Педагогическая система поддержки и сопровождения работающих в школе студентов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-12-39
Аннотация
Введение. Острый кадровый дефицит молодых учителей, наблюдающийся в настоящее время в школах страны, вызывает особый интерес к студентам, которые уже начали работать по профилю подготовки в период обучения. Поиск путей поддержки и предотвращение возможных затруднений у таких студентов и является предметом обсуждения. Цель исследования – представление возможных путей сопровождения работающих в школе студентов педагогических вузов в условиях освоения основной профессиональной образовательной программы. Методология, методы и методики исследования базировались на системном, деятельностном, личностно ориентированном научных подходах. Использовались теоретические (анализ и авторская интерпретация психолого-педагогической литературы по проблеме сопровождения обучающихся высшей школы, систематизация и обобщение результатов научного поиска) и эмпирические (анкетирование, интервьюирование, анализ и интерпретация результатов, педагогическое моделирование) методы. Результаты и их научная новизна. В работе представлена апробированная педагогическая система, учитывающая полный цикл сопровождения, направленного на выявление затруднений работающих студентов, определение основных направлений адресной поддержки, ее реализацию и развитие студентов в учебной и профессиональной деятельности. Описаны содержание и формат деятельности субъектов на каждом из этапов сопровождения: подготовки, коррекции, обогащения и рефлексии. Диады «студент – преподаватель» и «молодой педагог – педагог-наставник» объединяются для решения общей задачи осуществления комплексного сопровождения. Практическая значимость. Разработанная педагогическая система сопровождения работающих в школе студентов может быть реализована как в практике подготовки будущего учителя в вузе, так и в той образовательной организации, где трудоустроен студент.
Об авторах
О. В. ТумашеваРоссия
Тумашева Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике
Author Scopus ID 57209204781
Красноярск
М. Б. Шашкина
Россия
Шашкина Мария Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике
Author Scopus ID 57219266587
Красноярск
Список литературы
1. Snoek M., Dengerink J., Wit B. Reframing the teacher profession as a dynamic multifaceted profession: a wider perspective on teacher quality and teacher competence frameworks. European Journal of Education. 2019;54:413–425. doi:10.1111/ejed.12350
2. Virkkula E. Student teachers’ views of competence goals in vocational teacher education. European Journal of Teacher Education. 2022;45(2):250–265. doi:10.1080/02619768.2020.1806229
3. Кириллова Я.В. Педагогическое сопровождение студентов вуза как условие повышения качества образования. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018;10(3):44–49. doi:10.14529/ped180305
4. Stukalova O.V., Grebennikov V.V., Ruchkina G.F., Besedkina N.I., Kochneva L.V. Pedagogical accompany system of university students’ professional development. Revista Espacios. 2018;39(02):12. Accessed January 17, 2023. http://www.revistaespacios.com/a18v39n02/a18v39n02p12.pdf.
5. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Методика сопровождения личностного самоопределения будущих педагогов. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;3(8). Режим доступа: https://mirnauki.com/PDF/66PDMN320.pdf (дата обращения 02.03.2023).
6. Gjedia R., Gardinier M.P. Mentoring and teachers’ professional development in Albania. European Journal of Education. 2018;53(1):102–117. doi:10.1111/ejed.12258
7. Bamrungsin P., Khampirat B. Improving professional skills of pre-service teachers using online training: applying work-integrated learning approaches through a quasi-experimental study. Sustainability. 2022;14:4362. doi:10.3390/su14074362
8. Suárez A.A.G., Núñez R.P., Castro W.R.A. Accompanying teachers in training: tutors’ discourses on pedagogical practices in context. Journal of Language and Linguistic Studies. 2022;18(3):315–324. Accessed January 17, 2023. https://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/4924/1659
9. Backhouse A. ‘Stepping on the teacher’s toes’: student teachers’ experience of a one-year postgraduate teacher training programme. European Journal of Teacher Education. 2022;45(5):707–726. doi: 10.1080/02619768.2020.1860005
10. Mena J., García M., Clarke A., Barkatsas A. An analysis of three different approaches to student teacher mentoring and their impact on knowledge generation in practicum settings. European Journal of Teacher Education. 2016;39(1):53–76. doi:10.1080/02619768.2015.1011269
11. Mena J., Hennissen P., Loughran J. Developing pre-service teachers’ professional knowledge of teaching: the influence of mentoring. Teaching and Teacher Education. 2017;66:47–59. doi:10.1016/j.tate.2017.03.024
12. Edwards-Groves C.J. Learning teaching practices: the role of critical mentoring conversations in teacher education. Journal of Education and Training Studies. 2016;2(2):151–166. doi:10.11114/jets.v2i2.343
13. Руденко И.В., Саркисова И.В. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов. Научный вектор Балкан. 2021;5(2):15–20. doi:10.34671/SCH.SVB.2021.0502.0003
14. Hogheim S., Federici R.A. Interest in teacher education: exploring the relation between student teacher interest and ambitions in teacher education. European Journal of Teacher Education. 2020;45(5):581–599. doi:10.1080/02619768.2020.1860006
15. Herman R.I. Students’ motivation for the teaching career. Education Facing Contemporary World Issues. 2019;67:816–824. doi:10.15405/epsbs.2019.08.03.97
16. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Москва: Академический проект; 2003. 336 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20072813 (дата обращения 11.08.2023).
17. Зеер Э.Ф., Попова О.С. Психологическое сопровождение индивидуальных траекторий обучающихся в профессиональной школе. Образование и наука. 2015;4 (123):88–99. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-individualnyh-obrazovatelnyh-traektoriy-obuchayuschihsya-v-professionalnoy-shkole (дата обращения: 11.03.2023).
18. Белякова Е.Г. Сопровождение профессионального самоопределения студентов – будущих педагогов: ценностно-смысловой подход.Инновационные проекты и программы в образовании. 2018;4:64–72. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36552360 (дата обращения: 11.08.2023).
19. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2018;59(4). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-professionalnoy-podgotovki-studentov-vuza (дата обращения: 02.03.2023).
20. Прялухина А.В., Созинова М.В. Психолого-педагогического сопровождение профессионального развития личности студента в вузе. Бизнес. Образование. Право. 2020;1(50):384–388. doi:10.25683/VOLBI.2020.50.146
21. Mergal V.C., Mediante S.B., Orbon M.C., et al. Social support, spirituality and psychological wellbeing of working students. Abstract Proceedings International Scholars Conference. 2019;7(1):881–900. doi:10.35974/isc.v7i1.924
22. Коропец О.А., Баландина Т.Ю., Гафурова Т.Р. Педагогическое сопровождение работающих студентов с синдромом эмоционального выгорания. Глобальный научный потенциал. 2020;1(106):86–90. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42600498 (дата обращения: 11.08.2023).
23. Говорушенко А.В., Кретова Л.Н., Храпченков В.Г. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе. Философия образования. 2021;21(1):128–142. doi:10.15372/PHE20210108
24. Нарусова Е.Ю., Королева А.М., Фомина Н.Б., Стручалин В.Г. Педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. Вестник НЦБЖД. 2022;2(52):48–57. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48500486 (дата обращения: 11.08.2023).
25. Guo J., Liu Y., Chen Y., Chai G., Zhao X. Psychological support for public-funded normal students engaged in teaching profession. Frontiers in Psychology. 2022;13(940431). doi:10.3389/fpsyg.2022.940431
26. Chhetri S.B., Baniya R. Influence of student-faculty interaction on graduate outcomes of undergraduate management students: the mediating role of behavioral, emotional and cognitive engagement. The International Journal of Management Education. 2022;20(2):100640. doi:10.1016/j.ijme.2022.100640
27. Zhoc K.C.H., King R.B., Chung T.S.H., et al. Emotionally intelligent students are more engaged and successful: examining the role of emotional intelligence in higher education. European Journal of Psychology of Education. 2020;35:839–863. doi:10.1007/s10212-019-00458-0
28. Шадрина Ю.Е., Радыш И.В. Эмоциональный интеллект и особенности психологического состояния как факторы академической успеваемости студентов. Высшее образование сегодня. 2020;12:52–57. doi:10.25586/RNU.HET.20.12.P.52
29. Remenick L., Bergman M. Support for working students: considerations for higher education institutions. The Journal of Continuing Higher Education. 2021;69(1):34–45. doi:10.1080/07377363.2020.1777381
30. Summer R., McCoy M., Trujillo I., Rodriguez E. Support for working students: understanding the impacts of employment on students’ lives. Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice. 2023. doi:10.1177/15210251221149209
Рецензия
Для цитирования:
Тумашева О.В., Шашкина М.Б. Педагогическая система поддержки и сопровождения работающих в школе студентов. Образование и наука. 2024;26(5):12-39. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-12-39
For citation:
Tumasheva O.V., Shashkina M.B. The pedagogical support system for students working at school. The Education and science journal. 2024;26(5):12-39. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-12-39