РЕТАРДАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК КРИТЕРИЙ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-105-117
Аннотация
Цель исследования – выявить возможности диагностики несформированности последовательного визуального сканирования печатного текста и холистической стратегии опознания зрительных стимулов, влияющих на успешное формирование у детей навыка чтения.
Методология и методы. При разработке диагностической методики выявления нарушения чтения автор опирался на принципы онтогенетичности (от простого к сложному), комплексности, на системный подход и основные положения о закономерностях речевого развития, изложенные в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Беляковой, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, Т. Н. Ушаковой. Помимо принципов, используемых в специальной педагогике, учитывались общие педагогические принципы: наглядности, доступности, сознательности, конкретности, индивидуального подхода, поэтапного формирования навыков и др. В исследовании применялись метод прямого воздействия на нарушенную функцию и метод организации дидактического материала, предполагающий его подбор и систематизацию.
Результаты. Для обнаружения у детей предпосылок к нарушениям чтения и дифференцированного коррекционного воздействия на них выделены параметры визуального восприятия, влияющие на успешность овладения чтением школьниками в период начального обучения. Описаны виды визуального поиска: последовательное слежение взором, направленным слева направо, и хаотический поиск, проявляющийся в «скачкообразных» возвратных движениях глаз; определены стратегии визуального опознания: холистическая (целостное опознание иерархически организованных зрительных стимулов) и аналитическая (поэлементное опознание). Доказано, что в процессе обучения чтению у детей осуществляется постепенный переход от хаотического к последовательному поиску, необходимому для правостороннего зрительного сканирования текста, и от аналитической стратегии к холистической. Выявлена ретардация развития визуального восприятия, проявляющаяся в отсутствии данного перехода, которая и обусловливает возникновение нарушения чтения.
Научная новизна. Впервые разработана и апробирована диагностическая методика, позволяющая на ранних этапах обнаруживать предрасположенность к возникновению нарушения чтения, связанного с хаотическим визуальным поиском и аналитической стратегией опознания печатных знаков. Традиционная методика преодоления нарушений чтения у детей младших классов дополнена новыми методами и приемами коррекционной работы, направленными на развитие визуального восприятия.
Практическая значимость. Диагностическая методика раннего выявления и предупреждения нарушений чтения (дислексии) может использоваться логопедами общеобразовательных учреждений.
Об авторе
Ольга Михайловна МошковаРоссия
соискатель кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, Москва.
Список литературы
1. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Москва, 2008.
2. Иншакова О. Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1995.
3. Иншакова О. Б. Развитие графо-моторных навыков у детей 5–7 лет. Москва: Владос, 2005.
4. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. С.-Петербург: КАРО, 2006.
5. Левашов О. В., Мошкова О. М. Особенность зрительного восприятия текста у детей с различным уровнем навыка чтения // Современное общество и специальное образование / под ред. В. Н. Скворцова. С.-Петербург, 2007.
6. Мошкова О. М. Взаимосвязь между скоростью чтения вслух и скоростью зрительного поиска вербальных стимулов у младших школьников // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Сер. «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2011. Т. 17. No 1.
7. Мошкова О. М. Диагностическая методика раннего выявления нарушения чтения у детей // Современное образование: Опыт и тенденции развития: материалы VМеждународной научно-практической конференции: 9– 10 апреля, МПГУ. 2013 г. Москва: Прометей, 2013. Ч. 1.
8. Русецкая М. Н. Взаимосвязь нарушений устной речи, зрительных функций и дислексии у учащихся младших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. 2003. No 1–2.
9. Русецкая М. Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2003.
10. Чиркина Г. В., Русецкая М. Н. Визуальный тренажер. Москва: Аркти, 2007.
11. Lowenstein L. Dyslexia – a review of literature // Education today. 1996. Vol. 43. No 3. Р. 25–32.
12. Martin M. Hemispheric specialization for local and global processing. Neuropsychologia. 1979. Vol. 17. Р. 33–40.
13. Novan D. Forest Before Trees: The Precedence of Global Features in Visual Perception // Cognitive psychology 1977. No 9. Р. 353–383.
14. Pavlidis G. Th. Detecting Dyslexia through Ophthalmo-kinesis: A Promise for Early Diagnosis // Perspectives on Dyslexia: New York: John Wile & Sons Ltd. 1990. Vol. 2. Р. 199–220.
15. Schmuller J. Hemispheric asymmetry for alphabetic indentification: scaling analysis // Brain and Language. 1979. Vol. 8. Р. 263–274.
16. Snowling M. J. Phonological processing and developmental dyslexia // Journal of research in reading. 1995. Vol. 18 (2). Р. 132–138.
Рецензия
Для цитирования:
Мошкова О.М. РЕТАРДАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК КРИТЕРИЙ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ. Образование и наука. 2014;(10):105-117. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-105-117
For citation:
Moshkova O.М. RETARDATION OF VISUAL PERCEPTION AS A CRITERION FOR EARLY DETECTION OF DYSLEXIA. The Education and science journal. 2014;(10):105-117. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-105-117