Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-60-75

Полный текст:

Аннотация

Статья отозвана

Цель статьи – представить авторскую концепцию исправления и развития личности осужденных. Пенитенциарная система в том виде, в каком она пребывает сейчас, вместо ресоциализации инициирует десоциализацию личности, т. е. изоляция людей, преступивших закон, не способствует их исправлению и перевоспитанию. При внешней макроизоляции от социума осужденный при всем желании не может изолироваться от криминогенного микросоциума закрытого учреждения, где он отбывает наказание. Длительное пребывание в таком положении часто приводит к разрушению нормативно-ценностной сферы личности и рецидиву асоциального поведения. Авторами публикации предлагается один из возможных вариантов положительной социализации в экстремальных условиях заключения – предоставление осужденным возможности дистанционного профессионального обучения в высшем учебном заведении. 

Методы. В ходе продолжительного эксперимента по социализации осужденных посредством получения ими высшего образования использовался лонгитюдный метод исследования. Количественные измерения проводились на основе мониторинга и статических данных компаративного анализа нормативно-ценностных характеристик у обучающихся и необучающихся осужденных. Использовались экспертные оценки сотрудников исправительных учреждений и преподавателей высшей школы (Современной гуманитарной академии), а также глубинные интервью с бывшими осужденными, окончившими вуз. 

Основные результаты и научная новизна. Вскрыта суть феномена пенитенциарной изоляции. Обозначены внешние и внутренние факторы, определяющие процесс социализации / десоциализации осужденного в исправительном учреждении. Среди них как наиболее действенные и позитивные выделены религия и пенитенциарное образование. Сформулированы принципы коррекции личности на основе получения заключенным высшего образования: принцип экстремальности, принцип конгруэнтности, принцип баланса персональной изоляции и социальной коммуникации. Описаны механизм компенсации социально-психологического отчуждения осужденного и инновационный механизм управления процессом его позитивной социализации. Представлены результаты реализации разработанной на основе авторской концепции программы социализации заключенных, которая прошла успешную апробацию в 33 исправительных учреждениях Самарской области. 

Практическая значимость. Авторы статьи надеются, что их опыт преодоления социально-психологических барьеров социализации осужденных, коррекции их поведения, профилактики рецидивов криминальных проявлений получит более широкое распространение и позволит лицам, отбывающи 

 

Об авторах

Вячеслав Теодорович Волов
Самарский филиал Современной гуманитарной академии, г. Самара.
Россия

член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, директор Самарского филиала Современной гуманитарной академии. 



Всеволод Вячеславович Волов
Самарский филиал Современной гуманитарной академии, г. Самара.
Россия

кандидат психологических наук, заместитель директора по науке Самарского филиала Современной гуманитарной академии. 



Список литературы

1. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология. Особенная часть1 (предметно-методический аспект): учебник для высших учебных заведений МВД России в 2 ч. Домодедово: РИПК МВД России, 1995. 182 с.

2. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

3. Белкин С. Г. Об особенностях получения высшего образования в местах лишения свободы // Информационные и коммуникационные технологии в образовании: материалы Международной конференции «ИКТО-2004», 28 мая 2004 г., Москва / под общ. ред. В. Д. Шадрикова. Москва: СГУ, 2004. 192 с.

4. Волов В. В. Сублимирующий психологический эффект высшего образования и его влияние на психику заключенных // Сборник материалов Всероссийской конференции «Обучение осужденных». С.-Петербург, 2001. С. 82–86.

5. Волов В. Т. Высшее образование как фактор управления социализацией осужденных в исправительном учреждении. Москва: СГА, 2009. 393 с.

6. Волов В. Т. Высшее образование осужденных как фактор социальной безопасности общества. Самара: СНЦ РАН, 2013. С. 393.

7. Волов В. Т. Высшее профессиональное образование и воспитание в экстремальных условиях на базе информационно-коммуникационных технологий обучения // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. No 2. С. 22–28.

8. Волов В. Т. Инновационная система воспитания в экстремальных условиях // Вестник Волгоградского университета. 2008. No 4 (28). С. 49–54.

9. ВоловВ.Т.Исследование мотивационно-ценностных характеристик среды осужденных при обучении в вузе в условиях пенитенциарного учреждения // Вестник Университета РАО. 2009. No 3. С. 141–147.

10. Волов В. Т. Социально-педагогические проблемы обучения в условиях пенитенциарной системы России. Самара: Бахрах-М, 2008. 294 с.

11. Волов В. Т. Теоретико-методологические основы исследования проблемы управления социализацией личности осужденного: монография / В. Т. Волов, Н. Ю. Волова, В. В. Волов. Москва: Институт социальной педагогики РАО, 2011. 175 с.

12. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.

13. DevEd. News and notes / UNICEF. Development education centre. Geneva, 1982. 40 p.

14. Hartmann Heinz. Ego-Psychology and the Problem of Adaptation. NY.: International University Press, 1950.

15. Fuchs I. H. The promise and challenge of new technologies in Higher education // Proceedings of the American Philosophy society Philadelphia. 1998. Vol. 142. No 2. P. 197–206.

16. Freed J. E., Klugman M. R. Quality principles and practices in Higher education: different questions for different times // SPA journal. Chicago. 1997/98. Vol. 29, No 3–4.

17. Klix F Parameters of cognitive efficiency: A new approach to measuring human intelligence. Wien, Munchen, 1985. 95 p.


Для цитирования:


Волов В.Т., Волов В.В. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ. Образование и наука. 2014;(10):60-75. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-60-75

For citation:


Volov V.T., Volov V.V. THE EDUCATION AND SOCIALIZATION CONCEPT OF THE DEFENDANTS IN RUSSIAN CORRECTIONAL INSTITUTIONS. The Education and science journal. 2014;(10):60-75. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-60-75

Просмотров: 355


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)