Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-137-150

Полный текст:

Аннотация

Целью работы является выявление организационно-правовых проблем профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования России и возможностей развития данного института в современных условиях. 

Научная задача исследования заключалась в обосновании необходимости делегирования государственными органами процедур оценивания качества дополнительного образования в вузах общественно-экспертным организациям, членами которых являются квалифицированные аттестованные специалисты. 

Такая экспертиза обеспечит независимость и объективность принимаемых решений и позволит удовлетворить потребности всех субъектов образования. 

Методика и методы. В работе применялась комплексная методика на базе следующих теоретических и эмпирических методов: анализа и обобщения содержания различных источников (в том числе законодательных и нормативных актов органов власти и управления Российской Федерации, нормативных актов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации), синтеза эмпирического материала, сравнительного анализа; наблюдения, тестирования, интервью, бесед, анкетирования, ранжирования, педагогического эксперимента, методов экспертных оценок и математической статистики и др. 

Результаты. Показана целесообразность проведения независимой аккредитации с использованием стандартизированного и технологичного инструментария экспертизы. Определены задачи, которые нужно решить для повышения конкурентоспособности объектов дополнительного профессионального образования в новых экономических условиях. 

Научная новизна исследования. Обозначены основные тенденции в развитии процедур оценки качества образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования. Обоснованы концептуальные положения организации профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования. Выявлены пробелы в правовом регулировании экспертиз дополнительных образовательных программ. 

Практическая значимость. Разработанная система определения качества образовательных программ обеспечивает объективность, достоверность и прозрачность оценочных процедур; задает ориентиры для аккредитационных органов, экспертных комиссий, органов управления образованием, руководителей и сотрудников учебных учреждений. Систематизированный опыт оценки деятельности учреждений дополнительного профессионального образования может быть использован в системе повышения квалификации управленческих кадров. 

Об авторах

Татьяна Владимировна Матвеева

Россия

доктор экономических наук, заведующая кафедрой предпринимательства и инноваций, директор Центра бизнес-образования Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург (РФ).



Наталья Вячеславовна Машкова

Россия

кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и инноваций Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург (РФ). 



Оксана Николаевна Ткачева

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры Предпринимательства и инноваций Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург (РФ). 



Ольга Геннадьевна Сафина

Россия

преподаватель Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург (РФ). 



Список литературы

1. Бутко Г. П., Ляпунова А. Д. Повышение роли университетов в инновационной деятельности: менеджмент качества образования // Известия Уральского государственного экономического университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2008. No 3 (22). С. 137–143.

2. Головцова И. Г. Стратегическое управление качеством образовательной деятельности в вузе на основе открытых инноваций: дис. ... д-ра экон. наук. Санкт-Петербург, 2014. 322 с.

3. Звонников В. И., Нефедов В. А. О роли конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» в решении проблем обеспечения качества образования в ГУУ // Сборник докладов и тезисов Итоговой всероссийской конференции «Совершенствование модели ежегодного конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования». Москва: МГУЭСиИ, 2013. С. 117–123.

4. Имаи М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний. Москва: Альпина Бизнес-букс, 2005. 250 с.

5. Матвеева Т. В., Машкова Н. В., Поротников П. А. Разработка модели управления конкурентоспособностью объекта дополнительного профессионального образования в Уральском федеральном университете // Современная экономика: проблемы и решения. 2012. No 4 (28). С. 14–21.

6. Мотова Г. Н., Аносова Н. А. Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО // Аккредитация в образовании. 2013. No 62. С. 83–85.

7. Нуждин В. И. Информатизация и система тотального управления качеством высшего образования // Серия материалов школы семинара «Создание единого информационного пространства системы образования». Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 150 с.

8. Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 г. No 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

9. Прокопьев В. П. Проблема идентификации оценки качества классического университетского образования и рейтинга Министерства образования РФ // Университетское управление: практика и анализ. 2003. No 5–6 (28). С. 63–75.

10. Слак Н., Чеймберс С., Джонстон Р. Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент. Москва: ИНФРА-М, 2012. 790 с.

11. Третьякова Т. В. Качество образования от оценки к управлению // Высшее образование сегодня. 2010. No 6. С. 16–22.

12. Федеральный закон от 29.12.2012г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

13. Филимонова Е. В., Волоскова Н. Н. Система оценки качества образования: этапы и тенденции развития // Международный журнал экспериментального образования. 2010. No 5. С. 78–79.

14. Хрипко В. В. Менеджмент инновационности качества в развитии обучения в вузе // Almamater: Вестник высшей школы. 2012. No 3. С. 25–31.

15. Шестакова М. В. Зарубежные модели оценки качества высшего образования // Экология человека. 2008. No 11.С. 23–28.

16. Шмелькова Л. В. О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2013. No 33 (3). С. 5–8.

17. Matveeva T., Mashkova N., Patrakov E., Obukhov O. Ensuring competitiveness in the system of additional professional education // Life Science Journal. 2014. No 11 (8s). P. 426–429.

18. Matveeva T., Turchaninova G., Obukhov O., Shubat O., Novokshonova J. The analysis of the Ural higher education institutions and business interaction: the modern situation and development // Life Science Journal. 2014. No 11 (10). P. 732–735.


Для цитирования:


Матвеева Т.В., Машкова Н.В., Ткачева О.Н., Сафина О.Г. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ. Образование и наука. 2015;1(1):137-150. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-137-150

For citation:


Matveeva T.V., Mashkova N.V., Tkacheva O.N., Safina O.G. THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL PUBLIC ACCREDITATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS AND THE PROSPECTS OF ITS IMPLEMENTATION. The Education and science journal. 2015;1(1):137-150. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-137-150

Просмотров: 934


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)