ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-47-59
Resumen
Целями представленного в статье исследования стали: 1) изучение умений студентов прогнозировать и выстраивать собственное (индивидуальное) профессиональное будущее: ставить профессиональные задачи, определять пути их реализации, адекватно оценивать собственные возможности; 2) установление взаимосвязи между обозначенными умениями и образовательной успешностью в период профессиональной подготовки.
Методы. Теоретические методы исследования – обзорный анализ и синтез подходов к изучению вопросов жизненных перспектив личности в зарубежной и отечественной науке; практические методы – эмпирический анализ продуктов, результатов и качества деятельности студентов: контент-анализ содержания эссе на заданную тему, мониторинг учебных достижений и выявление способностей совмещать учебную и трудовую деятельность. Исследование носило констатирующий характер. Обработка полученных данных проводилась с помощью компьютерной программы «Пакет SPSS-17»; для независимых выборок использовались параметрический метод сравнения и критерийt-Стьюдента; для анализа номинативных данных– критерийx2-Пирсона и таблицы сопряженности.
Результаты и научная новизна. Данные исследования подтвердили, что учащиеся, демонстрирующие в период профессиональной подготовки способность и готовность к проектированию индивидуального профессионального будущего, обладающие навыками четко формулировать профессиональные цели, верно и рационально определять реальные пути их достижения, а также осознающие важность собственной активности в процессе профессионального становления, демонстрируют более высокие учебно-профессиональные достижения и становятся более квалифицированными специалистами.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты указывают на актуальность для современных молодых людей умений проектировать собственную траекторию профессионального развития. Потребность в таких умениях усиливается в условиях неопределенности и стремительно меняющейся реальности, поэтому необходима разработка специальной учебной программы по формированию у студентов знаний и навыков проектирования профессионального будущего. Обучение самостоятельному планированию продвижения в профессии позволит повысить качество образования в вузах и колледжах.
Del autor
Светлана ЛысуенкоRussian Federation
Referencias
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991. 298 с.
2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 60 с.
3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учебное пособие. С.-Петербург: Питер, 2003. 256 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2006. 240 с.
5. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. 2-е изд. С.-Петербург: Питер, 2009. 464 с.
6. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: Знание, 1996. 308 с.
7. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2004. 608 с.
8. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. Москва: Наука, 1982. 312 с.
9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2008. 320 с.
10. Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии. С.-Петербург: Питер, 2002. 720 с.
11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. С.-Петербург: Питер, 2003. 864 с.
12. Фрейджер Р., Фэйдимен Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. С.-Петербург: 2008. 704 с.
13. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Psychological Revier. 1977. Vol. 84. Р. 191–215.
14. Super D. E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N. Y., 1957. 391 p.
Recensión
Para cita:
Lysuenko S.A. DESIGNING OF INDEPENDENT PROFESSIONAL DEVELOPMENT PATH AS A MEANS OF SUCCESSFUL VOCATIONAL TRAINING. The Education and science journal. 2014;(10):47-59. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-47-59