Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-155-165

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – раскрыть суть креативной деятельности учащихся общеобразовательной школы и выявить ее основные характеристики на основе анализа опыта Великобритании и содержания документов, принятых в этой стране с целью оптимизации познавательного процесса и его концентрации на творческом развитии детей и подростков. 

Методы. Автор использовал методы теоретического анализа, систематизации и классификации данных из оригинальных зарубежных источников. 

Результаты. В качестве основных характеристик креативной деятельности обозначены ее целенаправленность, ориентация на поиск новой идеи и создание нового продукта, обладающего ценностью, а также «средовость», которая подразумевает поиск сферы учебной деятельности для раскрытия индивидуального творческого потенциала учащегося. Тип креативной деятельности зависит от личностных особенностей осуществляющего ее человека. Такая деятельность предполагает высокий уровень мотивации индивида и активное включение его воображения. 

Научная новизна. Уточнены составляющие понятия «креативная деятельность» в педагогике, обоснована необходимость применения наряду с традиционными инновационных методов обучения; выделены и классифицированы методы обучения, используемые английскими педагогами для формирования навыков и приобретения учащимися опыта креативной учебной деятельности; представлены практические рекомендации для успешного осуществления креативной деятельности, в частности описаны возможные действия учителя при неожиданно возникающих учебных ситуациях и варианты спонтанного отступления от плана работы. 

Практическая значимость. Анализ и обобщение опыта зарубежных педагогов обогащает отечественную педагогику в области обучения креативной деятельности. Сформулированные специфические особенности обучения креативной деятельности открывают перспективы для научного обоснования и внедрения инновационных компонентов в отечественную систему школьного образования, а также позволяют прогнозировать результаты такого внедрения. 

Об авторе

Светлана Валерьевна Скворцова

Россия

ассистент кафедры германистики и лингводидактики, аспирант кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Ульяновск (РФ).



Список литературы

1. Климова Т. В., Скворцова С. В. Современные методы и средства обучения иностранным языкам: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2014. 71 с.

2. Пойа Д. Как решать задачу: пособие для учителей / пер. сангл. Ю. М. Гайдука. Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959. 207 с.

3. Рындак В. Г. Педагогика креативности: монография. Москва: Университетская книга, 2012. 284 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Министерство образования и науки РФ, 2010 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=6408. (дата обращения 01.07.2014)

5. Creativity: Find it, Promote it: Promoting Pupils’ Creative Thinking and BehaviourAcross the Curriculum at Key Stages 1, 2 and 3, Practical Materials for Schools. London: Qualifications and Curriculum Authority, 2004. 24 p.

6. Cropley A. J. Creativity in Education and Learning, a Guide for Teacher and Educator. Abington, UK: RoutledgeFalmer, 2005. 202 p.

7. Dewey J. How We Think. USA: D. C. Heath & Co., 1910. 228 p.

8. Faultley M., Savage J. Creativity in Secondary Education / M. Faultley, J. Savage. UK: Learning Matters Ltd., 2007. 138p.

9. McIntosh P. Action Research and Reflective Practice: Creative and Visual Methods to Facilitate Reflection and Learning. London and New York: Routledge, 2010. 195 p.

10. Groner R., Groner M. Approaches to Heuristics: A Historical Review [Text] / R. Groner, M. Groner, W. F. Bischof // Methods of Heuristics / edited by R. Groner, M. Groner, W. F. Bischof. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1983. P. 1–32.

11. Jeffrey B., Craft A. Teaching Creatively and Teaching for Creativity: Distinctions and Relationships // The Open University, UK: Educational Studies, Taylor and Francis Ltd, 2004. Vol. 30. No 1. P. 77–87.

12. Mindham C. Thinking across the Curriculum. Creativity in the Primary Curriculum /edited by R. Jones, D. Wyse. G. B.: David Fulton Publishers Ltd., 2004. P. 126–141.

13. National Advisory Committee on Creative and Cultural Education, All Our Futures: Creativity, Culture and Education: Report to the Secretary of State for Education and Employment, the Secretary of State for Culture, Media and Sport. 1999 URL: http://www.sirkenrobinson.com/skr/pdf/allourfutures.pdf. (дата обращения: 14.01.2012).

14. Price A. Creative Maths Activities for Able Students. Ideas for Working with Children Aged 11 to 14. London: Paul Chapman Publishing, 2006. 112 p.

15. The Impact of Culture on Creativity: A Study Prepared for the European Commission (Directorate-General for Education and Culture). 2009URL: http://ec.europa.eu/culture/documents/study_impact_cult_creativity_06_09.pdf. (дата обращения: 02.07.2009)

16. Wegerif R. Mind Expanding. Teaching for Thinking and Creativity in Primary Education. Glasgow, UK: Bell and Bain Ltd, 2010. 167 p.

17. Weisberg R. W. Creativity: Understanding Innovation in Problem Solving, Science, Invention, and the Arts. Canada, USA: John Wiley & Sons, Inc., 2006. 622 p.


Для цитирования:


Скворцова С.В. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ). Образование и наука. 2015;1(2):155-165. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-155-165

For citation:


Skvortsova S.V. THE FUNDAMENTALS OF TEACHING CREATIVITY (BASED ON THE EXAMPLE OF GREAT BRITAIN). The Education and science journal. 2015;1(2):155-165. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-155-165

Просмотров: 704


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)