Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СУГГЕСТОПЕДИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-94-103

Полный текст:

Аннотация

Цели статьи – рассмотреть возможность использования методов суггестопедии, которые успешно применяются при обучении иностранному языку, в музыкальном образовании в стартовых школах; выявить степень эффективности суггестопедии в формировании музыкального опыта детей старшего дошкольного возраста. 

Методы и методика. Теоретической базой работы стали идеи болгарского исследователя, педагога и психолога Г. Лозанова, разработавшего метод суггестопедии для обучения иностранному языку, и теория метапредметного обучения на основе художественно-творческой деятельности иобращения к произведениям искусства. В качестве практических методов использовались наблюдение за невербальным поведением детей, опросы, беседа. 

Результаты. Процесс формирования музыкального опыта ребенка рассмотрен как процесс развития музыкальной памяти. Из множества суггестопедических методов, разработанных болгарскими и российскими исследователями, отобраны и апробированы те, которые предполагают непроизвольное запоминание музыки при выполнении творческих заданий: пластическое интонирование (или свободное движение), рисование, изображение цветных схем содержания музыкальных произведений. Для проверки степени эффективности этих методов и возможности их введения в процесс музыкального образования дошкольников разработаны три серии диагностических заданий, связанных с запоминанием, удержанием в памяти и узнаванием классических музыкальных произведений, неизвестных дошкольникам. Проведенный эксперимент показал, что элементы суггестопедии способствуют активизации музыкальной памяти – запоминанию детьми классических музыкальных произведений. 

Научная новизна работы заключается в обосновании целесообразности проецирования методов суггестопедии, используемых при обучении иностранному языку, на музыкальное образование дошкольников и младших школьников. Доказано, что наибольшей степенью эффективности обладает непроизвольное запоминание детьми классической музыки при ее фоновом звучании во время выполнения учащимися таких видов художественно-творческой деятельности, как свободное движение и рисование. 

Практическая значимость. Итоги описанного в публикации исследования являются поводом для пересмотра музыкального материала занятий с будущими первоклассниками, а также обоснованием введения элементов суггестопедии (свободного движения, рисования цветных схем музыкальных произведений, изготовления аппликаций, выполнения театральных этюдов и т. д.) в организационный компонент и непосредственно в содержание музыкального образования. Материалы статьи и разработанные авторами диагностические задания могут найти широкое применение в практической деятельности стартовых школ. 

Об авторах

Наталия Григорьевна Тагильцева

Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования Уральского государственного университета, Екатеринбург (РФ). 



Филип Димитров Шавов

Болгария

педагог школы «Светлина», член Ассоциации суггестопедии проф. Г. Лозанова и проф. Е. Гатевой, София (Болгария). 



Список литературы

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. С.-Петербург: СОЮЗ, 1997. 96 с.

2. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 428с.

3. Гончаров Г. А. Суггестия: теория и практика. Москва: КСП, 1995. 317 с.

4. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва: Таланты – ХХI век, 2004. 496 с.

5. Лозанов Г. К. Суггестопедия път към хипермнезия в учебния процес. София: Народна просвета, 1966. 236 с.

6. Маслова Л. П. Педагогика искусства: теория и практика. Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. 136 с.

7. Музиката – традиции и съвременност – Годишник на катедра «Музика». Благоевград: Югозападен унивеситет «Неофит Рилски», 2011. Т. IV. 264 с.

8. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5–6 лет (из опыта работы музыкальных руководителей детских садов) / авт.-сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. Москва: Просвещение, 1983. 208 с.

9. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / ред. Л. А. Баренбойм. Ленинград: Музыка, 1970. 160 с.

10. Подкина Н. А, Соловьева И. В. Суггестивный метод обучения иностранным языкам // Вестник Чебоксарского кооперативного института-2009. No 1. С. 24–29.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. Москва: Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1946. 704 с.

12. Яфальян А. Ф. Школа самовыражения. Ростов на Дону: Феникс, 2011. 444с.

13. Arif Suryo Priyatmojo Suggestopedia as a Method for Teaching Speaking for Young Learners in a Second Language Classroomю Article. 27 Jan. 2009. Available at: Pps.unnes.ac.id/pps1/files/paper seminar pbi 2009/Arif Suryo P.doc.

14. Yanakieva E., Mihailov N. Application of suggestohaedic laws in the upbringing of children at preschool age. Language, Individual and Society. Bourgas. A Company of Scientist in Bulgaria, 2009. Vol. 3. Part 1. P. 133–135.


Для цитирования:


Тагильцева Н.Г., Шавов Ф.Д. СУГГЕСТОПЕДИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ. Образование и наука. 2015;1(2):94-103. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-94-103

For citation:


Таgiltseva N.T., Shavov F.D. SUGGESTOPEDIA AS THE METHOD OF THE MUSIC EXPERIENCE FORMATION OF PRE-SCHOOL CHILDREN. The Education and science journal. 2015;1(2):94-103. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-94-103

Просмотров: 862


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)