Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРИЕМЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-114-122

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме разработки и внедрения в образовательный процесс высших учебных заведений инновационной технологии, развивающей навыки критического мышления будущих специалистов. 

Цели исследования. Выявление факторов, способствующих формированию критического мышления у студентов вузов; поиск стратегий и приемов, актуализирующих творческие способности учащихся и помогающих становлению активной, самостоятельной личности; аргументированное доказательство того, что для воспитания такой личности, развития умений объективной рефлексии, интерпретации явлений, формулирования адекватных выводов, вынесения обоснованных оценок необходимы прежде всего создание креативной образовательной среды и выстраивание позитивного диалога между преподавателем и обучаемым. 

Методики. В работе использовались анализ философской, психолого-педагогической иметодической литературы, научной периодики; обобщение отечественного и зарубежного опыта, систематизация изучаемых явлений, наблюдение. 

Результаты. Рассмотрены существующие в научной литературе подходы к трактовке критического мышления и проблеме его формирования; уточнено понятие «креативная образовательная среда»; показаны способы повышения результативности учебного процесса. 

Научная новизна. На основе анализа различных источников теоретически обоснован комплекс приемов и условий, способствующих эффективному развитию навыков критического мышления. 

Практическая значимость. Материалы представленного исследования технологического обеспечения процесса формирования критического мышления у студентов позволят преподавателям высших учебных заведений оптимизировать отбор содержания, форм и методов обучения в условиях динамично обновляющегося образовательного процесса. 

Об авторе

Ирина Владимировна Глухова

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры международных коммуникаций Южно-Уральского государственного университета, Челябинск. 



Список литературы

1. Amabile T. M. A model of creativity and innovation in organizations. In B. M. Staw & L. L. Cummings (Eds.) Research in Organizational Behaviour. V. 10, 1988. P. 123–167. Greenwich, CT: JAI Press.

2. Astin A. W. What matters in college? Four critical years revisited. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers, 1993.

3. Bernstein D. A. A Negotiation Model for Teaching Critical Thinking. Teaching of Psychology.1985. No 22. Р. 22–24.

4. Beyer B. K. Critical thinking: What is it? Social Education. 1985. No 49. Р. 270–276.

5. Bloom B. S., Englehart M. D., Furst E. J., Hill W. H., Krathwohl D. R. Taxonomy of Educational Objectives. New York: Longmans, 1956.

6. Bryshinkin V. N., Markin V. I. Kriticheskoe myshlenie, logika i argumentatsiya [Critical thinking, logic and argumentation]. Kaliningrad: KGU Publ., 2003. 175 p. (In Russian)

7. Carter M. Training teachers for creative learning experiences. Exchange (5). 1992. Р. 38–40.

8. Craig J. L. The Questioning Skills of Nursing Instructors. Nurse Education. 1981. No 20. Р. 18–23.

9. Dewey J. How We Think. Boston: Сourier Dover Publications, 1997. 224 p.

10. Flemming J. Black in college. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 1985.

11. Hager P. Teaching Critical Thinking in Undergraduate Science Courses. Science & Education. V. 12. Р. 303–313.

12. Halpern D. F. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. Mahwah, NJ: Erlbaum Associates. 1996.

13. Herreid C. F. Can Case Studies Be Used to Teach Critical Thinking? Journal of College Science Teaching. 2004. V. 33, No 6. Р. 12–14.

14. Hill K. G., & Amiable T. M. A social psychological perspective on creativity: Intrinsic motivation and creativity in the classroom and workplace. In S. G. Isaksen, M. C. Murdock, R. L. Firestien & D. J. Treffinger (Eds.) Understanding and recognizing creativity: The emergence of a discipline. Norwood, NJ: Ablex, 1993. Р. 400–432.

15. Loving G. L. Infusing Critical Thinking into the Nursing Curriculum through Faculty Development. Nurse Education. 2000. No 25. Р. 70–75.

16. Meyers C. Teaching Students to Think Critically. San-Fransisco: Jossey-Bass Publishers. 1986. 131 p.

17. Mills J. Better Teaching Through Provocation. College Teaching. 1995. No 46. Р. 21–25.

18. Mumford M. & Gustafson S. Creativity syndrome: integration, application and motivation. Psychological Bulletin. 1988. No 103. Р. 27–43.

19. Oermann M. H. Evaluating critical thinking in clinical practice. Nurse Education. 1997. No 22. Р. 25–28.

20. Oliver H., Utermohlen R. An Innovative Teaching Strategy: Using Critical Thinking to Give Students a Guide to the Future / H. Oliver, R. Utermohlen. – Eric Document Reproduction Services No 389702.

21. Paul R. W., Heaslip P. Critical thinking and intuitive nursing practice. Advanced Nursing. 1995. No 22. Р. 40–47.

22. RichardsonA.G.Classroom learning environment and creative performance: Some differences among Caribbean territories. Educational Research, 30. Р. 224–227.

23. Scott B. Human systems, communication and educational psychology. Educational Psychology in Practice. 1987. V. 3, i 2. Р. 4–15.

24. Shaughnessy M. F. The supportive educational environment for creativity. (ERIC Document Reproduction Service NO.ED 360 080), 1991.

25. Shuman A. N. Sovremennaya logika; teoriya i praktika [Modern logic: theory and practice]. Minsk: Ekonompress, 2004. 416 p. (In Russian)

26. Terenzini P. T. & Pascarella E. T Student/Faculty relationships and freshman year educational outcomes: A further investigation. Journal of College Student. 1980. No 28.

27. Terenzini P. T. & Pascarella E. T. Twenty years of research on college students: Lessons for future research. Research in Higher Education. 1991. Р. 32, 83–90.

28. Torrance E. P. & Myers R. E. Torrance. Creative learning and teaching. New York, NY: Dodd, Mead & Company, 1970.

29. Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal User-Guide and Technical Manuel. London: Pearson Education Ltd., 2012. 88 p.


Для цитирования:


Глухова И.В. ПРИЕМЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Образование и наука. 2015;1(1):114-122. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-114-122

For citation:


Glukhova I.V. TECHNIQUES AND FACTORS CONTRIBUTING TO DEVELOPING CRITICAL THINKING SKILLS. The Education and science journal. 2015;1(1):114-122. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-114-122

Просмотров: 2176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)