МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-18-27
Аннотация
Цель публикации – познакомить читателей с практическими аспектами моделирования процесса формирования профессиональнотворческого потенциала студентов вузов.
Методы. Авторы используют научно-педагогический анализ понятий, образующих терминологическое поле проблемы; теоретический и методологический анализ, на основе которого разработана и описана модель формирования профессионально-творческого потенциала студентов. В качестве концептуальной основы разработки данной модели избраны системный, личностно-деятельностный и компетентностно-ориентированный подходы. Модель построена на принципах гуманности, научности, системности, достаточности, результативности, связи теории с практикой, ориентированности на потенциал субъектов образовательной среды и технологичности.
Результаты. Описана и графически представлена модель обнаружения и раскрытия профессионально-творческого потенциала студентов творческих профессий, позволяющая сделать подготовку будущих рабочих кадров более совершенной, что является одной из актуальных задач государственной политики России.
Научная новизна. В авторской модели отражены особенности обучения студентов творческих профессий. Введены функции и индикативные показатели реализации каждого компонента модели: мотивационно-целевого, содержательного, процессуального, рефлексивно-оценочного.
Практическая значимость. Предлагаемая модель отвечает требованиям современного общества к качеству подготовки специалистов и предписаниям стандартов образования; в модели отражены межпредметные связи дисциплин, что делает ее доступной при преподавании не только специальных и общетехнических, но и общеобразовательных предметов. Использование модели в учебно-воспитательном процессе позволит повысить его качество.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Александровна ГнатышинаРоссия
доктор педагогических наук, профессор, директор Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета, Челябинск (РФ).
Наталья Александровна Гердт
Россия
аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета, Челябинск (РФ).
Список литературы
1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: учебник для студен- товобучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Мос- ква: Профессиональное образование1997. 512 с.
2. Большой Энциклопедический словарь2000 [Электрон. ресурс]. Ре- жим доступа: http://www. vedu. ru/bigencdic/.
3. Гнатышина Е. А. Компетентностный подход к подготовке педагога профессионального обучения // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 10. Вып. 5–6 (44–45). С. 98–102.
4. Даринская Л. А. Гуманитарные основания развития творческого по- тенциала учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. С.-Петербург2006. 424 с.
5. Ильенков Э. Ф. Философия и культура. Москва1991. 464 с.
6. Коджаспирова Г. М.Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва2003. 176 с.
7. Леднев В. С. Научное образование и развитие способности к научно- му творчеству. 2-е изд.испр. Москва1997. 193 с.
8. Матюшкин А. М. Интуиция и творчество // Мир психологии. 1996. No 4. С. 56–70.
9. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / предс. научно-ред. совета В. С. Степин [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://iph. ras. ru/enc. htm.
10. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. Москва. Кн. 1. 576 с.
11. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. Москва1976. 280 с.
12. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого по- тенциала учителя (Теория взаимодействия). Москва: Педагогический вестник1997. 243 с.
13. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. Москва1999. Т. 2. 442 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гнатышина Е.А., Гердт Н.А. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ. Образование и наука. 2015;1(2):18-27. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-18-27
For citation:
Gnatyshina E.A., Gerdt N.A. THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS OF CREATIVE PROFESSIONS. The Education and science journal. 2015;1(2):18-27. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-18-27