Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Готовность будущих учителей к работе в школе: обзор теоретических и эмпирических исследований

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-60-96

Аннотация

Введение. Представленная обзорная статья обусловлена необходимостью изучения и систематизации современных знаний о готовности будущих учителей работать в школе. Нежелание выпускников педагогических вузов работать по специальности, уход из профессии начинающих педагогов, рост числа незакрытых вакансий актуализируют настоящее исследова­ние. Скорость происходящих изменений, информационный и технологический прогресс, необходимость осуществлять онлайн-образование и использовать искусственный интеллект делают необходимой систематизацию результатов современных исследований. Обзор разрозненных научных областей позволяет сделать шаг в сторону междисциплинарности и описать различные точки зрения в теоретических и эмпирических исследованиях, чтобы ответить на вопрос о представленности понятий и моделей готовности, а также выйти на области дальнейших направлений исследований.

Целью работы является обзор и систематизация международных и российских теоретических и эмпирических исследований готовности будущих учителей к работе в школе.

Методология, методы и методики. Методологией исследования стал описательный (полусистематический) подход к обзору теоретических и эмпирических исследований. Стратегия поиска состояла из следующих этапов: (1) определение вопросов исследования; (2) поиск соответству­ющих исследований; (3) отбор и исключение для анализа; (4) сопоставление данных; (5) обоб­щение и представление. Использовались методы систематического поиска, сравнительного и контент-анализа. Поиск англоязычных публикаций проведен в World Scientific, Scopus и Elsevier (ScienceDirect), находящихся в открытом доступе (open access&open archive). Всего был идентифицирован 531 источник. Затем методом Prisma было отобрано 119 статьей, глубиной поиска с 2016 по 2023 годы. Анализ русскоязычных статей производился в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU. Для поиска был использован комплекс слов «готовность&будущих учителей&работа в школе», в результате было получено 120 источников. Отобранные статьи были проанализированы с точки зрения понятий, направлений, моделей и факторов готовности к профессиональной педагогической деятельности и работе в школе.

Результаты. Число исследований данной тематики растет с 2008 года, наиболее высокие значения наблюдаются в 2016 и в 2020 годах. В 54,6 % публикаций представлены теоретические модели. Выявлено, что понятие «готовность» выпускника педагогического вуза/колледжа или уже учителя к работе в школе существенно зависит от области научных знаний, в рамках которой рассматриваются данный термин. Установлено тематическое рассогласование российских и зарубежных исследований. 39,7 % российских исследований посвящены профессиональным компетентностям, а каждая четвертая зарубежная статья (25,7 %) сосредоточена на образовательных результатах. Выявлено, что наиболее частыми методами сбора данных в эмпирических исследо­ваниях являются интервью, опросы и эксперименты. Выявлены внешние и внутренние факто­ры готовности. Внешние – это содержание образовательной программы в педагогическом вузе или колледже, продолжительность обучения и условиях прохождения педагогической практики. Внутренние – выбор специализации в соответствии с индивидуальными предпочтениями, знание ресурсов педагогической поддержки и современных технологий обучения, вариантов и особенностей школьного контекста.

Научная новизна. Впервые проведен систематический обзор международных и российских исследований по данной тематике. Уникальным вкладом в область исследований является результирующая база публикаций по данному направлению, которая находится в открытом доступе для исследователей и других заинтересованных сторон, свидетельство о госрегистрации базы данных № 2023622782. Полученные результаты позволяют разработать комплексную междисциплинарную модель готовности будущих учителей к работе в школе, учитывающей все изменения и вызо­вы информационного и технологически развитого общества.

Практическая значимость обусловлена возможностью использования полученных результа­тов в создании образовательных программ педагогической подготовки. На основании полученных данных будущие исследователи и преподаватели могут проводить мета-анализ, качественную и количественную оценку готовности к профессиональной педагогической деятельности. Полученные результаты позволяют осуществлять дальнейшие перспективные исследования и производить оценку авторских моделей готовности на полноту, адекватность и валидность.

Об авторах

Л. А. Новопашина
Сибирский федеральный университет; Центр комплексных социологических исследований Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева
Россия

Новопашина Лариса Александровна – кандидат психологических наук, доцент, руководитель научно-учебной лаборатории мониторинга профессиональных компетенций; директор 

Красноярск



Е. Г. Григорьева
Сибирский федеральный университет; Центр комплексных социологических исследований Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева
Россия

Григорьева Евгения Гербовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами; младший научный сотрудник

Красноярск



Н. Ф. Ильина
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Россия

Ильина Нина Федоровна – доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешнему взаимодействию

Красноярск



И. А. Бидус
Центр комплексных социологических исследований Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева
Россия

Бидус Ирина Александровна – ведущий специалист Центра комплексных социологических исследований

Красноярск



Список литературы

1. Baltusite R., Katane I. The structural model of the pedagogy students’ readiness for professional activities in the educational environment // Rural Environment, Education, Personality. (REEP). Pro­ceedings of the 7th International Scientific Conference; Vol. 7; 2014 Feb 7–8, Jelgava, Latvia. Jelgava, Latvia: Latvia University of Agriculture; 2014. P. 29–41. Available from: http://llufb.llu.lv/conference/REEP/2014/Latvia-Univ-Agricult-REEP-2014proceedings.pdf (date of access: 10.08.2023).

2. Индикаторы образования: 2023: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др. Москва: НИУ ВШЭ, 2023. 432 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2746-7

3. Snyder H. Literature review as a research methodology: An overview and guidelines // Journal of Business Research. 2019. Vol. 104. P. 333–339. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.07.039

4. Wong G., Greenhalgh T., Westhorp G., Buckingham J., Pawson R. RAMESES publication stand­ards: meta-narrative reviews // BMC Medicine. 2013. Vol. 11. P. 20. DOI: 10.1186/1741-7015-11-20

5. Самодерженков А. Н., Карданова Е. Ю., Сатова А. К., Орел Е. А., Куликова А. А., Момбиева Г. А., Казахбаева Г. И., Дуйсенбаева А. О. Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 114–137. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-3-114-137

6. Катаев К. С., Катаев С. Г., Каменская И. В. О принципах построения модели специалиста – выпускника педагогического вуза // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 3. С. 35–66. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-35-66

7. Никитина Л. А., Кузеванова А. А. Содержание и формы подготовки будущего учителя начальных классов к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы // Педагогика сельской школы. 2022. № 4 (14). С. 142–158. DOI: 10.20323/2686-8652-2022-4-14-142-158

8. Тумашева О. В., Кириллова Н. А., Михалкина Е. А. Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 5. С. 43–61. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-5-43-61

9. Хромова А. О., Бухтаярова Е. Ю., Климова А. А., Курносова М. А., Дружинина М. В. Исследование мотивационного, креативного, коммуникативного и организационного компонентов готовности будущих педагогов к использованию инновационных технологий // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 4. С. 7–25. DOI: 10.15293/2658-6762.2204.01

10. Кипурова С. Н., Сергеева А. В. Анализ готовности студентов – будущих учителей к работе в школе // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2022. № 1. С. 71–73. Режим доступа: https://ipk-tula.ru/upload/iblock/829/829b9509a772a7a1f3d67415f49a9614.pdf (дата обращения: 10.08.2023).

11. Van Katwijk L., Jansen E., van Veen K. Pre-service teacher research: a way to future-proof teach­ers? // European Journal of Teacher Education. 2021. Vol. 46. DOI: 10.1080/02619768.2021.1928070

12. Vong S. A., Kaewurai W. Instructional model development to enhance critical thinking and crit­ical thinking teaching ability of trainee students at regional teaching training center in Takeo prov­ince, Cambodia // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2017. Vol. 38, № 1. P. 88–95. DOI: 10.1016/j.kjss.2016.05.002

13. Мусифуллин С. Р. Формирование медиаграмотности студентов педагогического вуза в условиях трансформации образовательного процесса // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 1. С. 7–27. DOI: 10.15293/2658-6762.2301.01

14. Sjølie E., Østern A. L. Student teachers’ criticism of teacher education – through the lens of practice architectures // Pedagogy, Culture & Society. 2020. Vol. 29, № 2. P. 263–280. DOI: 10.1080/14681366.2020.1729842

15. Koshkinaa E., Bordovskaiaa N., Bochkina N. Didactic terminology operated by Russian future and practicing teachers: Comparative analysis // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 217. P. 42–48. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.02.021

16. Beni S., Fletcher T., Chroinín D. N. ‘It’s not a linear thing; there are a lot of intersecting circles’: Factors influencing teachers’ implementation of Meaningful Physical Education // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 117. Article number 103806. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103806

17. Chaipidech P., Srisawasdi N., Kajornmanee T., Chaipah K. A personalized learning system-sup­ported professional training model for teachers’ TPACK development // Computers and Education: Arti­ficial Intelligence. 2022. Vol. 3. Article number 100064. DOI: 10.1016/j.caeai.2022.100064

18. Brooks M., Greely E., Laletas S. Coping through the unknown: School staff wellbeing during the COVID-19 pandemic // International Journal of Educational Research Open. 2022. Vol. 3. Article number 100146. DOI: 10.1016/j.ijedro.2022.100146

19. Hennessy S., D’angelo S., McIntyre N., Koomar S., Kreimeia A., Cao L., Brugha M., Zubairi A. Technology use for teacher professional development in low- and middle-income countries: A sys­tematic review // Computers and Education Open. 2022. Vol. 3. Article number 100080. DOI: 10.1016/j.caeo.2022.100080

20. Scherer R., Howard S. K., Tondeur J., Siddiq F. Profiling teachers’ readiness for online teaching and learning in higher education: Who’s ready? // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 118. Article number 106675 DOI: 10.1016/j.chb.2020.106675

21. Ayanwale M., Sanusi I. T., Adelana O. P., Aruleba K. D., Oyelere S. S. Teachers’ readiness and intention to teach artificial intelligence in schools Musa // Computers and Education: Artificial Intelli­gence. 2022. Vol. 3. Article number 100099. DOI: 10.1016/j.caeai.2022.100099

22. Ng D. T. K., Leung J. K. L., Chu S. K. W., Qiao M. S. Conceptualizing AI literacy: An explor­atory review // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021. Vol. 2. Article number 100041. DOI: 10.1016/j.caeai.2021.100041

23. Luckin R., Cukurova M., Kent C., du Boulay B. Empowering educators to be AI-ready // Com­puters and Education: Artificial Intelligence. 2022. Vol. 3. Article number 100076. DOI: 10.1016/j.caeai.2022.100076

24. Van Geel M., Keuning T., Safar I. How teachers develop skills for implementing difffferentiated instruction: Helpful and hindering factors // Teaching and Teacher Education: Leadership and Profes­sional Development. 2022. Vol. 1. Article number 100007. DOI: 10.1016/j.tatelp.2022.100007

25. Gabdulkhakov V. F. Teacher’s readiness to work with children while playing // Annual Inter­national Scientific Conference Early Childhood Care and Education, ECCE 2016, 2016 May 12–14, Mos­cow, Russia. Procedia – Social and Behavioral Sciences; 2016. Vol. 233. P. 175–180. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.10.188

26. Denessen E., Hornstra L., Van den Bergh L., Bijlstra G. Implicit measures of teachers’ attitudes and stereotypes, and their effects on teacher practice and student outcomes: A review // Learning and Instruction. 2020. Vol. 78. Article number 101437. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2020.101437

27. Юсупова Э. М. На что ориентируются учителя начальных классов в своих ожиданиях относительно академической успешности учащихся // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 273– 297. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-273-297

28. Scanlon G., Radeva S., Pitsia V., Maguire C., Nikolaeva S. Attitudes of teachers in Bulgarian kindergartens towards inclusive Education // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 112. Article number 103650. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103650

29. Abacioglu C. S., Fischer A. H., Volman M. Professional development in multicultural education: What can we learn from the Australian context? // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 114. Arti­cle number 103701. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103701

30. Cenoz J., Santos A. Implementing pedagogical translanguaging in trilingual schools // System. 2020. Vol. 92. Article number 102273. DOI: 10.1016/j.system.2020.102273

31. Larios R. J., Zetlin A. Challenges to preparing teachers to instruct all students in inclusive classrooms // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 121. Article number 103945. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103945

32. Zen S., Ropo E., Kupila P. International teacher education programme as a narrative space for teacher identity reconstruction // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 109. Article number 103527. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103527

33. De Jong L., Meirink J., Admiraal W. School-based teacher collaboration: Different learning op­portunities across various contexts // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 86. Article number 102925. DOI: 10.1016/j.ijer.2022.101927

34. Oppi P., Eisenschmidt E. Developing a professional learning community through teacher lead­ership: A case in one Estonian school // Teaching and Teacher Education: Leadership and Professional Development. 2022. Vol. 1. Article number 100011. DOI: 10.1016/j.tatelp.2022.100011

35. Graham L. J., White S. L.J., Cologon K., Pianta R. C. Do teachers’ years of experience make a difference in the quality of teaching? // Teaching and Teacher Education. 2020. Vol. 96. Article number 103190. DOI: 10.1016/j.tate.2020.103190

36. Scherer R., Siddiq F., Howard S. K., Tondeur J. The more experienced, the better prepared? New evidence on the relation between teachers’ experience and their readiness for online teaching and learning // Computers in Human Behavior. 2023. Vol. 139. Article number 107530. DOI: 10.1016/j.chb.2022.107530

37. Babic S., Mairitsch A., Mercer S., Sulis G., Jin J., King J., Lanvers U., Shin S. Late-career language teachers in Austria and the UK: Pathways to retirement // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 113. Article number 103686. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103686

38. Guo P., Saab N., Post L. S., Admiraal W. A review of project-based learning in higher education: Student outcomes and measures // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 102. Article number 101586. DOI: 10.1016/j.ijer.2020.101586

39. Palmquist M. E., Carley K. M., Dale T. A. Applications of computer-aided text analysis: Analyz­ing literary and nonliterary texts // Text analysis for the social sciences: Methods for drawing statistical inferences from texts and transcripts. 1st ed. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1997. P. 171–189. DOI: 10.4324/9781003064060

40. Smith C. P. Motivation and Personality: Handbook of thematic content analysis. New York: Cam­bridge University Press, 1992. 708 p.

41. Профессиональные дефициты и затруднения учителей: региональный опыт исследования / Л. А. Новопашина, Е. Г. Григорьева, Д. В. Кузина, И. А. Бидус . Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2021. 220 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=50025453&ysclid=llvpg3qyjk125449683 (дата обращения: 10.08.2023).

42. Stylianides A. J., Stylianides G. J. Introducing students and prospective teachers to the notion of proof in mathematics // Journal of Mathematical Behavior. 2022. Vol. 66. Article number 100957. DOI: 10.1016/j.jmathb.2022.100957

43. Boström L., Rising M. H. Students’ experience of Uncertain times: Learning and well-being in Swedish upper secondary schools during the pandemic // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 7. Article number 100489. DOI: 10.1016/j.ssaho.2023.100489

44. İleritürk D. Evaluation of extracurricular activities in education according to pre-school teach­er candidates’ views // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8. Article number 100524. DOI: 10.1016/j.ssaho.2023.100524


Рецензия

Для цитирования:


Новопашина Л.А., Григорьева Е.Г., Ильина Н.Ф., Бидус И.А. Готовность будущих учителей к работе в школе: обзор теоретических и эмпирических исследований. Образование и наука. 2024;26(2):60-96. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-60-96

For citation:


Novopashina L.A., Grigorieva E.G., Ilyina N.F., Bidus I.А. Readiness of future teachers to work at school: Review of theoretical and empirical research. The Education and science journal. 2024;26(2):60-96. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-60-96

Просмотров: 640


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)