Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС ИЛИ ВРЕМЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-127-141

Полный текст:

Аннотация

Цель публикации – обсуждение состояния культурологии как области науки и образовательной практики в ситуации модернизации образования. Статья продолжает дискуссию, начатую на совещании-семинаре заведующих кафедрами культурологии в России «Науки о культуре и культурологическое образование: время стратегических решений» [2]. 

Методы, использованные автором работы, – анализ существующих точек зрения по рассматриваемой теме; рефлексия сущности культурологического знания, недавнего прошлого, настоящего и будущего культурологического образования в России. 

Результаты. Вскрыты причины институционального кризиса культурологии в нашей стране, среди которых называются недостаточные определенность и осознанность как специалистами, так и общественностью не только места и роли культурологических дисциплин в образовательном процессе, но и методологических оснований деятельности культурологов. Рассмотрены аспекты культурологического образования и обозначены перспективы его развития. Выдвинуто предложение продолжить дискуссию, начатую на совещании-семинаре в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, но уже на территориально-региональном уровне, что позволит более глубоко и предметно обсудить пути выхода из сложившегося кризисного состояния. 

Научная новизна: систематизированы подходы к пониманию культурологии как сферы научного знания, обобщены направления дальнейшего становления и совершенствования культурологического образования. 

Практическая значимость. Материалы исследования позволят активизировать теоретико-методологическую составляющую культурологического образования, задать векторы актуальных исследований в области культурологии. 

Об авторе

Ирина Яковлевна Мурзина

Россия

доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой культурологии института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург (РФ).



Список литературы

1. Астафьева О. Н., Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал // Journal of cultural research. 2010. No 1 [Электрон. ресурс]. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/2.html&j_id=2.

2. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. No 1. С. 74–83.

3. Докучаев И. И. Трансгрессия и редукция: пути интеграции социально-гуманитарных наук и культурологии // Вопросы культурологии. 2011. No 7. С. 25–29.

4. Жукова Е. Д. «Культурология образования» и «педагогическая культурология»: поиск идентичности // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. No 1. С. 27–31.

5. Корень Р. В. Системная культурология как метанаука: Философско-культурологические исследования // NB: Педагогика и просвещение. 2013. No 3. С. 38–69. DOI: 10.7256/2306–4188.2013.3.9103 [Электрон. ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_9103.html.

6. Культурология в системе наук и образования: Аннотированный библиографический указатель (2000–2003). Москва: РИК, 2004 [Электрон. ресурс]. URL: http://www.riku.ru/Pub.htm.

7. Культурология как дисциплинарная загадка: материалы круглого стола // Вопросы культурологии. 2011. No 1. С. 125–132.

8. Кун Т. Структура научных революций: пер. с англ. / сост. В. Ю. Кузнецов. Москва: АС, 2003. 605 с.

9. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура [Social Theory and Social Structure]. Москва: АСТ, Хранитель, 2006. 880 с.

10. Огурцов А. П. Культура как способ самоописания современных обществ // Вопросы культурологии. 2013. No 3. С. 9–13.

11. Сулимов В. А., Фадеева И. Культурология – наука о смыслах // Вопросы культурологии. 2013. No 3. С. 24–29.

12. Сулимов В. А. Педагогическая культурология и проблемы современного российского образования // Вестник Коми государственного педагогического института. 2011. No 9. С. 131–136.

13. Теоретическая культурология / А. В. Ахутин [и др.]; отв. ред. О. К. Румянцев. Москва; Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга; РИК, 2005. 624 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9-е классы) [Электрон. ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.

15. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. Москва: Академический проект, 2000. 496 с.

16. Флиер А. Я. Построение идеальной модели проблемных полей культурологии // Вопросы культурологии. 2012. No 7. С. 4–8.

17. Фундаментальные проблемы культурологии: Т. 1–7 / отв. редактор Д. Л. Спивак. Москва; С-Петербург: Новый хронограф: Эйдос, 2009.

18. Шапинская Е. Н. Культурология после постмодернизма // Культурологический журнал // Journal of cultural research». 2010. No 1 [Электрон. ресурс]. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/9.html&j_id=2.


Для цитирования:


Мурзина И.Я. КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС ИЛИ ВРЕМЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Образование и наука. 2015;1(2):127-141. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-127-141

For citation:


Murzina I.Y. CULTURAL STUDIES: INSTITUTIONAL CRISIS OR THE TIME OF STRATEGIC DECISIONS. The Education and science journal. 2015;1(2):127-141. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-127-141

Просмотров: 627


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)