Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-62-73

Полный текст:

Аннотация

Цели статьи – проанализировать информационную открытость муниципальной системы образования, выявить проблемы в этой области и разработать практические рекомендации по их решению. 

Методика и методы. Исследование проведено на основе методики социального аудита, которая включает анализ содержания официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет, диагностику информированности родителей школьников о деятельности школ, экспертную оценку состояния информационной открытости учебных заведений и разработку практических рекомендаций по совершенствованию их информационной открытости. Методы исследования – описание, анализ документов, анкетный опрос, экспертное интервью, анализ статистических данных. 

Результаты. В статье приводятся результаты социального аудита информационной открытости муниципальной системы общего образования городского округа Первоуральск. На первом этапе аудита был проведен анализ содержания официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет. Он показал, что полностью соответствует требованиям сайт только одной школы. Лучше всего развит такой параметр сайтов, как технологичность, слабее всего – коммуникативность и мультимедийность. На втором этапе диагностировалась информированность родителей о деятельности школ. Опрос продемонстрировал, что наибольшей популярностью пользуются традиционные способы получения информации: родительские собрания и общение с ребенком. Менее половины родителей получают информацию на сайтах школ. На третьем этапе производилась экспертная оценка состояния информационной открытости школ. В заключение аудита были разработаны практические рекомендации по совершенствованию информационной открытости учебных заведений. 

Научная новизна. На основании выполненных исследований была выдвинута идея о социальном аудите информационной открытости муниципальной системы образования, обогащающая общую научную концепцию социального аудита; авторами предложена новая диагностическая методика определения состояния информационной открытости образования; доказана перспективность использования данной методики в общеобразовательных школах. 

Практическая значимость. Определены перспективы практического использования теории социального аудита. Результаты исследования могут быть применены в деятельности Управления образования городского округа Первоуральск и других муниципальных образований; они могут быть также полезны руководителям образовательных организаций. 

Об авторах

Татьяна Евгеньевна Зерчанинова

Россия

кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Уральского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург (РФ). 



Ольга Владимировна Новгородцева

Россия

учитель начальных классов МБОУ СОШ No 2, Первоуральск (РФ). 



Список литературы

1. Вальдман И.А. Информационная открытость общеобразовательного учреждения как условие его взаимодействия с социумом: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва2010. 27 с.

2. Зерчанинова Т. Е.Зубарева Т. В. Социальный аудит развития муниципальной системы общего образования // Образование и наука. 2013. No 7. С. 49–65.

3. Ковалева Т. М. Открытость как качественная характеристика образования // Департамент профессионального образования. 2009. No 1. С. 33.

4. Косарецкий С. Г. Информационное взаимодействие школы с общественностью [Электрон. ресурс]: понятийный аппарат и семантико-смысловое пространство (тезаурус). URL: http://www.isiksp.ru/library/kosarecky_sg/kosarecky-000003.html. (дата обращения 20.01.2015).

5. Методика построения рейтинга информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных учреждений (школ) [Электрон. ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2013/04/18/1297812643/site_school_metodik.pdf. (дата обращения 14.07.2014).

6. Позднякова Е. В. Социальный аудит региональных программ в сфере государственной молодежной политики: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург2011. 226 с.

7. Пономарева Н. А. Открытость как антропокультурное основание бытия и ее проявление в образовании: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск2004. 17 с.

8. Резниченко Д. В. Социальный аудит деятельности местных администраций: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург2004. 22 с.

9. Рекомендациинаправленные на повышение качества публичных докладов / И. А. ВальдманС. Г. КосарецкийТ. А. Мерцалова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. No 5. С. 43–51.

10. Социальный аудит в управлении малым северным городом / под ред. В. Г. Попова. Екатеринбург: Академкнига2002. 236 с.

11. Социальный аудит: учеб. пособие / под ред. А. А. ШулусаЮ. Н. Попова. Москва: АТИСО2008. 620 с.

12. Федеральный закон от 29.12.2012г. No273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: // минобрнауки.рф.

13. Candau P. Audit social. Vuibert1985. 282 p.

14. Couret A.Igalens J. L’audit social. Paris1988. 128 p.

15. L’évolution du concept d’audit [Электрон. ресурс]. URL: http://www.auditsocial.net/? page_id=53. (дата обращения 20.01.2015)


Для цитирования:


Зерчанинова Т.Е., Новгородцева О.В. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА. Образование и наука. 2015;1(2):62-73. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-62-73

For citation:


Zerchaninova T.E., Novgorodtseva O.V. INFORMATION OPENNESS OF THE MUNICIPAL SYSTEM OF EDUCATION: THE EXPERIENCE OF SOCIAL AUDIT. The Education and science journal. 2015;1(2):62-73. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-62-73

Просмотров: 839


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)