ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-62-73
Resumen
Цели статьи – проанализировать информационную открытость муниципальной системы образования, выявить проблемы в этой области и разработать практические рекомендации по их решению.
Методика и методы. Исследование проведено на основе методики социального аудита, которая включает анализ содержания официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет, диагностику информированности родителей школьников о деятельности школ, экспертную оценку состояния информационной открытости учебных заведений и разработку практических рекомендаций по совершенствованию их информационной открытости. Методы исследования – описание, анализ документов, анкетный опрос, экспертное интервью, анализ статистических данных.
Результаты. В статье приводятся результаты социального аудита информационной открытости муниципальной системы общего образования городского округа Первоуральск. На первом этапе аудита был проведен анализ содержания официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет. Он показал, что полностью соответствует требованиям сайт только одной школы. Лучше всего развит такой параметр сайтов, как технологичность, слабее всего – коммуникативность и мультимедийность. На втором этапе диагностировалась информированность родителей о деятельности школ. Опрос продемонстрировал, что наибольшей популярностью пользуются традиционные способы получения информации: родительские собрания и общение с ребенком. Менее половины родителей получают информацию на сайтах школ. На третьем этапе производилась экспертная оценка состояния информационной открытости школ. В заключение аудита были разработаны практические рекомендации по совершенствованию информационной открытости учебных заведений.
Научная новизна. На основании выполненных исследований была выдвинута идея о социальном аудите информационной открытости муниципальной системы образования, обогащающая общую научную концепцию социального аудита; авторами предложена новая диагностическая методика определения состояния информационной открытости образования; доказана перспективность использования данной методики в общеобразовательных школах.
Практическая значимость. Определены перспективы практического использования теории социального аудита. Результаты исследования могут быть применены в деятельности Управления образования городского округа Первоуральск и других муниципальных образований; они могут быть также полезны руководителям образовательных организаций.
Referencias
1. Вальдман И.А. Информационная открытость общеобразовательного учреждения как условие его взаимодействия с социумом: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва2010. 27 с.
2. Зерчанинова Т. Е.Зубарева Т. В. Социальный аудит развития муниципальной системы общего образования // Образование и наука. 2013. No 7. С. 49–65.
3. Ковалева Т. М. Открытость как качественная характеристика образования // Департамент профессионального образования. 2009. No 1. С. 33.
4. Косарецкий С. Г. Информационное взаимодействие школы с общественностью [Электрон. ресурс]: понятийный аппарат и семантико-смысловое пространство (тезаурус). URL: http://www.isiksp.ru/library/kosarecky_sg/kosarecky-000003.html. (дата обращения 20.01.2015).
5. Методика построения рейтинга информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных учреждений (школ) [Электрон. ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2013/04/18/1297812643/site_school_metodik.pdf. (дата обращения 14.07.2014).
6. Позднякова Е. В. Социальный аудит региональных программ в сфере государственной молодежной политики: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург2011. 226 с.
7. Пономарева Н. А. Открытость как антропокультурное основание бытия и ее проявление в образовании: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск2004. 17 с.
8. Резниченко Д. В. Социальный аудит деятельности местных администраций: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург2004. 22 с.
9. Рекомендациинаправленные на повышение качества публичных докладов / И. А. ВальдманС. Г. КосарецкийТ. А. Мерцалова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. No 5. С. 43–51.
10. Социальный аудит в управлении малым северным городом / под ред. В. Г. Попова. Екатеринбург: Академкнига2002. 236 с.
11. Социальный аудит: учеб. пособие / под ред. А. А. ШулусаЮ. Н. Попова. Москва: АТИСО2008. 620 с.
12. Федеральный закон от 29.12.2012г. No273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: // минобрнауки.рф.
13. Candau P. Audit social. Vuibert1985. 282 p.
14. Couret A.Igalens J. L’audit social. Paris1988. 128 p.
15. L’évolution du concept d’audit [Электрон. ресурс]. URL: http://www.auditsocial.net/? page_id=53. (дата обращения 20.01.2015)
Recensión
Para cita:
Zerchaninova T.E., Novgorodtseva O.V. INFORMATION OPENNESS OF THE MUNICIPAL SYSTEM OF EDUCATION: THE EXPERIENCE OF SOCIAL AUDIT. The Education and science journal. 2015;1(2):62-73. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-62-73