-курсы по академическому письму: управление мотивацией обучения студентов [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 99–109. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mook-po-akademicheskomu-pismu-upravlenie-motivatsiey-obucheniya-studentov (дата обращения: 10.02.2023).

24. Дугарцыренова В. А. Трудности обучения иноязычному академическому письму [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 106–112. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-obucheniya-inoyazychnomu-akademicheskomu-pismu (дата обращения: 10.02.2023).

25. Чуйкова Э. С. Стратегические направления развития методической системы обучения академическому письму в России [Электрон. ресурс] // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 327–330. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-napravleniya-razvitiya-metodicheskoy-sistemy-obucheniya-akademicheskomu-pismu-v-rossii (дата обращения: 10.02.2023).

26. Добрынина О. Л. Академическое письмо: обучение пруфридингу на заключительном этапе создания письменного иноязычного текста // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 2 (34). DOI: 10.15393/j5.art.2021.6930

27. Базанова Е. М., Старостенков Н. В. Национальный консорциум центров письма: панацея или плацебо для потерянного поколения российских учёных? [Электрон. ресурс] // Университетская книга. 2018. № 3. С. 27–35. Режим доступа: http://www.unkniga.ru/kultura/8446-nacionalniy-konsortsium-tsentrov-pisma-panatseya-iliplatseboo-1.html

28. Базанова Е. М., Короткина И. Б. Российский консорциум центров письма [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 50–57. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-konsortsium-tsentrov-pisma (дата обращения: 10.02.2023).

29. Фальков В. Н., Толстиков А. В., Латышев А. С., Барабашев А. Г. О возможностях совершенствования оценки эффективности научно-образовательных центров (НОЦ): индикативный подход // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1, № 2. С. 15–37. DOI: 10.19181/smtp.2019.1.2.1

30. Базанова Е. М. Научная публикация: писать на английском языке или переводить? // Научный редактор и издатель. 2016. № 1 (1–4). С. 17–24. DOI: 10.24069/2542-0267-2016-1-4-50-68

31. Тихонова Е. В., Раицкая Л. К. Рецензирование как инструмент обеспечения эффективной научной коммуникации: традиции и инновации // Научный редактор и издатель. 2021. № 6 (1). С. 6–17. DOI: 10.24069/2542-0267-2021-1-6-17

32. Бакин Е. В. Центр академического письма: опыт создания [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 112–116. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/3645 (дата обращения: 10.02.2023).

33. Добрынина О. Л. Академическое письмо для научно-публикационных целей // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 1 (25). С. 92–100. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4485


Рецензия

Для цитирования:


Попова Н.Г., Хабирова Е.И. Ресурсы развития научно-публикационных компетенций российских исследователей. Образование и наука. 2023;25(8):80-114. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-80-114

For citation:


Popova N.G., Khabirova E.I. Resources to develop the research publication competencies of Russian researchers. The Education and science journal. 2023;25(8):80-114. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-80-114

Просмотров: 234


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)