ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-103-114
Аннотация
Цель предлагаемого вниманию исследования – степень готовности преподавателей университета к использованию современных образовательных технологий и рассмотрение различных аспектов такой готовности.
В ходе работы применялись следующие методы: 1) теоретические: анализ существующих образовательных технологий; понятия «готовность» и его составляющих, абстрагирование признаков и видов образовательных технологий, содержащихся в научной литературе и Федеральных государственных образовательных стандартах; 2) эмпирические: опрос и тестирование преподавателей университета для выявления уровней их технологических умений и навыков.
Результаты. Выявлены и обоснованы признаки образовательных технологий, которые должны соответствовать современной методологии решения проблем теории ипрактики образования, требованиям последних ФГОС, уровню развития науки, производства, регламенту человеческих взаимоотношений. Структурированы составляющие готовности преподавателей университета к использованию подобных технологий в своей деятельности. В структуру готовности наряду с когнитивной, психологической, операционной, конативной составляющими включена лингвистическая компонента и обоснована ее необходимость. Выведен средний уровень готовности преподавателей университета к внедрению инновационных технологий в учебный процесс.
Научная новизна. Уточнены признаки современной образовательной технологии. Определены наиболее значимые структурные элементы готовности профессорско-преподавательского состава вузов к применению в своей работе таких технологий. В совокупности эти элементы составляют ориентировочную основу для измерения профессионализма педагогов высшей школы.
Обоснована актуальность развития технологической грамотности преподавателей в системе дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость. Материалы исследования и его результаты могут быть использованы при проектировании программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров университетов.
Об авторе
Ирина Олеговна КотляроваРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Южно-Уральского государственного университета, Челябинск (РФ).
Список литературы
1. Буров К. С. Использование компьютерных технологий для обеспечения взаимодействия субъектов управления методической работой в образовательном учреждении // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2009. Вып. 3, No 13 (146). С. 35–37.
2. Волченкова К. Н. Тьютерское сопровождение как основа субъект-субъектных отношений тьютора и студента // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2013. Т. 5, No 3. С. 71–76.
3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. Москва: ACADEMIA, 2003. 176 с.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html.
5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии: анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
6. Котлярова И. О., Сериков Г. Н., Тягунова Ю. В. Проектирование образовательно-научного процесса в университете. Челябинск: ЮУрГУ, 2012. 230 с.
7. Льноградский Л. А. Концепция системного проектирования. Самара: Самарский государственный технический университет, 2005. 180 с.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Москва: Народное образование, 1998. 256 с.
9. Сериков, Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография. Екатеринбург; Челябинск: ЧГПУ, 1999. 242 с.
10. Сериков Г. Н. Знаниево-компетентностная концепция модернизации образования в университете // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. No 24 (241). Вып. 13. С. 8–21.
11. Сериков Г. Н. Образование и развитие человека. Москва: Мнемозина, 2002. 416 с.
12. Современные образовательные технологии / под ред. Н. Бордовской. Москва: КноРус, 2010. 432 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm35–1.pdf.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр») [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96993.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика иэлектротехника (квалификация (степень) «магистр) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 97540.
16. Хайруллина, А. Г. Готовность тьюторов к сопровождению обучения с использованием дистанционных технологий: результаты анкетирования преподавателей и студентов / А. Г. Хайруллина // Вестник ЮУрГУ. 2014. Т. 6, No 3. С. 96–103.
Рецензия
Для цитирования:
Котлярова И.О. ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Образование и наука. 2015;1(1):103-114. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-103-114
For citation:
Kotlyarova I.O. UNIVERSITY TEACHERS’ READINESS TO APPLY THE MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES. The Education and science journal. 2015;1(1):103-114. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-103-114