Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В США В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-118-130

Полный текст:

Аннотация

Цель работы – исследовать современное состояние высшего образования в США и показать препятствия на пути его инновационного совершенствования; выявить специфику государственной политики в Соединенных Штатах относительно высшей школы; обозначить факторы, которые влияют на успешность деятельности американских исследовательских университетов в последние десятилетия. 

Методика и методы. При рассмотрении социально-экономических условий и особенностей функционирования американских высших учебных заведений во второй половине XX – начале XXI в. использовались методы ретроспективного и логического анализа. Выводы о состоянии и перспективах развития высшего образования в США сделаны на основе обзора и авторской интерпретации содержания оригинальных документальных источников и официальных статистических данных. 

Результаты. Обозначены группы факторов, которые обеспечивают эффективность функционирования ведущих исследовательских университетов США. Снизить зависимость от экономической нестабильности, обеспечить динамичность развития и адекватно реагировать на вызовы современности американским вузам позволяют диверсификация источников финансирования, концентрация талантов в профессорско-преподавательской, научной, студенческой средах, обеспечение академической мобильности, благоприятная структура управления. Дана характеристика сложившейся в настоящий период системы высшего образования Соединенных Штатах; определены направления ее инновационного развития в современных условиях. 

Научная новизна. Констатируя неоспоримый факт того, что особенности системы высшего образования в США обусловлены стремлением этого государства удерживать лидирующие позиции в мировом сообществе, автор формулирует и обосновывает проблемы американской высшей школы, вызванные экономическим кризисом начала XXI в. и существенно повлиявшие на государственную стратегию в сфере управления образованием и корпоративную политику вузов. Вскрыты противоречия инновационного развития высшего образования США. Стремление стабилизировать свое финансовое положение заставляет университеты повышать плату за обучение и ориентироваться на обеспеченных студентов, что негативно сказывается на формировании интеллектуального потенциала страны. Массификация высшего образования, получаемого посредством дистанционных технологий, с одной стороны, приносит международную популярность американским вузам, с другой стороны, снижает качество образования. 

Практическая значимость. Изучение положительного зарубежного опыта и просчетов американских коллег в выборе стратегии управления и организации высшей школы поможет отечественным специалистам найти собственный путь рациональной и эффективной модернизации профессионального образования.

Об авторе

Ольга Ивановна Фомина
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Михайловск (Волгоградская область)
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин филиала Волгоградского государственного социально-педагогического университета



Список литературы

1. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США / под ред. Ф. Альтбаха и др. Москва: Высшая школа экономики, 2013. С. 12.

2. Беспалова О.И. Проблемы развития университетского образования в России и за рубежом // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. No 4 (8). С. 6–9.

3. Гейджер Р. Последствия финансового кризиса для высшего образования США [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/ (дата обращения 15.04.2014).

4. Емельянов С. В. Приоритеты финансирования НИОКР в период администрации Барака Обамы [Электрон. ресурс] // Россия и Америка в XXI веке. 2012. No 1. Режим доступа: http://www.rusus.ru/? act=read&id=316 (дата обращения 25.04.2014).

5. Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко. Москва: Высшая школа экономики, 2012. 439 с.

6. Партнерство университетов и бизнеса: опыт США: информационноаналитические материалы // Программа «Эврика» /сост. И. Г. Куфтырев, М. И. Рыхтик. Нижний Новгород, 2011.

7. США в поисках ответов на вызовы XXI в. (социально-экономический аспект) / под ред. Э. В. Кириченко. Москва: ИМЭМОРАН, 2010. С. 50.

8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электрон. ресурс]. Режим длступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1610850 (дата обращения 10.03.2014).

9. Altbach P. G., Reisberg L., Rumbley L. E. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. Rotterdam, Netherlands: Sense, 2010.

10. FACT SHEET on the President’s Plan to Make College More Affordable: A Better Bargain for the Middle Class [Электрон. ресурс]. URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/08/22/fact-sheet-president-s-plan-make-college-more-affordable-better-bargain (Дата обращения: 10.03.2014).

11. Can the Current Model of Higher Education Survive MOOCs and Online Learning? [Электрон. ресурс]. URL: http://www.educause.edu/ero/article/cancurrent-model-higher-education-survive-moocs-and-online-learning (Дата обращения: 21.03.2014).

12. The Most Important Education Technology in 200 Years [Электрон. ресурс]. URL: http://www.technologyreview.com/news/506351/the-most-important-education-technology-in-200-years/. (Дата обращения: 17.04. 2014).


Для цитирования:


Фомина О.И. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В США В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Образование и наука. 2014;(10):118-130. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-118-130

For citation:


Fomina O.I. THE PECULIARITIES OF THE U. S. HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT STRATEGY IN THE CONTEXT OF CURRENT CONDITIONS. The Education and science journal. 2014;(10):118-130. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-118-130

Просмотров: 975


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)