Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Готовность учителя к профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-186-219

Полный текст:

Аннотация

Введение. Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на сегодняшний день является серьезной и актуальной проблемой как в российской системе образования, так и за рубежом. Проблема обусловлена увеличением числа детей, страдающих данным синдромом и недостаточной готовностью современного учителя осуществлять профилактическую и коррекционную работу с указанной категорией обучающихся в условиях общеобразовательной школы. Одним из наиболее частых осложнений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у младших школьников наряду с трудностями в обучении являются эмоциональные нарушения (неадекватно заниженная, либо завышенная самооценка, тревога, депрессия, аффективные вспышки). В связи со сложившейся ситуацией в системе образования, современный учитель должен быть готов к профилактике осложнений синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также к коррекционной помощи детям с данным синдромом.

Цель. Определить структуру готовности будущего учителя осуществлять профилактику и коррекцию эмоциональных нарушений у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях общеобразовательной школы.

Методология, методы и методики. Методологической основой исследования выступают принципы деятельностного, системного, и компетентностного подходов. В ходе исследования были использованы две группы методов: теоретические (анализ, синтез, классификация, обобщение) и эмпирические (методы опроса, анализ документации). Методика исследования включает в себя авторскую анкету «Выявление у учителей начальных классов теоретических, методических и психологических трудностей профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с СДВГ», методики «Самооценка эмпатичных способностей» (Ю. М. Орлова, Ю. Н. Емельянова) и «Психологический портрет учителя» (З. В. Резапкина, Г. В. Резапкина), а также интервью.

Результаты. Анализ результатов диагностики показал, что у респондентов отмечаются поверхностные теоретические и методические знания о психофизиологических особенностях детей с СДВГ, а также организации их обучения в условиях общеобразовательной школы. В среднем меньше половины респондентов дали верные ответы на вопросы теоретического блока. В методическом блоке также отмечается профессиональный дефицит в вопросах организации обучения и воспитания детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы. В ходе исследования были выявлены проблемы организационного и содержательного характера в отношении профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с СДВГ в условиях общеобразовательной школы, среди которых: отсутствие психолого-педагогической поддержки данной категории обучающихся; низкий уровень теоретических и методических знаний учителей начальных классов в области психолого-педагогического сопровождение обучающихся с СДВГ; дефицит умений и навыков педагогов в вопросах профилактики и коррекции эмоциональных нарушений; отсутствие специальных программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях общеобразовательной школы; нежелание учителя работать с данной категорией обучающихся; нежелание родителей детей с СДВГ сотрудничать с учителем в отношении обучения и воспитания своего ребенка.

Научная новизна. На основе описанных профессиональных качеств современного учителя, определена структура готовности будущего учителя осуществлять профилактику и коррекцию эмоциональных нарушений у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях общеобразовательной школы, которая включает в себя следующие компоненты: мотивационный, теоретико-методологический, психолого-педагогический, методический. Дана качественная характеристика компонентов данной структуры с позиции возможности профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Результаты исследования могут применяться в процессе подготовки учителей начальных классов в системе высшего образования, а также в системе дополнительного профессионального образования в рамках реализации программ повышения квалификации учителей по актуальным проблемам современного образования в целом, и, в частности по проблемам профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с дефицитом внимания и гиперактивности в условиях общеобразовательной школы.

Об авторе

Г. В. Валиуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Валиуллина Гульнара Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности

Казань



Список литературы

1. Пилина Г. С., Шнайдер Н. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Электрон. ресурс] // Сибирское медицинское обозрение. 2017. № 1 (103). С. 107–114. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-1 (дата обращения: 12.02.2022).

2. Нестеровский Ю. Е, Заваденко Н. Н., Шипилова Е. М., Суворинова Н. Ю. Школьная дезадаптация в практике педиатра и невролога // Consilium Medicum. 2017. № 2-3. С. 28–33. DOI: 10.26442/2075-1753_19.2.3.28-33

3. Melegari M., Bruni O., Sacco R., Barni D., Sette S., Donfrancesco R. Comorbidity of attention deficit hyperactivity disorder and generalized anxiety disorder in children and adolescents // Psychiatry Research. 2018. № 270. P. 780–785. DOI: 10.1016/j.psychres.2018.10.078

4. Антопольская Т. А., Байбакова О. Ю., Журавлева С. С. Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41)/ С. 289–300. DOI: 10.32744/pse.2019.5.21

5. Морозова В. И., Мадякина А. А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в понимании и подходах к лечению // Русский журнал детской неврологии. 2019. № 14 (1) С. 14–25. DOI: 10.17650/2073-8803-2019-14-1-14-25

6. Чижова Е. В. Актуальные проблемы взаимодействия учителей с гиперактивными учащимися // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 4-2 (94). С. 111–115. DOI:10.23670/IRJ.2020.94.4.047

7. Avery J., Deppeler J., Galvin E., Skouteris H., Crain de Galarce P., Morris H. Changing educational paradigms: Trauma-responsive relational practice, learnings from the USA for Australian schools // Children and Youth Services Review. 2022. № 138 (100040). Article number 106506. DOI: 10.1016 /j.childyouth.2022.106506

8. Smith T. E., Thompson A. M., Maynard B. R. Self-management interventions for reducing challenging behaviors among school-age students: A systematic review // Campbell Systematic Reviews. 2022. № 18 (1). P. 1–44. DOI: 10.1002/cl2.1223

9. Carrillo-López P. J., Maneiro-Dios R., Moral-García J. E. Formative assessment in physical education and its relation to the level of attention of primary school children // Specijalna Edukacija i Rehabilitacija. 2022. № 21 (3). P. 147–161. DOI: 10.5937/specedreh21-36486

10. Moritza H., Ginob C. Effects of a computer-based mathematics intervention in primary school students with and without emotional and behavioral difficulties // International Electronic Journal of Elementary Education. 2022. № 14 (3). P. 303–317. DOI: 10.26822/iejee.2022.246

11. Zheng H., Dong Y., Sun Y., Yang J., Yuan C., Wang J., Dong W. Effectiveness of metacognitive regulation intervention on attention-deficit–hyperactivity disorder students’ scientific ability and motivation // Frontiers in Psychology. 2021. № 12. Article number 747961. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.747961

12. Мищенко Л. И. Формирование готовности учителя к работе с детьми, испытывающими трудности в обучении [Электрон. ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 4 (24). С. 183–187. Режим доступа: https://cyber-leninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-uchitelya-k-rabote-s-detmi-ispytyvayuschimi-trudnos-ti-v-obuchenii (дата обращения: 14.03.2022).

13. Морозова В. И. Модель подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в инклюзивном образовании. [Электрон. ресурс] // Известия ВГПУ. 2021. № 8 (161). С. 33–38. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-podgotovki-buduschih-ped-agogov-k-vzaimodeystviyu-s-semyami-obuchayuschihsya-v-inklyuzivnom-obrazovanii (дата обращения: 21.01.2023).

14. Hornstra R., Oord S., Luman M., Dekkers T. J., Veen-Mulders L., Hoekstra P., Hoofdakker B. Review: Which components of behavioral parent and teacher training work for children with ADHD – a metaregression analysis on child behavioral outcomes // Child and Adolescent Mental Health. 2023. № 28 (2). P. 258–268. DOI: 10.1111/camh.12561

15. Moro-Ramos S. Estrategias de intervención educativa en el área de inglés en educación primaria para estudiantes con trastorno por déficit de atención e hiperactividad // Revista Electrónica Educare. 2021. Vol. 25, № 3. P. 1–20. Available from: https://paper.researchbib.com/view/paper/334396 (date of access: 16.01.2023).

16. Dessie M., Techane M., Tesfaye B. Gebeyehu D. Elementary school teachers knowledge and attitude towards attention deficit-hyperactivity disorder in Gondar, Ethiopia: A multi-institutional study // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2021. № 15 (1). DOI: 10.1186/s13034-021-00371-9

17. Чижова Е. В. Методы эффективного педагогического взаимодействия учителя с гиперактивными учениками [Электрон. ресурс]. // E-Scio. 2020. № 10 (49). С. 269–278. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-effektivnogo-pedagogicheskogo-vzaimodeystvi-ya-uchitelya-s-giperaktivnymi-uchenikami (дата обращения: 21.05.2023).

18. Hosseinnia M., Mazaheri M.A., Heidari Z. Knowledge, attitude, and behavior of elementary teachers regarding attention deficit hyperactivity disorder // Journal of Education and Health Promotion. 2020. № 9 (1). P. 120. DOI: 10.4103 /jehp.jehp_696_19

19. Мухин М. И. Учитель школы будущего // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 10–23. DOI: 10.32744/pse.2021.1.1

20. Кучерявенко С. А., Назарова А. Н., Стенюшкина С. Г. Формирование нового образа и компетенций выпускника-2030 через призму концепции всеобщего управления качеством // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. № 40 (1). С. 60–68. DOI: 10.18413/2712-7451-2021-40-1-60-68

21. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2004. 155 с.

22. Набойченко Е. С. Синдром дефицита внимания и гиперактивности в общей систематике нарушений психического развития у детей [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 92–96. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vn-imaniya-i-giperaktivnosti-v-obschey-sistematike-narusheniy-psihicheskogo-razvitiya-u-detey-1 (дата обращения: 11.01.2023).

23. Станишевская А. История исследования симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности как психологического расстройства [Электрон. ресурс] // Studia Humanitatis. 2020. № 2. С. 10–10. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-issledovaniya-simp-tomov-sindroma-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-kak-psihologicheskogo-rasstroystva (дата обращения: 12.11.2022).

24. Фаустова И. В., Гамова С. Н., Бакаева О. Н. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с гиперактивностью к обучению в школе [Электрон. ресурс] // Образовательный вестник «Сознание». 2018. № 4. С. 36–40. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osoben-nosti-adaptatsii-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-giperaktivnostyu-k-obucheniyu-v-shkole (дата обращения: 07.03.2023).

25. Ратнер Ф. Л., Юсупова А. Ю. Бехтерев: педагогические и педологические взгляды в контексте охраны детского здоровья [Электрон. ресурс] // Общественное здоровье и здравоохранение. 2020. № 1 (65). С. 55–58. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/behterev-pedagogicheskie-i-ped-ologicheskie-vzglyady-v-kontekste-ohrany-detskogo-zdorovya (дата обращения: 02.02.2022).

26. Султанова А. Н., Станкевич А. С., Сычева Т. Ю., Иванова М. К., Луговенко В. А., Савинкова Н. А. Психологическая коррекция эмоционального состояния подростков с неврологическими заболеваниями // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 5–2 (107). С. 140– 144. DOI: 10.23670/IRJ.2021.107.5.061

27. Конева И. А., Зайцева С. А., Семенова Л. Э. Особенности аффективно-личностного развития и его коррекция у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности [Электрон. ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75–2. С. 185–189. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-affektivno-lichnostnogo-raz-vitiya-i-ego-korrektsiya-u-mladshih-shkolnikov-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i (дата обращения: 07.05.2023).

28. Vacher C., Romo L., Dereure M., Soler M., Picot M.-C., Purper-Ouakil D. Efficacy of cognitive behavioral therapy on aggressive behavior in children with attention deficit hyperactivity disorder and emotion dysregulation: Study protocol of a randomized controlled trial // Trials. 2022. № 23. P. 124. DOI: 10.1186 /s13063-022-05996-5

29. Sibley M. H., Graziano P. A., Ortiz M., Rodriguez L., Coxe S. Academic impairment among high school students with ADHD: The role of motivation and goal-directed executive functions // Journal of School Psychology. 2019. № 77. P. 67–76. DOI: 10.1016/j.jsp.2019.10.005

30. Pojanapotha P., Boonnag C., Siritikul S., Chalanunt S., Kuntawong P., Wongpakaran N., Wongpakaran T. Helpful family climate moderates the relationship between perceived family support of ADHD symptoms and depression: A conditional process model // BMC Psychology. 2021. № 9 (1). P. 112. DOI: 10.1186/s40359-021-00615-5

31. Wang M.-T., Degol J. L., Henry D. A. An integrative development-in-sociocultural-context model for children’s engagement in learning // American Psychologist. 2019. № 74 (9). P. 1086–1102. DOI: 10.1037/amp0000522

32. Литовченко О. В. Готовность к профессиональной педагогической деятельности: штрихи к портрету молодого учителя [Электрон. ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2017. № 185. С. 76–81. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-k-professionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-shtrihi-k-portre-tu-molodogo-uchitelya (дата обращения: 02.07.2022).

33. Ерошенкова Е. И., Шаповалова И. С., Карабутова Е. А., Анохина С. В., Мирошникова О. С. Просоциальная компетентностная модель будущего педагога // Образование и наука. 2022. № 24 (2). С. 11–47. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-11-47

34. Солодкова М. И. Проектирование внутренней системы оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций. Челябинск: Издательство ЧППКРО, 2011. 199 с.

35. Padilla A. M., Cuartas D. B., Henao L. F. D., Arroyo E. A. B., Flórez J. E. S. Knowledge of ADHD among primary school teachers in public schools in Sabaneta, Antioquia, Colombia // Revista Colombiana de Psiquiatría (English ed.). 2018. № 47 (3). P. 165–169. DOI: 10.1016/j.rcpeng.2018.06.005

36. Galanti T., Holincheck N. Beyond content and curriculum in elementary classrooms: Conceptualizing the cultivation of integrated STEM teacher identity // International Journal of STEM Education. 2022. № 9 (43). DOI: 10.1186/s40594-022-00358-8

37. Avery J., Morris H., Jones A., Skouteris H., Deppeler J. Australian educators’ perceptions and attitudes towards a trauma-responsive school-wide approach // Journal of Child & Adolescent Trauma. 2022. № 15 (1). P. 771–785. DOI: 10.1007/s40653-021-00394-6

38. Mirza N., Nisar N., Ikram Z. Knowledge, attitude & practices towards attention deficit hyperactivity disorder among private elementary school teachers of Karachi, Pakistan // Journal of the Dow University of Health Sciences (JDUHS). 2017. № 11 (1). P. 11–17. DOI: 10.36570/jduhs.2017.1.451

39. Khademi M., Rajeziesfahani S., Noorbakhsh S., Panaghi L., Davari-Ashtiani R., Razjouyan K., Razjouyan K., Salamatbakhsh N. Knowledge and attitude of primary school teachers in Tehran/Iran towards ADHD and SLD // Global Journal of Health Science. 2016. № 8 (12). P. 141–151. DOI: 10.5539/gjhs. v8n12p141

40. Florentina L., Teachers’ attitudes toward the inclusion of students with attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD) // Revista de Pedagogie – Journal of Pedagogy. 2019. № LXVII (2). P. 47–63. DOI: 10.26755/RevPed/2019.2/47


Рецензия

Для цитирования:


Валиуллина Г.В. Готовность учителя к профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Образование и наука. 2023;25(8):186-219. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-186-219

For citation:


Valiulina G.V. Teacher readiness for the prevention and correction of emotional disturbance in primary school children with attention deficit hyperactivity disorder. The Education and science journal. 2023;25(8):186-219. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-186-219

Просмотров: 158


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)