Будущее в структуре субъективного образа профессиональной жизни студентов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-152-181
Аннотация
Введение. Современные концепции образования базируются на принципах предвосхищения, детерминации настоящего будущим (опережающее образование, Life Long Learning). Такая же закономерность переносима и на личность как субъекта жизни в целом, так и профессиональной жизни в частности. Цель исследования – на основе теоретико-методологического анализа, выделения и эмпирического исследования психологических характеристик будущего рассмотреть его как личностный конструкт в структуре субъективного образа профессиональной жизни. Методология, методы и методики. В качестве ключевых методологических подходов выступают субъектный подход и теоретико-методологические основания применения синергетического подхода для изучения психики, психических явлений и процессов. В качестве конкретных методов и методик исследования использованы опросные методы. Методы математико-статистической обработки данных: сравнительный анализ и факторный анализ проводились с помощью программы IBM SPSS Statistics v.20. Результаты. На основании теоретических представлений о временных модусах, временной перспективе, психологических характеристик организации и восприятия времени, а также результатов проведенного анализа работ зарубежных и отечественных авторов предложена структурно-функциональная модель субъективного образа профессиональной жизни, включающая четыре блока: блок ретроспекции, блок регуляции актуальной активности, прогностический и трансспективный блок. Научная новизна. Обосновано применение субъектного и синергетического подхода для моделирования образа профессионального будущего. Предложена структурно-функциональная модель образа профессионального будущего, включающая инварианты, представляющие собой формально-содержательную репрезентацию временных модусов прошлого, настоящего и будущего и механизм сличения актуального состояния с желаемым («потребное будущее»). Практическая значимость. Представленная структурно-функциональная модель субъективного образа профессиональной жизни может послужить основой разработки субъект-ориентированного подхода к профессиональной ориентации и сопровождению профессионального становления на этапе выбора профессии и профессиональной подготовки практическими средствами конструирования профессионального будущего.
Ключевые слова
Об авторах
Д. П. ЗаводчиковРоссия
Заводчиков Дмитрий Павлович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития
ResearcherID 57191429588
Екатеринбург
Е. В. Лебедева
Россия
Лебедева Екатерина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития
ResearcherID 7102162080
Екатеринбург
А. А. Шаров
Россия
Шаров Антон Александрович – старший преподаватель кафедры психологии образования и профессионального развития
ResearcherID 57191432567
Екатеринбург
Список литературы
1. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека: сборник статей. Москва: Наука; 1977. 391 с. Режим доступа: https://www.phantastike.com/probability_statistics/prediction_f/djvu/view/ (дата обращения 12.01.2024).
2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. Санкт-Петербург: Алетейя; 2001. 304 с. Режим доступа: https://www.phantastike.com/time/vrema_lichnosti_i_vrema_jizni/html/ (дата обращения 22.01.2024).
3. Болотова А.К. Психология организации времени. Москва: Аспект Пресс; 2006. 254 с. Режим доступа: https://www.phantastike.com/time/organization_time/html/ (дата обращения 22.01.2024).
4. Павлов И. Рефлекс цели. Развитие личности. 2014;4:115–121 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/refleks-tseli (дата обращения 18.01.2024).
5. Паршина К.С., Гарькина И.А. Оценка психофизиологической напряженности оператора по параметрам управляющих воздействий. Молодой ученый. 2015;1(81):88–89. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/81/14676/ (дата обращения: 01.01.2024).
6. Волков С.Б. Педагогическое сопровождение специалиста на этапе профессиональной реориентации. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008;5(25):163. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-spetsialista-na-etape-professionalnoy-reorientatsii (дата обращения: 01.01.2024).
7. Хасанова И.И., Котова С.С. Психологическая готовность педагогов СПО к освоению новых видов деятельности в условиях профессиональной реориентации. Образование и наука. 2018;20(7):147–167. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-pedagogov-spo-k-osvoeniyu-novyh-vidov-deyatelnosti-v-usloviyah-professionalnoy-reorientatsii (дата обращения: 01.01.2024).
8. Устинова Е.В. Методологические подходы к проблеме профессиональной реориентации. Гуманитарное пространство. 2016;1(5):92–99. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-probleme-professionalnoy-reorientatsii (дата обращения: 18.01.2024).
9. Cottle T.J. Perceiving time: a psychological study with men and women. American Journal of Sociology. 1979;85(1). doi:10.1086/226985
10. Frank L.K. Time perspectives. Journal of Social Philosophy. 1939;4:293–312. Accessed December 17, 2023. https://philpapers.org/rec/FRATP-5
11. Lewin K. Field Theory in the Social Sciences: Selected Theoretical Papers. New York: Harper; 1951. 346 р. Accessed December 17, 2023. https://archive.org/details/fieldtheoryinsoc00lewi
12. Nuttin J. Future Time Perspective and Motivation Theory and Research Method. Leuven: Univ. Pr.; 1985. 235 p.
13. Seligman M.E., Railton P., Baumeister R.F., Sripada C. Navigating into the future or driven by the past. Perspectives on Psychological Science. 2013;8(2):119–141. doi:10.1177/1745691612474317
14. Andre L., van Vianen A.E.M., Peetsma T.T.D., Oort F.J. Motivational power of future time perspective: Meta-analyses in education, work, and health. PLoS One. 2018; 13(1): e0190492. doi:10.1371/journal.pone.0190492
15. Assylkhan K., Moon J., Tate C.C., Howell R.T., Mello Z.R. Time beyond traits: Time perspective dimensions, personality traits, and substance use in adolescents. Personality and Individual Differences. 2021;179:110926. doi:10.1016/j.paid.2021.110926
16. Furey J.T., Fortunato V.J. The theory of MindTime. Cosmology. 2014;18:119–130. Accessed December 17, 2023. https://www.researchgate.net/publication/272352490_The_Theory_of_MindTime
17. Zimbardo P.G., Boniwell I. Balancing one’s time perspective in pursuit of optimal functioning. In: Joseph S., ed. Positive Psychology in Practice. Hoboken. NJ: Wiley; 2015. doi:10.1002/9781118996874.ch13
18. Boniwell I., Zimbardo P.G. Time to find the right balance. The Psychologist. 2003;16:129–131. Accessed December 16, 2023. https://www.researchgate.net/publication/286953078_Time_to_find_the_right_balance
19. Atance C.M., O’Neill D.K. Episodic future thinking. Trends in Cognitive Sciences. 2001;12(5):533– 539. doi:10.1016/s1364-6613(00)01804-0
20. Hogendoom H. Perception in real-time: predicting the present, reconstructing the past. Trends in Cognitive Science. 2021;2(26):128–141. doi:10.1016/j.tics.2021.11.00
21. Addis D.R. Mental time travel? A neurocognitive model of event simulation. Review of Philosophy and Psychology. 2020;11:233–259. doi:10.1007/s13164-020-00470-0.
22. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Москва: Смысл, 2008. 267 с. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/a-kronik/psihologicheskoe-vremya-lichnosti-12005542/chitat-onlayn/ (дата обращения: 17.12.2023).
23. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модек»; 1996. 382 с. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_psihologia-i-problemy_1996/ (дата обращения: 17.12.2023).
24. Нестерова С.Б. Теоретические подходы к понятию «психологическое время». Рsychology. Еducology. Мedicine. 2019;1:159–169. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-ponyatiyu-psihologicheskoe-vremya (дата обращения: 23.01.2024).
25. Карелин А.А. Структура социально-психологического времени личности. Материалы VII Международной научной конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы», 15 апреля 2019 года. Саратов: Издательство «Саратовский источник». Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38527164_55220773.pdf (дата обращения: 23.01.2024).
26. Нестик Т.А. Социальная психология времени: состояние и перспективы исследований. Психологический журнал. 2014;35(3):5–19. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_21672711_30262582.pdf (дата обращения: 22.01.2024).
27. Парамузов А.В. Религиозность и восприятие психологического времени на выборке мусульман, христиан и атеистов. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(1):267–283. doi:10.31162/2618-9569-2019-12-1-267-283
28. Shipp A.J., Jansen K.J. The “other” time: a review of the subjective experience of time in organizations. Academy of Management Annals. 2021;15(1):299–334. doi:10.5465/annals.2018.0142
29. Dawson P. Reflections: On time, temporality and change in organizations. Journal of Change Management. 2014;14(3):285–308. doi:10.1080/14697017.2014.886870
30. Волохова В.И., Кошенова М.И., Шабанов Д.М. Исследование динамики психологического времени в эпоху юности. Вестник самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. 2020;4(48):75–90. doi:10.17673/vsgtu-pps.2020.4.7
31. Фокеева Н.Н. Особенности психологического времени на разных этапах зрелой взрослости. Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021;2(11):21–28. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-vremeni-na-raznyh-etapah-zreloy-vzroslosti (дата обращения: 22.01.2024).
32. Едигарева В.Д. Психологическое время и переживание кризиса личностью. Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2023;2:244–248. Режим доступа: https://www.psikhologiya-v-krimu-puti-razvitiya.online/arhiv-vypuskov-zhurnala/2023/no2-2023/30.244-248.pdf (дата обращения: 22.01.2024).
33. Кравцова Я.В., Дубовицкая Т.Д., Абдуллин А.Г. Психологическое время и самоэффективность личности. Психология. Психофизиология. 2020;13(3):17–23. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-vremya-i-samoeffektivnost-lichnosti (дата обращения: 22.01.2024).
34. Ральникова И.А., Дынникова Е.С. Психологическое время личности в контексте структурной организации личностной идентичности. Аллея науки. 2018;5(21). Режим доступа: https://alley-science.ru/domains_data/files/763May20183/PSIHOLOGIChESKOE%20VREMYa%20LIChNOSTI%20V%20KONTEKSTE%20STRUKTURNOY%20ORGANIZACII%20LIChNOSTNOY%20IDENTIChNOSTI.pdf (дата обращения: 22.01.2024).
35. Момбей-оол С.М., Кенден Д.Х.Г. Особенности психологического времени мужчин и женщин (на материалах исследования студентов тувинского государственного университета). Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2019;3(51):52–61. doi:10.24411/2221-0458-2019-00016
36. Лучистая Р.С. Категория «субъективное время» в контексте исследования психологического времени. Методология современной психологии. 2023;18:271–284. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50505439_53565957.pdf (дата обращения: 02.01.2024).
37. Баранова А.В., Яковлева Н.В. Возможные Я и особенности саморегуляции в контексте субъективного восприятия времени. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020;3(30):327–337. doi:10.23888/humJ20203327-337
38. Копылова Т.Ю. Особенности развития психической саморегуляции студентов, осваивающих специальности в сфере государственной службы. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018; 3(28):155–162. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36434980_44606606.pdf (дата обращения: 02.01.2024).
39. Рожков Д.В. Исследование психологических особенностей самоуправления личности у студентов разных специальностей. Высшее образование сегодня. 2023;4:129–134. doi:10.18137/RNU.HET.23.04.P.129
40. Shipp A.J., Edwards J.R., Lambert L.S. Conceptualization and measurement of temporal focus: The subjective experience of the past, present, and future. Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2009;110(1):1–22. doi:10.1016/j.obhdp.2009.05.001
41. Попова О.Н. Прогнозирование эффективности самоопределения личности по характеристикам сбалансированности временной перспективы. Сибирский психологический журнал. 2020;75:195–208. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prognozirovanie-effektivnosti-samoopredeleniya-lichnosti-po-harakteristikam-sbalansirovannosti-vremennoy-perspektivy (дата обращения: 02.01.2024).
42. Гут Ю.Н. Роль временной перспективы в процессе профессионального самоопределения и становления личности. Вестник Вятского государственного университета. 2019;3:140–148. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vremennoy-perspektivy-v-protsesse-professionalnogo-samoopredeleniya-i-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 02.01.2024).
43. Егоренко Т.А., Родина Е.М. Роль временной перспективы в профессиональном самоопределении студентов. Современная зарубежная психология. 2015;4(4):11–15 doi:10.17759/jmfp.2015040402
44. Lens W., Paixão M.P., Herrera D., Grobler A. Future time perspective as a motivational variable: content and extension of future goals affect the quantity and quality of motivation. Japanese Psychological Research. Special Issue: Time Perspective Study Now. 2012;3(54):321–333. doi:10.1111/j.1468-5884.2012.00520.x
45. Kauffman D.F., Husman J. Effects of time perspective on student motivation: Introduction to a special issue. Educational Psychology Review. 2014;1(16):1–7. doi:10.1023/B:EDPR.0000012342.37854.58
46. Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия. Москва: Институт компьютерных исследований, 2002. 272 с. Режим доступа: https://djvu.online/file/wtVjavmWOyHGP (дата обращения: 02.01.2024).
47. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) Монография. Томск: Томский государственный университет; 2005. 174 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/80218?-category=3146 (дата обращения: 07.12.2023).
48. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. Москва: «Смысл», 2008. Режим доступа: https://vk.com/doc49675495_559860273?hash=CwaWqV10Kzsv6GTiHgvOz4qxvseIFtzx1xIREba2Rpk&dl=6V3KjUigJX48KX39WQwtsoMxBfVGkz6rjYf8EO3mYdw (дата обращения: 07.12.2023).
49. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Загика М.В. и др. Самоактуализационный тест. Психология. Пермь. Режим доступа: http://www.psyhology-perm.ru/T40.htm (дата обращения: 30.08.2023).
50. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе. Психологическая диагностика. 2007;5:85–105.
51. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. Санкт-Петербург: Речь; 2003. 352 с. Режим доступа: https://www.phantastike.com/common_psychology/psy_prediction/djvu/view/ (дата обращения: 30.08.2023).
52. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. Санкт-Петербург: Речь; 2006. 128 с. Режим доступа: https://vk.com/doc158920151_668364994?hash=bCDIRgZiQeuhvXMYaYQEGCccm2wAZez7mstyRC4voq8&dl=8BsdmFaybs6JybzyzjZ1X75xynFiO8zXS4VlfnopQgT (дата обращения: 28.01.2024).
53. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та; 2001. 224 с.
54. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. Москва: КогитоЦентр; 2015. 304 с.
55. Тang S., Richter A., Nadkarni S. Subjective time in organizations: Conceptual clarification, integration, and implications for future research. Journal of Organizational Behavior. 2020;41(2):210–234. doi:10.17863/CAM.46138
56. Mohammed S., Nadkarni S. Are we all on the same temporal page? The moderating effects of temporal team cognition on the polychronicity diversity–team performance relationship. Journal of Applied Psychology. 2014;99(3):404–422. doi:10.1037/a0035640
57. Trope Y., Liberman N. Temporal construal. Psychological Review. 2003;110(3):403–421. doi:10.1037/0033-295x.110.3.403
58. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности. Психология личности и время жизни человека: сб. науч. трудов. Черновцы; 1991.121 с.
59. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric. Journal of Personality and Social Psychology. 1999;77:1271–1288. doi:10.1037/0022-3514.77.6.1271
60. Sircova A., van de Vijver F., Osin E., Milfont T., Fieulaine N., Kislali-Erginbilgic A., Zimbardo P., et al. A global look at time: A 24-country study of the equivalence of the Zimbardo time. Perspective Inventory. SAGE Open. 2014. doi:10.1177/2158244013515686
61. Степанова Л.Н. Прогностические способности и устойчивость жизненного мира студентов. Гуманитарные науки. 2019;3(47):148–154. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prognosticheskie-sposobnosti-i-ustoychivost-zhiznennogo-mira-studentov (дата обращения:
62. 12.2023).62. Akhmerov R.A. Changes in subjective picture of life path after biographic training. Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2014;12:2125–2132. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/changes-in-subjective-picture-of-life-path-after-biographic-training (дата обращения: 26.12.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Заводчиков Д.П., Лебедева Е.В., Шаров А.А. Будущее в структуре субъективного образа профессиональной жизни студентов. Образование и наука. 2024;26(5):152-181. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-152-181
For citation:
Zavodchikov D.P., Lebedeva E.V., Sharov A.A. The future in the structure of the subjective image of a student professional life. The Education and science journal. 2024;26(5):152-181. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-152-181