Эмоциональное благополучие школьников: теоретические основания и перспективы исследования
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-134-161
Аннотация
Введение. В настоящее время в условиях реформирования системы образования все очевиднее становится тенденция, связанная с повышением требований к интеллектуальным и психоэмоциональным возможностям всех участников образовательного процесса. В условиях, когда возрастает количество эмоционально насыщенных событий, вопрос формирования и поддержки эмоционального благополучия школьников становится особенно актуальным. Ключевой характеристикой школьной среды становится эмоциональное благополучие, определяемое нами как стабильное эмоционально-положительное состояние ребенка в образовательной среде, основанное на удовлетворении возрастных потребностей, осознании переживания собственных эмоций и владении навыками эмоциональной саморегуляции и рефлексии.
Целью настоящей статьи является постановка и рассмотрение проблемы эмоционального благополучия, теоретический обзор научных подходов к его операционализации, определение методологических оснований и направлений оценивания эмоционального благополучия российских школьников.
Методология, методы и методики. В рамках данной работы для достижения поставленной цели нами использовались теоретические методы, такие как обзор научной литературы современных отечественных и зарубежных авторов, системный, сравнительный и логический анализ современных подходов к рассмотрению эмоционального благополучия школьников. Методологическая основа исследования представлена положениями позитивной психологии, а также основана на концепциях субъективного благополучия (N. Bradburn, E. Dinner) и психологического благополучия (C. Ryff), теории самодетерминации личности (M. Seligman, R. M. Ryan, E. L. Deci), теории экологических систем (U. Bronfenbrenner).
Результаты и научная новизна. Выделены научные подходы к рассмотрению эмоционального благополучия школьника, на основании которых проведена операционализация данного понятия, выделены направления оценивания эмоционального благополучия, классифицированные по двум основаниям: социальная среда и личностные особенности школьника.
Практическая значимость. Полученные результаты будут положены в основу разработки дизайна эмпирического исследования особенностей эмоционального благополучия российских школьников. На основе полученных эмпирических данных станет возможным разработка программы поддержки эмоционального благополучия школьников как ключевого фактора, определяющего его эмоциональное самочувствие в образовательной среде в условиях постоянных общественных трансформаций.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. ПечеркинаРоссия
Печеркина Анна Александровна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования, директор департамента психологии
Екатеринбург
К. Д. Катькало
Россия
Катькало Ксения Дмитриевна – аспирант кафедры педагогики и психологии образования
Екатеринбург
Г. И. Борисов
Россия
Борисов Георгий Игоревич – старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии
Екатеринбург
Список литературы
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000. 712 с. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf (дата обращения 29.08.2023).
2. Савенков А. И., Айгунова О. А., Кривова Т. А., Павленко Т. А., Полковникова Н. Б., Савенкова Т. Д. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка как факторов формирования учебной успешности на этапе перехода из детского сада в начальную школу: монография / науч. ред. А. И. Савенков. Москва: Перо, 2017. 127 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29794627 (дата обращения 29.08.2023).
3. Попова С. И. Технология регулирования эмоциональных состояний учащегося // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, № 1. С. 187–204. DOI: 10.21702/rpj.2018.1.9
4. Тихомирова Т. Н., Воронин И. А., Мисожникова Е. Б., Малых С. Б. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и академической успешности в школьном возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 2. С. 55–68. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23877394 (дата обращения 29.08.2023).
5. Nickerson C., Diener E. D., Schwarz N. Positive affect and college success // Journal of Happiness Studies. 2011. Vol. 12, № 4. P. 717–746. DOI: 10.1007/s10902-010-9224-8
6. Меркуль И. А. Индекс детского благополучия в России: актуальные вопросы, разработки и перспективы развития (обзор по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России») // Социальные науки и детство. 2022. Том 3, № 2–3. C. 139–147. DOI: 10.17759/ssc.2022030210
7. Манукян В. Р., Трошихина Е. Г., Данилова М. В. Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход: монография. Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Нестор-История», 2020. 360 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=44331329 (дата обращения 29.08.2023).
8. Орлова Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) [Электрон. ресурс] // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. С. 28–36. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/eli-brary_24307119_59453256.pdf (дата обращения 03.09.2023).
9. Bradburn N. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 p. Available from: https://www.norc.org/content/dam/norc-org/pdfs/BradburnN_Struc_Psych_Well_Being.pdf (date of access: 11/06/2023).
10. Diener E. New findings and future directions for subjective well-being research // American Psychologist. 2012. № 67 (8). Р. 590–597. DOI: 10.1037/a0029541
11. Куликов Л. В., Донцов Д. А. Психология эмоций и чувств: учебное пособие. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2021. 248 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46612374 (дата обращения (29.08.2023).
12. Diener E., Oishi S., Tay L. Advances in subjective well-being research // Nature Human Behaviour. 2018. Vol. 2, № 4. P. 253–260. DOI: 10.1038/s41562-018-0307-6
13. Newman D. B., Tay L., Diener E. Leisure and subjective well-being: A model of psychological mechanisms as mediating factors // Journal of Happiness Studies. 2014. Vol. 15, № 3. P. 555–578. DOI: 10.1007/s10902-013-9435-x
14. Dodge R. et al. The challenge of defining wellbeing // International Journal of Wellbeing. 2012. Vol 2, № 3. P. 222–235. DOI: 10.5502/ijw.v2i3.4
15. Kahneman D., Deaton A. High income improves evaluation of life but not emotional well-being // Proceedings of the national academy of sciences. 2010. Vol. 107, № 38. P. 16489–16493. DOI: 10.1073/ pnas.101149210
16. Ryff C. D. Well–being with soul: Science in pursuit of human potential // Perspectives on Psychological Science. 2018. Vol. 2, № 13. P. 242–248. DOI: 10.1177/1745691617699
17. Park C. L. et al. Emotional well-being: What it is and why it matters // Affective Science. 2023. Vol. 4, № 1. P. 1–11. DOI: 10.1007/s42761-022-00163-0
18. Ryan R. M., Deci E. L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 141–166. Available from: https://www.researchgate.net/publication/12181660 (date of access: 29.08.2023).
19. Григорова Ю. Б. Структура эмоционального благополучия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8? №. 1 (26). C. 331– 334. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0082
20. Kendal S., Callery P., Keeley P. The feasibility and acceptability of an approach to emotional well-being support for high school students // Child and Adolescent Mental Health. 2011. Vol. 16, № 4. P. 193–200. DOI: 10.1111/j.1475-3588.2011.00602.x
21. Henderson L. W., Knight T. Integrating the hedonic and eudaimonic perspectives to morecomprehensively understand wellbeing and pathways to wellbeing // International Journal of Wellbeing. 2012. Vol. 2, № 3. 196–221. DOI: 10.5502/ijw.v2i3.3
22. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 1069–1081. DOI: 10.1037/0022-3514.57.6.1069
23. Фрайфельд И. В. Проблема формирования эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста [Электрон. ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 2. С. 221–223. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21129984 (дата обращения 29.08.2023).
24. Урунтаева Г. А. Детская психология. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2021. 372 с. Режим доступа: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/809.pdf (дата обращения 29.08.2023).
25. Подольский А. И., Идобаева О. А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: Учебное пособие. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 124 с.
26. Никулина Д. С. Подходы к определению эмоционального благополучия [Электрон. ресурс] // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. № 6 (83). С. 73–76. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11907870 (дата обращения 29.08.2023).
27. Schutte N. S. et al. Characteristic emotional intelligence and emotional well-being // Cognition & Emotion. 2002. Vol. 16, № 6. P. 769–785. DOI: 10.1080/02699930143000482
28. Morelli M. et al. Parents and children during the COVID-19 lockdown: The influence of parenting distress and parenting self-efficacy on children’s emotional well-being // Frontiers in psychology. 2020. Vol. 11. P. 584645. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.584645
29. Feller S. C. et al. Emotional well-being and public health: Proposal for a model national initiative // Public Health Reports. 2018. Vol. 133, №. 2. P. 136–141. DOI: 10.1177/0033354918754540
30. Lades L. K. et al. Daily emotional well-being during the COVID-19 pandemic // British Journal of Health Psychology. 2020. Vol. 25, № 4. P. 902–911. DOI: 10.1111/bjhp.12450
31. Douse L., Farrer R., Aujla I. The impact of an intergenerational dance project on older adults’ social and emotional well-being // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 561126. DOI: 10.3389/ fpsyg.2020.561126
32. Saha R. et al. Social coping and life satisfaction in adolescents // Social Indicators Research. 2014. Vol. 115. P. 241–252. DOI: 10.1007/s11205-012-0217-3
33. Shek D. T. L., Lin L. Personal well-being and family quality of life of early adolescents in Hong Kong: Do economic disadvantage and time matter? // Social Indicators Research. 2014. Vol. 117. P. 795– 809. DOI: 10.1007/s11205-013-0399-3
34. Abidin F. A., Yudiana W., Fadilah S. H. Parenting style and emotional well-being among adolescents: the role of basic psychological needs satisfaction and frustration // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. P. 901646. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.901646
35. Noonan R. J., Fairclough S. J. Social Disadvantage, Maternal Psychological Distress, and Difficulties in Children’s Social-Emotional Well-Being // Behavioral Sciences. 2018. Vol. 8, № 11. P. 103. DOI: 10.3390/bs8110103
36. Ферапонтова Л. П. Способность к идентификации эмоциональных состояний и эмпатии как критерии эмоционального благополучия в младшем школьном возрасте [Электрон. ресурс] // Поволжский педагогический вестник. 2019. Т. 7, №. 1 (22). C. 40–44. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38524203 (дата обращения 29.08.2023).
37. Панкова Н. В. Эмоциональное благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска [Электрон. ресурс] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2011. Т. 74, №. 4. C. 148–151. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16224271 (дата обращения 29.08.2023).
38. Бондарева М. Ю. Особенности самооценки у подростков с различным содержанием эмоционального благополучия [Электрон. ресурс]// Экология человеческих отношений как проблема практической психологии в современном обществе: Сборник научных трудов (Хабаровск, 22–28 ноября 2017 года). Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2018. С. 13–18. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35270086 (дата обращения 29.08.2023).
39. Datu J. A. D., Mateo N. J., Natale S. The mental health benefits of kindness-oriented schools: School kindness is associated with increased belongingness and well-being in Filipino high school students // Child Psychiatry & Human Development. 2023. Vol. 54. P. 1075–1084. DOI: 10.1007/s10578-021-01299-z
40. Buehler C. Family processes and children’s and adolescents’ well-being // Journal of Marriage and Family. 2020. Vol. 82, № 1. P. 145–174. DOI: 10.1111/jomf.12637
41. De Looze M. E. et al. Trends over time in adolescent emotional well-being in the Netherlands, 2005–2017: links with perceived schoolwork pressure, parent-adolescent communication and bullying victimization // Journal of Youth and Adolescence. 2020. Vol. 49, № 10. P. 2124–2135. DOI: 10.1007/ s10964-020-01280-4
42. Тихомирова Т. Н. Когнитивные характеристики, личностные черты и мотивация как предикторы успешности выполнения основного государственного экзамена по математике [Электрон. ресурс] // Вопросы психологии. 2022. Т. 68, № 2. С. 83–98. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49515781 (дата обращения 29.08.2023).
43. Dent A. L., Koenka A. C. The relation between self-regulated learning and academic achievement across childhood and adolescence: A meta-analysis. // Educational Psychology Review. 2016. Vol. 28 (3). P. 425–474. DOI: 10.1007/s10648-015-9320-8
44. Steinmayr R., Heyder A., Naumburg C., Michels J., Wirthwein L. School-related and individual predictors of subjective well-being and academic achievement // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. P. 2631. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02631
45. Liepa D., Dudkina A., Sile M. Self-assessment criteria of teacher’s well-being // Problems of Education in the 21st Century. 2012. Vol. 48. P. 81–90. Available from: https://www.scientiasocialis.lt/pec/files/pdf/vol48/81-90.Liepa_Vol.48.pdf (date of access: 29.08.2023).
46. Wilkins J. Good teacher-student relationships: Perspectives of teachers in urban high schools // American Secondary Education. 2014. Vol. 43, № 1. P. 52–68. Available from: https://www.academia.edu/9802077/Good_Teacher_Student_Relationships_Perspectives_of_Teachers_in_Urban_High_schools (date of access: 29.08.2023).
47. Hascher T. Learning and emotion: Perspectives for theory and research // European Educational Research Journal. 2010. Vol. 9, № 1. P. 13–28. DOI: 10.2304/eerj.2010.9.1.13
48. Nishina A. Microcontextual characteristics of peer victimization experiences and adolescents’ daily well-being // Journal of Youth and Adolescence. 2012. Vol. 41, № 2. P. 191–201. DOI: 10.1007/ s10964-011-9669-z
49. Kuroki M. Crime victimization and subjective well-being: Evidence from happiness data // Journal of Happiness Studies. 2013. Vol. 14, № 3. P. 783–794. DOI: 10.1007/s10902-012-9355-1
50. Young-Jones A. et al. Bullying affects more than feelings: The long-term implications of victimization on academic motivation in higher education // Social Psychology of Education. 2015. Vol. 18, № 1. P. 185–200. DOI: 10.1007/s11218-014-9287-1
51. Alessandri E., Rose D., Wasley D. Health and wellbeing in higher education: A comparison of music and sport students through the framework of self determination theory // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 566307. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.566307
52. Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия личности в образовательном процессе [Электрон. ресурс] // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015. Т. 2, №. 1. С. 28–34. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23383098 (дата обращения 29.08.2023).
53. Одинцова В. В., Горчакова Н. М. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы [Электрон. ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 1. С. 69–77. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21396816 (дата обращения 29.08.2023).
54. Поставнев В. М. и др. Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4 (54). С. 64–73. DOI: 10.25688/2076-9121.2020.54.4.05
55. Тарабакина Л. В. Эмоциональное здоровье подростка: риски и возможности: монография. Москва: МПГУ, 2017. 193 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42608385 (дата обращения 29.08.2023).
56. Ferreira M. B. et al. On the relation between over-indebtedness and well-being: an analysis of the mechanisms influencing health, sleep, life satisfaction, and emotional well-being // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 1199. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.591875
57. Paterson A., Grantham R. How to make teachers happy: An exploration of teacher wellbeing in the primary school context // Educational & Child Psychology. 2016. Vol. 33, № 2. P. 90–104. DOI: 10.53841/bpsecp.2016.33.2.90
Рецензия
Для цитирования:
Печеркина А.А., Катькало К.Д., Борисов Г.И. Эмоциональное благополучие школьников: теоретические основания и перспективы исследования. Образование и наука. 2023;25(8):134-161. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-134-161
For citation:
Pecherkina A.A., Katkalo K.D., Borisov G.I. Emotional well-being of schoolchildren: theoretical foundations and prospects for research. The Education and science journal. 2023;25(8):134-161. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-134-161