Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Ценности личности в представлениях о волонтерской деятельности у студентов университетов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-140-165

Аннотация

Введение. Студенческая молодежь является наиболее активной частью общества. Развитие личности студентов необходимо для обеспечения стабильного будущего социума. Иссле­дование посвящено выявлению представлений о волонтерской деятельности у студентов университетов.

В связи со сложной политической и экономической обстановкой в стране и в мире в целом, активно разворачивается разноуровневое волонтерское движение: от поддерживаемого адми­нистративными структурами до индивидуальных видов активностей, проявляемых отдельными гражданами по собственной инициативе. Волонтерское движение решает как локальные задачи, так и выходит на общегосударственный уровень, через трансляцию ценностного основания своей деятельности.

Цель статьи – исследование структуры представлений о волонтерстве у студентов универси­тетов и выявление аксиологического содержания в этих представлениях. Для этого выявлялись комплексы семантических маркеров, указывающих на группы ценностей по классификации Ш. Шварца. Это позволяет использовать семантические маркеры для аксиологического анализа информации.

Методология, методы и методики исследования. В качестве метода использован ассоциативный эксперимент, модифицированный под задачи исследования. Было опрошено 159 студентов университетов г. Екатеринбурга, г. Кургана, г. Тюмени. Была проанализирована 1431 ассоциация, связанная с волонтерской деятельностью.

Результаты. Весомость ценности и ее положение в иерархии определялось количеством ассоциаций, которые соотносятся с этой ценностью семантически. На первом месте находится ценность безопасности, в аспекте безопасности другого человека. На втором месте находится ценность доброты, а на третьем – ценность универсализма. Ценностью универсализма подчер­кивается добровольность и бескорыстность волонтерской деятельности. Далее следует ценность самостоятельности, в которой выражен аспект активности и инициативности. Следующей выступает ценность традиции. Наименее выражены в представлениях студентов ценности стимуляции, достижения, гедонизма и конформности. Ценности безопасности, универсализма и доброты отражены в представлениях студентов практически в полном объеме своего содержания. Ценности самостоятельности и традиции представлены определенной гранью, аспектом. Остальные ценности представлены слабо и диффузно. Такая дифференциация ценностей связана с содержанием волонтерской деятельности, а также с представлениями о ней студенческой молодежи. Исследование показывает принципиальную изоморфность содержания деятельности, представлений об этой деятельности и релевантность иерархии ценностей личности.

Научная новизна. Представления о волонтерстве рассмотрены через призму ценностей личности. Выявлен иерархически организованный профиль ценностей, связанных с волонтерством.

Практическая значимость. Многие организации нуждаются в волонтерской помощи, однако испытывают трудности с набором и удержанием волонтеров. Ценность данного исследования в том, чтобы понять, что может привлекать и удерживать волонтеров.

Об авторах

И. В. Васильева
Тюменский государственный университет; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России
Россия

Васильева Инна Витальевна – доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной психологии; профессор кафедры философии, иностранных языков, гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел

AuthorID 205952

Тюмень



М. В. Чумаков
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина; Курганский государственный университет
Россия

Чумаков Михаил Владиславович – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии; заведующий кафедрой психологии

AuthorID 475415

Екатеринбург

Курган



Д. М. Чумакова
Курганский государственный университет
Россия

Чумакова Дарья Михайловна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

AuthorID 811128

Курган



Список литературы

1. La Cour A. Toward a new typology of professional and voluntary care // Voluntas. 2023. № 34 (3). P. 463–472. DOI: 10.1007/s11266-022-00515-1

2. Sagiv L., Roccas S., Cieciuch J., et al. Personal values in human life // Nature Human Behaviour. 2017. № 1. Р. 630–639. DOI: 10.1038/s41562-017-0185-3

3. Певная М. В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 81–88. Режим доступа: //vovr. elpub.ru/jour/article/view/223/173 (дата обращения: 10.06.2023).

4. Земцов Д. И., Яськов И. О. Неформальные студенческие объединения в условиях пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 4. C. 97–116. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-4-97-116

5. Чипурная П. В., Кузнецова Е. А. Особенности ценностно-смысловой сферы добровольцев поисково-спасательных отрядов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11, № 1. С. 103–117. DOI: 10.21638/spbu16.2021.107

6. FioRito T. A., Routledge C., Jackson J. Meaning-motivated community action: The need for mean­ing and prosocial goals and behavior // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 171. P. 110462. DOI: 10.1016/j.paid.2020.110462

7. Krawczyk K., Ezeonu B., Mac-Ikemenjima D. An exploratory analysis of cross-national variations in prosocial behaviors // Voluntas. 2023. № 34. P. 1068–1080. DOI: 10.1007/s11266-022-00525-z

8. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 2. С. 43–70.

9. Lee J. A., Soutar G., Louviere J. The best–worst scaling approach: An alternative to Schwartz’s values survey // Journal of Personality Assessment. 2008. № 90 (4). P. 335–347. DOI: 10.1080/00223890802107925

10. Lee J. A., Sneddon J. N., Daly T. M., et al. Testing and extending Schwartz refined value theory using a best-worst scaling approach // Assessment. 2019. № 26 (2). P. 166–180. DOI: 10.1177/1073191116683799

11. Leijen I., van Herk H., Bardi A. Individual and generational value change in an adult population, a 12-year longitudinal panel study // Scientific Reports. 2022. № 12. P. 17844. DOI: 10.1038/s41598-022-22862-1

12. Cheng A. S., Fleischmann K. R. Developing a meta-inventory of human values // Proceedings of the American Society for Information Science and Technology. 2010. Vol. 47, № 1. P. 1–10. DOI: 10.1002/meet.14504701232

13. Васильева И. В., Чумаков М. В. Представления студентов-психологов о волонтерской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 161–169.

14. Randle M., Dolnicar S. The characteristics of potential environmental volunteers: implications for marketing communications // Australasian Journal of Environmental Management. 2015. № 22 (3). Р. 329–339. DOI: 10.1080/14486563.2014.976848

15. McCormick L., Donohue R. Antecedents of affective and normative commitment of organ­isational volunteers // The International Journal of Human Resource Management. 2019. № 30 (18). P. 2581–2604. DOI: 10.1080/09585192.2016.1166388

16. Bacter C., Marc C. Students’ involvement in social volunteering // Bulletin of the Transilvania University of Braşov. Series VII: Social Sciences. Law. 2016. Vol. 9. Issue 58, № 1. P. 81–88.

17. Rahman N. A., Abdul Rahman A. N., Syed-Abdullah S. I. S., et al. Why do muslim youths partici­pate in environmental volunteering? // Worldviews: Global Religions, Culture, and Ecology. 2021. Vol. 25, № 3. Р. 206–238. DOI: 10.1163/15685357-20210801

18. Grönlund H. Identity and volunteering intertwined: Reflections on the values of young adults // Voluntas. 2011. № 22. P. 852–874. DOI: 10.1007/s11266-011-9184-6

19. Measham T. G., Barnett G. B. Environmental volunteering: Motivations, modes and outcomes // Australian Geographer. 2008. № 39 (4). P. 537–552. DOI: 10.1080/00049180802419237

20. Cnaan R. A., Meijs L., Brudney J. L., et al. You thought that this would be easy? Seeking an understanding of episodic volunteering // Voluntas. 2022. №. 33. P. 415–427. DOI: 10.1007/s11266-021-00329-7

21. Grönlund H., Holmes K., Kang C., et al. Cultural values and volunteering: A cross-cultural com­parison of students’ motivation to volunteer in 13 countries // Journal of Academic Ethics. 2011. № 9. P. 87–106. DOI: 10.1007/s10805-011-9131-6

22. Smith K., Holmes K., Haski-Leventhal D. et al. Motivations and benefits of student volunteering: Comparing regular, occasional, and non-volunteers in five countries // Canadian Journal of Nonprofit and Social Economy Research. 2010. № 1 (1). Р. 65–81. DOI: 10.22230/cjnser.2010v1n1a2

23. Handy F., Cnaan R. A., Hustinx L. et al. A cross-cultural examination of student volunteering: Is it all about résumé building? // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2010. Vol. 39, № 3. P. 498–523. DOI: 10.1177/0899764009344353

24. Руслякова Е. Е., Разумова Е. М., Шпаковская Е. Ю. Социально-психологические аспекты волонтерской деятельности студентов-психологов // Перспективы науки и образования. 2019. Т. 1, № 37. С. 301–315.

25. Sohier A., Sohier R., Chaney D. An experiential perspective on volunteering: When volunteers live a more intense experience than consumers // Journal of Business Research. 2023. Vol. 156. P. 113508. DOI: 10.1016/j.jbusres.2022.113508

26. Rampasso I. S., Quelhas O. L. G., Anholon R., et al. Preparing future professionals to act towards sustainable development: an analysis of undergraduate students’ motivations towards voluntary activ­ities // International Journal of Sustainable Development & World Ecology. 2021. № 2 (28). Р. 157–165. DOI: 10.1080/13504509.2020.1804478

27. Кичерова М. Н., Зюбан Е. В., Муслимова Е. О. Неформальное образование: международный опыт признания компетенций // Вопросы образования. 2020. №. 1. С. 126–158. DOI: 10.17323/1814- 9545-2020-1-126-158

28. Старшинова А. В. Противоречия мотивации учащейся молодежи к деятельности в волонтерских организациях // Образование и наука. 2019. № 21 (10). С. 143–166. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-143-166

29. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Говин О. Современное волонтерство в воспитании просоциального поведения личности // Образование и наука. 2019. № 21 (6). С. 122–145. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-122-145

30. Holdsworth C. Why volunteer? Understanding motivations for student volunteering // British Journal of Educational Studies. 2010. № 4 (58). P. 421–437. DOI: 10.1080/00071005.2010.527666

31. Lakomý M. Individual value orientation, social norms, and volunteering outcomes in later life // International Journal of Comparative Sociology. 2021. № 5 (62). P. 385–403. DOI: 10.1177/00207152221088857

32. Morrow-Howell N., Kinnevy S., Mann M. The perceived benefits of participating in volun­teer and educational activities // Journal of Gerontological Social Work. 1999. № 2 (32). P. 65–80. DOI: 10.1300/J083v32n02_06

33. Gray D., Stevenson C. How can ‘we’ help? Exploring the role of shared social identity in the experiences and benefits of volunteering // Journal of Community & Applied Social Psychology. 2020. № 30. P. 341–353. DOI: 10.1002/casp.2448

34. Hanel P. H. P., Wolfradt U., Wolf L. J., et al. Well-being as a function of person-country fit in hu­man values // Nature Communications. 2020. № 11. P. 5150. DOI: 10.1038/s41467-020-18831-9

35. Irwin A., Nordmann E., Simms K. Stakeholder perception of student employability: does the duration, type and location of work experience matter? // Higher Education. 2019. № 78. P. 761–781. DOI: 10.1007/s10734-019-00369-5

36. Aydinli-Karakulak A., Bender M., Chong A. M. L., et al. Applying Western models of volunteering in Hong Kong: The role of empathy, prosocial motivation and motive–experience fit for volunteering // Asian Journal of Social Psychology. 2016. Vol. 19, № 2. С. 112–123. DOI: 10.1111/ajsp.12125

37. Нятина Н. В. Волонтерская деятельность в оценках студентов: преимущества и барьеры // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. Т. 95, № 3. С. 30–33. DOI: 10.24158/spp.2022.3.4

38. Кисиленко А. В. Ценностные основания волонтерских практик российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 3. С. 82–89. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-8

39. Грязева-Добшинская В. Г., Колтунов Е. И., Дмитриева Ю. А., Набойченко Е. С., Чжи Ц. Ценностные ориентации мультисубъектного «Я» и рефлексивный выбор как ресурсы стрессоустойчивости и адаптации студентов в поликультурных группах // Образование и наука. 2023. № 25 (3). С. 122–154. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-122-154

40. Колтунов Е. И., Грязева-Добшинская В. Г., Дмитриева Ю. А., Маркина Н. В., Чжи Ц., Набойченко Е. С. Ценностные основания переживания стресса и адаптации студентов: кросс- культурное исследование // Образование и наука. 2022. № 24 (2). С. 138–168. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-138-168

41. Соловьева Е. М., Заусенко И. В. Ценности и карьерные ориентации студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 503–511.

42. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Изд-во Речь, 2004. 111 c.

43. Доценко Е. Л., Вахитова З. З. Психосемантика. Тюмень: ТюмГУ, 2014. 292 с.

44. Амбарова П. А. Темпоральные ресурсы волонтерства // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 3 (39). С. 150–158.


Рецензия

Для цитирования:


Васильева И.В., Чумаков М.В., Чумакова Д.М. Ценности личности в представлениях о волонтерской деятельности у студентов университетов. Образование и наука. 2024;26(2):140-165. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-140-165

For citation:


Vasileva I.V., Chumakov M.V., Chumakova D.M. Personal values in the perceptions of volunteer activities among university students. The Education and science journal. 2024;26(2):140-165. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-140-165

Просмотров: 501


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)