Стратегии совладания с гневом как состояние и эмоциональная черта у студенток
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-162-185
Аннотация
Введение. Студенты университетов часто сталкиваются со многими трудными ситуациями, которые могут спровоцировать их гнев и, таким образом, сделать их менее способными контролировать себя и свое поведение. Это может препятствовать их росту, психологическому и академическому развитию, что приведет к большему личному конфликту и дискомфорту, эмоциональному и физическому насилию, росту преступности, чувству незащищенности, отсутствию концентрации и меньшему социальному взаимодействию.
Цель исследования – рассмотреть стратегии преодоления гнева как состояния и эмоциональной черты с учетом переменных «Социальный статус» и «Уровень достижений».
Методология и методы исследования. Для анализа данных был использован количественный метод. В исследовании приняли участие 256 студенток из Прикладного университета Аль-Балка (BAU), выбранных случайным образом. Для сбора данных использовались две шкалы: 1) шкала гнева как состояния и как черты, включающая 30 пунктов (15 пунктов измеряют гнев как эмоциональное состояние, которое варьируется по своей интенсивности, а 15 пунктов – как эмоциональную черту); 2) шкала стратегий совладания с гневом, содержащая 34 пункта, разделенных на шесть доменов для определения различных способов положительной или отрицательной реакции людей на раздражающие ситуации гнева (прямое выражение гнева, акцент, поиск социальной поддержки, рассеивание, избегание и ослабление гнева).
Результаты. Результаты выявили статистически значимые различия в зависимости от социального статуса и уровня достижений, тогда как не было выявлено статистически значимых различий в стратегиях преодоления гнева в зависимости от социального статуса. Они также показали, что преобладающая стратегия совладания с гневом – поиск социальной поддержки.
Научная новизна. Это исследование является одним из немногих в арабском мире, в котором изучалась взаимосвязь между гневом как состоянием или чертой и стратегиями преодоления в выборке студенток в зависимости от их социального статуса и уровня достижений. Это помогает обогатить теоретическую литературу о гневе и знания исследователей и студентов, проясняя взаимосвязь обсуждаемых переменных.
Практическая значимость. Во-первых, результаты исследования могут привлечь внимание работников системы образования, обратив внимание на взаимосвязь между гневом как состоянием и гневом как эмоциональной чертой, а также на стратегии преодоления гнева, используемые учащимися женского пола. Эти знания могут помочь в разработке программ, направленных на уменьшение гнева среди студенток. Во-вторых, исследование может способствовать разработке методов решения проблем, которые положительно влияют на социальную и академическую адаптацию студенток.
Ключевые слова
Об авторах
Б. М. Бани ЯссиенИордания
Бани Яссиен Бассам Махмуд – доцент кафедры образования
Эс-Салт
М. А. Мельхем
Иордания
Мохаммад Амейн Мельхем – доцент кафедры образования
Эс-Салт
М. М. Т. Албадарнех
Иордания
Махди Мохаммад Тавфейк Албадарнех – доцент кафедры образования
Эс-Салт
М. А. Рабабах
Иордания
Рабабах Махмуд Али – доктор наук (прикладная лингвистика) кафедры английского языка и литературы
Эс-Салт
Список литературы
1. Delahooke M. Beyond behaviours: Using brain science and compassion to understand and solve children’s behavioural challenges. UK: Hachette; 2020. 320 p.
2. Phoenix D. L. The anger gap: How race shapes emotion in politics. Cambridge: Cambridge University Press; 2019. 300 p.
3. Crane P. J., Ward S. F. Self-healing and self-care for nurses. AORN Journal [Internet]. 2016 [cited 2023 Jun 6]; 104 (5): 386–400. Available from: https://doi.org/10.1016/j.aorn.2016.09.007
4. Rodenburg P. The right to speak: Working with the voice. Bloomsbury Publishing; 2015. 312 p.
5. Kim J. H., McKenzie L. A. The impacts of physical exercise on stress coping and well-being in university students in the context of leisure. Health [Internet]. 2014 [cited 2023 Jun 6]; 6 (19): 2570. Available from: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
6. Salah B. M., Alhamad N. F., Melhem M. A., Sakarneh M. A., Hayajneh W. S., Rababah M. A. Kindergarten children’ possession of life skills from teachers’ viewpoints. Review of International Geographical Education Online [Internet]. 2021 [cited 2023 Mar 18]; 11 (8): 143–156. Available from: https://orcid.org/0000-0002-0930-4030
7. Danaa H. M., Al-mzary M. M., Halasa W. N., Obeidat L. M., Rababah M. A., Al-Alawneh M. K. University students’ ambition levels and vocational tendencies as sociated with common culture. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2022; 24 (6): 153–176. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-6-153-176
8. Obeidat L. M., Momani H. I., Hayajneh W. S., Ammari T. T., Al-mzary M. M., Rababah M. A. Values system relationship to leadership behavior of practicing and non-sports-practicing university students. International Journal of Instruction [Internet]. 2022 [cited 2023 Mar 22]; 15 (3): 869–894. Available from: http://www.e-iji.net/dosyalar/iji_2022_3_47.pdf
9. Malkawi N., Rababah M. A., Al Dalaeen I., Ta’amneh I. M., El Omari A., Alkhaldi A. A., Rabab’ah K. Impediments of using e-learning platforms for teaching English: A case study in Jordan. International Journal of Emerging Technologies in Learning [Internet]. 2023 [cited 2023 Mar 16]; 18 (05): 95–113. Available from: https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/36727
10. Rababah M. A. Visitors’ linguistic etiquette [unpublished master’s thesis on the Internet]. Yarmouk University, Jordan; 2000 [cited 2022 Aug 08]. Available from: http://repository.yu.edu.jo/bit-stream/123456789/5363/1/457611.pdf
11. Malkawi N. A. A., Rababah M. A. Men’s and women’s language: Inquiries about health in Jordanian Arabic. European Scientific Journal [Internet]. 2012 [cited 2023 Mar 22]; 8 (10): 85–100. Available from: https://www.researchgate.net/profile/Mahmoud-Rababah/publication/333204280
12. Zdena K., Elena K., Veronika R., Eva S. Activities in English classes inducing positive/negative emotions. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal [Internet]. 2021 [cited 2023 Mar 18]; 23 (1): 136–155. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/activities-in-english-classes-induc-ing-positive-negative-emotions
13. Obeidat L. M., Momani H. I., Ammari T. T., Rababah M. A. Athletic identity and its relationship to moral values among physical education university students. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal [Internet]. 2022 [cited 2023 Mar 22]; 24 (3): 41–77. Available from: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2646
14. Novaco R. W. Anger control: The development and evaluation of an experimental treatment [Internet]. Lexington; 1975 [cited 2023 Mar 22]. Available from: https://psycnet.apa.org/record/1975-31060-000
15. Spielberger C. D., Jacobs G., Russell S., Crane R. S. Assessment of anger: The state-trait anger scale. In: Butcher J. N., Spielberger C. D. (Eds.). Advances in personality assessment [Internet]. Routledge; 2013 [cited 2023 Mar 22]. p. 161–189. Available from: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9781315825656-7/assessment-anger-state-trait-anger-scale-spielberger-jacobs-russell-crane
16. Lerner H. The dance of anger [Internet]. Mehta Publishing House; 2017 [cited 2023 Mar 22]. Available from: https://books.google.com/books?hl=en&lr=&id=PnI9DwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT8&d-q=anger+&ots=35qf2aT82X&sig=aPAtpjFlgDPHr19ba4spn5SIePI
17. Tamir M., Mitchell C., Gross J. J. Hedonic and instrumental motives in anger regulation. Psychological Science [Internet]. 2008 [cited 2023 Mar 22]; 19 (4): 324–328. Available from: https://doi.org/10.1111%2Fj.1467-9280.2008.02088.x
18. Carver C. S., Harmon-Jones E. Anger is an approach-related affect: Evidence and implications. Psychological Bulletin [Internet]. 2009 [cited 2023 Mar 22]; 135 (2): 183. Available from: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/a0013965
19. Lambert A. J., Eadeh F. R., Hanson E. J. Anger and its consequences for judgment and behavior: Recent developments in social and political psychology. Advances in Experimental Social Psychology [Internet]. 2019 [cited 2023 Mar 22]; 59: 103–173. Available from: https://doi.org/10.1016/bs.aesp.2018.12.001
20. Deffenbacher J. L. Cognitive-behavioral conceptualization and treatment of anger. Journal of Clinical Psychology. 1999; 55 (3): 295–309.
21. Melhem M., Khazali Q., Momani A. L. Psychological identity styles & self-esteem among the distinguished students. Dirasat: Human and Social Sciences [Internet]. 2017 [cited 2023 Mar 22]; 44 (4): 131–147. Available from: https://archives.ju.edu.jo/index.php/edu/article/view/8684
22. Perez-Nieto M. A., Camunas N., Cano-Vindel A., Miguel-Tobal J. J., Iruarrizaga I. Anger and anger coping: A study of attributional styles. Studia Psychologica [Internet]. 2000 [cited 2023 Mar 22]; 42 (4): 289–302. Available from: https://www.researchgate.net/profile/Antonio-Cano-Vindel/pub-lication/310951615_Anger_and_anger_coping_A_study_of_attributional_styles/links/583b110408ae-3d9172412a21/Anger-and-anger-coping-A-study-of-attributional-styles.pdf
23. Lester A. D. The angry Christian: A theology for care and counseling [Internet]. Westminster John Knox Press; 2003 [cited 2023 Mar 22]. Available from: https://books.google.com/books?hl=en&l-r=&id=zhLIty9sHEEC&oi=fnd&pg=PR9&dq=%22Coping+with+Your+Anger:+A+Christian+Guide-West-minster+John&ots=jT5tb1vvtu&sig=y1cj35-XxuVK9f2e3BtKlof4JPc
24. Harmon-Jones E. Anger and the behavioral approach system. Personality and Individual Differences. 2003; 35 (5): 995–1005. DOI: 10.1016/S0191-8869(02)00313-6
25. Beck R., Fernandez E. Cognitive-behavioral therapy in the treatment of anger: A meta-analysis. Cognitive Therapy and Research. 1998; 22 (1): 63–74.
26. Siegman A. W., Anderson R., Herbst J., Boyle S., Wilkinson J. Dimensions of anger-hostility and cardiovascular reactivity in provoked and angered men. Journal of Behavioral Medicine [Internet]. 1992 [cited 2023 Mar 22]; 15 (3): 257–272. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/BF00845355#citeas:~:text=DOI-,https%3A//doi.org/10.1007/BF00845355,-Key%20words
27. Suarez E. C., Williams R. B. The relationships between dimensions of hostility and cardiovascular reactivity as a function of task characteristics. Psychosomatic Medicine [Internet]. 1990 [cited 2023 Mar 22]. Available from: https://psycnet.apa.org/record/1991-07750-001
28. Meichenbaum D. Stress inoculation training: A preventative and treatment approach. In: Meichenbaum D. (Ed.). The evolution of cognitive behavior therapy [Internet]. Routledge; 2017 [cited 2023 Mar 22]. p. 101–124. Available from: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9781315748931-10/stress-inoculation-training-donald-meichenbaum
29. Cole M. S., Feild H. S., Harris S. G. Student learning motivation and psychological hardiness: Interactive effects on students’ reactions to a management class. Academy of Management Learning & Education [Internet]. 2004 [cited 2023 Mar 22]; 3 (1): 64–85. Available from: https://doi.org/10.5465/amle.2004.12436819
30. Sammour Q., Awadh M. Anger as a state and trait among a sample of Yarmouk University students and its relationship to some variables. Journal of Educational Sciences. 2004; 5 (5): 21–48.
31. Boman P. Gender differences in school anger. International Education Journal [Internet]. 2003 [cited 2023 Mar 22]; 4 (2): 71–77. Available from: https://eprints.qut.edu.au/13160
32. Shloul R. The relationship between anger and coping strategies with the optimism among Yarmouk University students [unpublished master thesis on the Internet]. Jordan: Yarmouk University; 2017 [cited 2023 Mar 22]. Available from: http://repository.yu.edu.jo:80/jspui/handle/123456789/14043
33. Al-Hammouri K. Strategies to deal with anger among talented students. International Journal of Educational Research, U.A.E University [Internet]. 2018 [cited 2023 Mar 22]; 1 (42): 99–120. Available from: https://scholarworks.uaeu.ac.ae/ijre/vol42/iss1/4/
34. Ajiboye S. K., Ajokpaniovo M. Grief reactions and coping strategies to parental loss among in school adolescents in Kwara State, Nigeria. Anatolian Journal of Education [Internet]. 2019 [cited 2023 Mar 22]; 4 (1): 85–92. Available from: https://eric.ed.gov/?id=EJ1244650
35. Munsell S. E., O’Malley L., Mackey C. Coping with COVID. Educational Research: Theory and Practice [Internet]. 2020 [cited 2023 Mar 22]; 31 (3): 101–109. Available from: https://eric.ed.gov/?id=EJ1274340
36. Miers A. C., Rieffe C., Meerum Terwogt M., Cowan R., Linden W. The relation between anger coping strategies, anger mood and somatic complaints in children and adolescents. Journal of Abnormal Child Psychology [Internet]. 2007 [cited 2023 Mar 22]; 35 (4): 653–664. Available from: https://doi.org/10.1007/s10802-007-9120-9
37. Abdul Rahman M., Abdul Hamid F. Anger scale as a state and trait [Internet]. Cairo: Dar Quba for Printing and Publishing; 1998 [cited 2023 Mar 22]. Available from: https://ebook.univeyes.com/175619 (In Arabic)
38. Safari A., Baranovich D. L., Jafary M. R. The effect of anger management training on students’ emotional intelligence. International Journal of Fundamental Psychology and Social Sciences. 2014; 4 (2): 20–22. DOI: 10.14331/ijfpss.2014.330041
39. Linden W., Hogan B. E., Rutledge T., Chawla A., Lenz J. W., Leung D. There is more to anger coping than “in” or “out”. Emotion [Internet]. 2003 [cited 2023 Mar 22]; 3 (1): 12–29. Available from: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/1528-3542.3.1
40. DeFoore W. G. Anger: Deal with it, heal with it, stop it from killing you [Internet]. Simon and Schuster; 2010 [cited 2023 Mar 22]. Available from: https://books.google.com/books?hl=en&lr=&id=H-dOPDwAAQBAJ&oi=fnd&pg
41. Melhem M., Hayajneh W., Irshaid A. B., Badarneh M., Anbar A. The relationship between psychological resilience and marriage compatibility among a sample of married teachers (predictive study). Jordan Journal of Social Sciences [Internet]. 2020 [cited 2023 Mar 22]; 13 (1): 17–31. Available from: https://archives.ju.edu.jo/index.php/jjss/article/view/107084
42. Melhem M. A., Salah B. M., Hayajneh W. S. Impact of training on positive thinking for improving psychological hardiness and reducing academic stresses among academically-late students. Educational Sciences: Theory & Practice [Internet]. 2021 [cited 2023 Mar 22]; 21 (3):132–146. Available from: https://www.jestp.com/index.php/estp/article/view/1467
43. Abu Ghazal M. M., Khodair R. M., Hayajneh W. S. Writing anxiety among adolescents and its relationship with metacognitive writing strategies and writing self-efficacy. Journal of Educational & Psychological Sciences. 2019; 20 (3): 60–90. DOI: 10.12785/jeps/200302
44. Tyumaseva Z. I., Orehova I. L., Valeeva V. G., Salamatov A. A., Kalugina E. V. The institution of tutoring in health-preserving: Risk and sustainability factors. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2018; 20 (9): 139–157. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-9-139-157 (In Russ.)
45. Kuftyak E. V., Magdenko O. V., Zadorova J. A. Child’s attachment to mother as a predictor of psychological well-being in primary school age. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2021; 23 (7): 122–146. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-122-146 (In Russ.)
46. Aysina R. M., Nesterova A. A., Suslova T. F., Khitryuk V. V. Teachers’ attitudes towards inclusive education of children with ASD: A review of Russian and foreign research. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2020; 21 (10): 189–210. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-189-210 (In Russ.)
47. Kuznetsova A. A., Solovyeva N. A. Dynamics of psychological characteristics of a student-volunteer in the process of professionally-oriented volunteering activity. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2018; 20 (7): 128–146. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-128-146 (In Russ.)
48. Aysina R. M., Nesterova A. A., Suslova T. F., Khitryuk V. V. Teachers’ attitudes towards inclusive education of children with ASD: A review of Russian and foreign research. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2020; 21 (10): 189–210. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-189-210
Рецензия
Для цитирования:
Бани Яссиен Б., Мельхем М., Албадарнех М., Рабабах М. Стратегии совладания с гневом как состояние и эмоциональная черта у студенток. Образование и наука. 2023;25(8):162-185. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-162-185
For citation:
Bany Yassien B., Melhem M., Albadarneh M., Rababah M. Strategies of coping with anger as a state and a trait among female students. The Education and science journal. 2023;25(8):162-185. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-162-185