Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-47-59

Полный текст:

Аннотация

Целями представленного в статье исследования стали: 1) изучение умений студентов прогнозировать и выстраивать собственное (индивидуальное) профессиональное будущее: ставить профессиональные задачи, определять пути их реализации, адекватно оценивать собственные возможности; 2) установление взаимосвязи между обозначенными умениями и образовательной успешностью в период профессиональной подготовки. 

Методы. Теоретические методы исследования – обзорный анализ и синтез подходов к изучению вопросов жизненных перспектив личности в зарубежной и отечественной науке; практические методы – эмпирический анализ продуктов, результатов и качества деятельности студентов: контент-анализ содержания эссе на заданную тему, мониторинг учебных достижений и выявление способностей совмещать учебную и трудовую деятельность. Исследование носило констатирующий характер. Обработка полученных данных проводилась с помощью компьютерной программы «Пакет SPSS-17»; для независимых выборок использовались параметрический метод сравнения и критерийt-Стьюдента; для анализа номинативных данных– критерийx2-Пирсона и таблицы сопряженности. 

Результаты и научная новизна. Данные исследования подтвердили, что учащиеся, демонстрирующие в период профессиональной подготовки способность и готовность к проектированию индивидуального профессионального будущего, обладающие навыками четко формулировать профессиональные цели, верно и рационально определять реальные пути их достижения, а также осознающие важность собственной активности в процессе профессионального становления, демонстрируют более высокие учебно-профессиональные достижения и становятся более квалифицированными специалистами. 

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты указывают на актуальность для современных молодых людей умений проектировать собственную траекторию профессионального развития. Потребность в таких умениях усиливается в условиях неопределенности и стремительно меняющейся реальности, поэтому необходима разработка специальной учебной программы по формированию у студентов знаний и навыков проектирования профессионального будущего. Обучение самостоятельному планированию продвижения в профессии позволит повысить качество образования в вузах и колледжах.

 

Об авторе

Светлана Анатольевна Лысуенко
Нижнетагильский государственный профессиональный колледж им. Н. А. Демидова, г. Нижний Тагил.
Россия

аспирант кафедры общей психологии Уральского государственного педагогического университета, методист по реализации основных профессиональных образовательных программ Нижнетагильского государственного профессионального колледжа им. Н. А. Демидова



Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991. 298 с.

2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 60 с.

3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учебное пособие. С.-Петербург: Питер, 2003. 256 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2006. 240 с.

5. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. 2-е изд. С.-Петербург: Питер, 2009. 464 с.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: Знание, 1996. 308 с.

7. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2004. 608 с.

8. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. Москва: Наука, 1982. 312 с.

9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2008. 320 с.

10. Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии. С.-Петербург: Питер, 2002. 720 с.

11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. С.-Петербург: Питер, 2003. 864 с.

12. Фрейджер Р., Фэйдимен Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. С.-Петербург: 2008. 704 с.

13. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Psychological Revier. 1977. Vol. 84. Р. 191–215.

14. Super D. E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N. Y., 1957. 391 p.


Для цитирования:


Лысуенко С.А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. Образование и наука. 2014;(10):47-59. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-47-59

For citation:


Lysuenko S.A. DESIGNING OF INDEPENDENT PROFESSIONAL DEVELOPMENT PATH AS A MEANS OF SUCCESSFUL VOCATIONAL TRAINING. The Education and science journal. 2014;(10):47-59. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-47-59

Просмотров: 740


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)