Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-74-85

Полный текст:

Аннотация

СТАТЬЯ ОТОЗВАНА

Цель. В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональной компетентности педагога предшкольного образования и обосновывается необходимость расширения образовательного пространства дошкольников. 

Методика и методы: ретроспективный анализ работ отечественных авторов по педагогике и психологии; педагогическая диагностика на основе анкетирования. 

Результаты. В ходе определения уровня компетентности педагогов дошкольного образования было установлено, что среди самых важных профессиональных качеств респонденты выделяют гуманно-личностные и коммуникативные, а также функциональную грамотность и рефлексивные умения. Однако большинство педагогов не знает, как на практике в полной мере реализовать очень важный для дошкольного образования принцип полисубъектности. Описан процесс формирования умения осуществлять педагогическую практику на основе данного принципа. Для этого предлагается поэтапно включать студентов – будущих педагогов – в реальную профессиональную деятельность. 

Научная и практическая значимость. Дана классификация показателей профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Показаны пути решения приоритетных задач, обозначенных в новом государственном стандарте в контексте полисубъектного подхода, когда каждый участник образовательного процесса выступает как его активный субъект. 

Перспективным направлением развития предшкольной педагогики автор статьи считает дополнительное образование, которое, несмотря на накопленный богатый опыт развития детей с помощью дополнительных образовательных услуг, пока не рассматривалось как комплексное явление и как ресурс оптимизации предшкольной подготовки детей. Не проводился и глубокий сравнительный анализ эффективности работы с дошкольниками в учреждениях общего и дополнительного образования. Требуются также создание системы экспертных оценок и разработка диагностических процедур для определения результативности программ обучения специалистов дополнительного образования и проверки соответствия этих программ требованиям ФГОС ДО. Такие исследования помогут обеспечить максимальное достижение целевой установки предшкольной педагогики – комплексное развитие интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического потенциала детей. 

Об авторе

Галия Хамитовна Вахитова

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Томского государственного педагогического университета, Томск (РФ). 



Список литературы

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений / О. А. Абдуллина. 2 е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1990. 141 с.

2. Антология педагогической мысли России XVIII века / сост. И. А. Соловков. Москва: Педагогика, 1985. 480 с.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века / сост. П. А. Лебедев. Москва: Педагогика, 1990. 608 с.

4. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы психологии. 2008. No 1. С. 65–86.

5. Вахитова Г. Х. Особенности подготовки педагога предшкольного образования на основе компетентностного подхода // Материалы Республиканской научно-практ. конф., Усть-Каменогорск. 2013. С. 173–177.

6. Вахитова Г. Х. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Вестник Томского педагогического университета. 2011. Вып. 10 (112). С. 9–13.

7. Вачков И. В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию // Вопросы психологии. 2007. No 3. С. 16–29.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. Москва: Академия, 2007. 428 с.

9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 32 с.

10. Митина А. М. Психология профессионального развития учителя: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Москва, 1995. 49 с.

11. Поздеева С. И. Особенности гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога начальной школы // Вестник Томского педагогического университета. 2013. Вып. 9 (137). С. 194–197.

12. Тихомирова О. В. Профессиональная компетентность педагога как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. 2012. No 4. С. 78–84.

13. Хуторской А. В. Инновационный аспект компетентностного подхода в образовании // Научное наследие Т. И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования: сборник статей: в 2 т. Москва, 2011. Т. 1. С. 79–83.

14. Шадриков В. Д., Карпов А. В., Кузнецова И. В. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В. Д. Шадрикова. Москва: Логос, 2011. 168 с.


Для цитирования:


Вахитова Г.Х. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2015;1(2):74-85. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-74-85

For citation:


Vakhitova G.H. THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2015;1(2):74-85. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-74-85

Просмотров: 1167


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)