ВОСПИТЫВАТЬ – ЗНАЧИТ СОЗИДАТЬ ЖИЗНЬ В ЛУЧШИХ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯХ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-131-146
Аннотация
Цель публикации – акцентировать давно назревшую необходимость обновления содержания воспитательной работы в российских школах и вузах в соответствии с изменившимися экономическими, социальными и идеологическими условиями развития общества.
Методика и методы. В работе использован социально-педагогический анализ проблем, существующих в системе отечественного воспитания и образования.
Результаты. Дана авторская трактовка воспитания как контекстного, комплексного, системно-направленного социокультурного воздействия на человека, сообразного целям развития личности, общества и государства. Утверждается, что в идеале воспитание должно перерасти в самовоспитание и выработку стратегии осознанных самоограничений, обусловленных общепризнанными ценностями и нормами морали и нравственности. Рассмотрены причины настоящего кризиса воспитательной деятельности и предлагаемые пути выхода из него.
Научная новизна работы заключается в детальной рефлексии состояния современной системы воспитания, подверженной давлению «нормативной педагогики», и выявлении причин слабой социокультурной инициативности педагогической общественности. Выдвигается новое понимание воспитательной деятельности, основанной на либерально-демократических представлениях об обустройстве общества и позволяющей индивидуализировать процесс формирования миропонимания и жизненной позиции «взращиваемого» человека.
Практическая значимость состоит в рекомендациях по организации действенной воспитательной деятельности, которая должна объединить всех субъектов образовательного процесса.
Об авторе
Леонид Израилевич ЛурьеРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры математики Пермского национально- исследовательского политехнического университета, директор лицея No 1 г. Перми.
Список литературы
1. Ахиезер А. С., Шуровский М. А. От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера) // Вопросы философии. 2005. No 3. С. 61.
2. Горохова А. В. Основные теории медиа-индустрии и коммуникаций в современном массовом обществе // Вопросы философии. 2009. No 12. С. 51.
3. Дидро Д. Культура чувств. Москва: Искусство, 1968. 185 с.
4. Киселев Г. С. «Вторая Вселенная»: драма свободы // Вопросы философии. 2010. No 3. С. 9.
5. Толстых В. Воспитание чувств // Культура чувств. Москва: Искусство, 1968. 16 с.
6. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ.
7. Федотова В. Г. Апатия на Западе и в России // Вопросы философии. 2005. No 3. С. 4.
8. Штеренберг М. И. Кризисы и проблемы воспитания // Вопросы философии. 2010. No 4. С. 159–162.
9. Lane R. E. // The Loss of Happiness in Market Democracies. New Haven, L., 2000. P. 3–4.
Рецензия
Для цитирования:
Лурье Л.И. ВОСПИТЫВАТЬ – ЗНАЧИТ СОЗИДАТЬ ЖИЗНЬ В ЛУЧШИХ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯХ. Образование и наука. 2014;(10):131-146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-131-146
For citation:
Luriye L.I. UPBRINGING AS A MEANS OF THE LIFE CREATION IN ITS BEST POINTS. The Education and science journal. 2014;(10):131-146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-131-146