Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-33-42

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – выявление сущности образовательного события как педагогической категории. Необходимость описанного в публикации исследования обусловлена методологической «туманностью» данного термина, который вошел в широкий педагогический обиход, но не получил достаточно четкого смыслового наполнения. 

Методы. В работе использовались теоретический анализ философской и педагогической литературы, категориальный анализ, опросы студентов и учителей. 

Результаты. Сопоставлено содержание понятия «событие» в исторической науке и педагогике; «образовательное событие» рассмотрено в единстве с «образовательной ситуацией» и «образовательным процессом». При помощи опросов выяснено отношение студентов и работающих учителей к образовательным событиям, дифференцированы эмоциональные и рациональные реакции опрошенных, сгруппированы характеристики события в системе образования. Осуществлено разграничение целей педагогов и обучающихся как субъектов образовательных событий. 

Научная новизна. Предложена авторская дефиниция образовательного события как специально организованного и уникального педагогического факта, ограниченного образовательной ситуацией, но жестко не детерминированного ею и меняющего образовательный процесс выходом за границы его обыденности. Приведенная формулировка – итог анализа взаимосвязи понятий «событие», «ситуация» и «процесс» в педагогическом дискурсе. 

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть востребованы при создании образовательных программ и проектов, а также при разработке вузовских курсов инновационной педагогики.

Об авторе

Виктор Викторович Лобанов

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и психологии, док- торант кафедры педагогики послевузовского образования Томского государственного педагогического университета, Томск (РФ).



Список литературы

1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1991. 176 с.

2. Волкова Н. В. Образовательная событийность: признаки ихарактеристики // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2010. Т. 7, No 1. С. 78–82.

3. Геворкян А. А., Ревякина В. И. Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. No 8 (86). С. 54–58.

4. Загвязинский В. И. О качестве диссертационных работ по педагогике // Образование и наука. 2008. No 2 (50). С. 24–29.

5. Киселева Н. А. Историческое событие – факт или феномен? // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. No 33. Т. 12. С. 115–118.

6. Лобанов В. В. Историко-педагогический анализ новаторских оздоровительно-воспитательных практик В. С. Пирусского в Томской губернии конца XIX – начала XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. No 4 (132). С. 60–65.

7. Лобанов В. В. Роль труда в опытах физического воспитания В. С. Пирусского // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. No 9 (137). С. 181–187.

8. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Москва: Искусство, 1970. 384 с.

9. Макаренко А. С. Заявление в центральный институт организаторов народного просвещения // Сочинения в 7 т. Москва: АПН РСФСР, 1958. Т. 7. С. 399–402.

10. Мелик-Гайказян И. В. Интеллектуальный салон, идея процесса и проблема измерения // Эпистемология и философия науки. 2009. Т. 20, No 2. С. 127–141.

11. Мелик-Гайказян И. В. «Событие-в-действительности» и «событие-вреальности» // Вестник Томского государственного университета. 2009. No 3 (7). С. 54–76.

12. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. Москва: Едиториал УРСС, 2003. 240 с.

13. Прозументова Г. Н., Малкова И. Ю. Проблема субъекта совместной деятельности в образовательном проектировании // Сибирский психологический журнал. 2007. No 26. С. 170–174.

14. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. Москва: Прогресс, 1990. 718 с.

15. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). Москва: Тривола, 1994. 168 с.


Для цитирования:


Лобанов В.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. Образование и наука. 2015;1(1):33-42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-33-42

For citation:


Lobanov V.V. EDUCATIONAL EVENT AS THE PEDAGOGICAL CATEGORY. The Education and science journal. 2015;1(1):33-42. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-33-42

Просмотров: 1143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)