МОДЕЛЬ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИКУМА ПО ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-166-175
Аннотация
Цель публикации – обоснование необходимости новой модели профессиональной подготовки выпускников технических специальностей вузов. Деятельность специалиста, в отличие от учебной деятельности, не является предметно структурированной. Для эффективной работы на современном производстве с постоянно совершенствующимися и усложняющимися технологиями требуются знания из самых разнообразных областей и умения на их основе находить оптимальные нетривиальные решения текущих задач и возникающих проблем. Традиционное репродуктивное обучение, фокусирующееся на воспроизведении представленного преподавателем набора информации и заданных алгоритмов выполнения операций, не позволяет должным образом формировать креативное, поисковое мышление обучающихся, их способности к овладению профессиональными инновациями и готовность к регулярному самообразованию. Нужны разработка и внедрение в учебный процесс принципиально иных методов подготовки, которые обеспечивали бы органическую целостность систематизированных теоретических знаний с приобретаемыми практическими навыками их применения. С точки зрения автора, наиболее целесообразна в этом плане контекстная модель обучения.
Методы и методология. Ядро теории контекстного обучения – положение о смыслообразующем влиянии контекста профессиональной деятельности на учебную деятельность студента. В идеале обучение должно осуществляться в среде и в формах, наиболее близких к реальной деятельности, происходить как своеобразное погружение в будущую профессиональную сферу. Предлагаемая модель контекстного обучения строится с опорой на деятельностный подход, при котором в отличие от традиционной системы подготовки образовательный процесс не распадается на два этапа (сначала заучивание нового материала, потом его практическое применение), а является неделимым: освоение теории и обретение требующихся прикладных навыков происходит одновременно – при выполнении какого-либо учебного действия с предметом обучения.
Результаты. Изложены принципы модели контекстного обучения. Рассмотрена методика выполнения практических заданий, логика которых близка к логике реальной профессиональной деятельности.
Научная и методическая новизна. Инновационность контекстной модели применительно к разработке учебно-методических и дидактических материалов заключается в совершенствовании практического обучения, гармоничной связи теории и практики как основе формирования профессионального мастерства и компетентности. Для этого алгоритмы решения задач по приведенным или известным ранее формулам, зависимостям строятся таким образом, что побуждают студента постоянно обращаться к различным учебным источникам (учебникам, пособиям, справочникам). Подобное обучение не позволяет появиться ощущению ненужности, необязательности освоения теории, а решение задач не сводится к простым математическим вычислениям. Возникает понимание физического смысла, сущности явлений, о которых идет речь в задаче.
Практическая значимость. Применение контекстной модели при создании учебно-методических комплексов и внедрении их в учебный процесс вуза будет способствовать формированию устойчивых профессиональных компетенций, повышению у студентов интереса к изучаемым дисциплинам, установлению межпредметных связей между курсами, предусмотренными образовательной программой.
Ключевые слова
Об авторе
Наталья Николаевна ЭльяшРоссия
кандидат технических наук, доцент кафедры автомобилей и подъемно-транспортных машин Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ).
Список литературы
1. Дзюба Л. Н. Применение контекстного обучения // Специалист. 2005. No 2. С. 24–25.
2. Дехтяренко О. В. Эффективность контекстного подхода для повышения инновационной восприимчивости профобразования // Профессиональное образование. Столица. 2007. No 6. С. 12–13.
3. Никифоров В. И. Основы и содержание подготовки инженера-педагога к занятиям: учебное пособие. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987, 144 с.
4. Семаго Е. В. Организация учебного процесса на основе деятельностного подхода // Среднее профессиональное образование. 2003. No 3. Приложение. С. 91–95.
5. Смирнова И. Э. Модели обучения в системе высшего образования // Инновации в образовании. 2006. No 1. С. 5–14.
6. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Академия, 2004.
7. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
8. Ширшов Е. В., Ефимова Е. В., Ширшов Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий: монография. Москва: Логос, 2006. 272 с.
9. Южакова О. В. Некоторые аспекты проблемы учебно-методического обеспечения в высшей школе // Правовые и организационные проблемы развития системы образования Российской Федерации: настоящее и будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2007. С. 84–88.
Рецензия
Для цитирования:
Эльяш Н.Н. МОДЕЛЬ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИКУМА ПО ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ. Образование и наука. 2015;1(1):166-175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-166-175
For citation:
Jel’jash N.N. CONTEXTUAL TRAINING MODEL IN THE PRACTICAL COURSE OF GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES. The Education and science journal. 2015;1(1):166-175. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-166-175