Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Формирование исследовательской компетенции будущих учителей иностранного языка в вузе как условие для модернизации образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-42-68

Аннотация

Введение. Изучение процессов формирования исследовательской компетенции студентов, во многом связанное с вопросами организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в вузах, является актуальной проблемой высшего образования. Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка модели формирования исследовательской компетенции будущих учителей иностранного языка и условий ее реализации в условиях вуза. Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили компетентностный, деятельностный, системный, гуманитарный и аксиологический подходы. Для разработки основы исследования были использованы методы анализа, синтеза, обобщение, сравнение, эксперимент, анкетирование, наблюдение и статистический анализ. Результаты и научная новизна. Уточнено содержание понятия «исследовательская компетенция» и конкретизированы ее структурные компоненты: мотивационно-личностный, познавательный, поведенческий, деятельностный, трансмиссионный и рефлексивно-оценочный. Научно обоснована и апробирована авторская модель формирования исследовательской компетенции у будущих учителей иностранного языка, направленная на развитие основных исследовательских навыков студентов и включающая мотивационно-личностный, когнитивный, поведенческий (характерологический), конструктивно-проектировочный, трансмиссивный (передаточный) и рефлексивно-оценочный компоненты. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть востребованы для организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы среди различных категорий участников, таких как студенты, магистранты и учителя иностранного языка. Учебные курсы, построенные с учетом данной модели, могут быть легко интегрированы в учебный план как самостоятельный модуль, посвященный подготовке будущих учителей иностранных языков.

Об авторе

М. М. Момбекова
Карагандинский университет им. академика Е. А. Букетова
Казахстан

Момбекова Меруерт Маратқызы – докторант кафедры теории и методики иноязычной подготовки факультета иностранных языков,

Караганда.



Список литературы

1. Thiele A.K., Mai J.A. The student-centered classroom of the 21st century: integrating Web 2.0 applications and other technology to actively engage students. Journal of Physical Therapy Education. 2014;28(1):80–93. doi: 10.1097/00001416-201410000-00014

2. Koskenniemi M. Elemente der Unterrichtstheorie. München: Ehrenwirth; 1971. 220 p.

3. Clark C.M., Peterson P.L. Handbook of Research on Teaching. London: Macmillan; 2018. 302 p.

4. Kivinen O., Rinne R. Changing higher-education policy Three Western models. Prospects. 1991;21(7):421–429. doi: 10.1007/BF02336449

5. Blomeke S. Globalization and educational reform in German teacher education. International Journal of Educational Research. 2006;45(9):315–324. doi: 10.1016/j.ijer.2007.02.009

6. Mcmaugh A., Saltmarsh D., Sumsion J. Researching teacher education: looking forwards in changing times. Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2005;36(2):257–259. doi: 10.1080/13598660802412835

7. Steve W., Hollyforde S. The Competencies Handbook. London: Institute of Personnel and Development; 2008. 206 p.

8. Niemi H. Research studies and active learning promoting professional competences in Finnish teacher education. Teaching and Teacher Education. 2014;43(3):131–142. doi: 10.1016/j.tate.2014.07.006

9. Kansanen P., Krokfors L. Teachers’ Pedagogical Thinking. Theoretical Landscapes, Practical Challenges. New York: Peter Lang; 2000. 230 p.

10. Glaesser J. Competence in educational theory and practice: a critical discussion. Oxford Review of Education. 2018;1(45):70–85. doi: 10.1080/03054985.2018.1493987

11. Федоров В.А., Третьякова Н.В. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация. Образование и наука. 2017;19(3):93–119. doi: 10.17853/1994-5639-2017-3-93-119

12. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. Школьные технологии. 2011;6(3):10–17. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17072191 (дата обращения: 07.10.2023).

13. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философскометодологического анализа. Педагогика. 2005;4(1):19–26. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=15556695&ysclid=lsetcrqwr232685012 (дата обращения: 09.10.2023).

14. Хуторская А.В. Теория и технология творческого обучения. Москва: Изд-во МГУ; 2017. 312 с.

15. Далингер В.А. Компетентностный подход и качество образования в школе. Современные наукоемкие технологии. 2008;11(3):54–58. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17679395&ysclid=lsethsdjw1116386746 (дата обращения: 09.10.2023).

16. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. Из опыта работы школ Донецка. Москва: Педагогика; 2016. 94 с.

17. Талманова Т.М. Формирование исследовательской компетенции будущего учителя. Магариф. 2003;4(2):40–47. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=15885293 (дата обращения: 09.10.2023).

18. Кунанбаева С.С. Компетентностное моделирование профессионального иноязычного образования. Алматы: Алматы Пресс; 2015. 180 с.

19. Исаева З.А. Подготовка менеджеров образования в высшей школе. Подготовка менеджеров образования в высшей школе. Алматы: Центр социологических исследований; 2017. 201 с.

20. Таубаева Ш.Т. Методология и методы педагогического исследования. Методология и методы педагогического исследования. Алматы: Казахский университет; 2020. 184 с.

21. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. Москва: РАУ; 1993. 110 с.

22. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Москва: Московский психолого-социальный институт; 2005. 215 с.

23. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence. American Psychologist. 1973;28(1):1–14. doi: 10.1037/h0034092

24. Craig E. Runde. Developing your Conflict Competence: A Hands-On Guide for Leaders, Managers, Facilitators, and Teams. San Francisco: Jossey-Bass; 2010. 270 p.

25. Ставринова Н.Н. Проектирование и реализация системы формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет; 2006. 250 с.

26. Белых Т.В. Практикум по методам когнитивных исследований. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет; 2010. 120 с.

27. Mehrabian A. Some referents and measures of nonverbal behavior. Behavior Research Methods. 1968;35(3):45–60. doi: 10.3758/BF03208096

28. Grant M., Franklin J., Langford P. The self-reflection and insight scale: a new measure of private self-consciousness. Social Behavior and Personality: An International Journal. 2002;30(8):821–835. doi: 10.2224/sbp.2002.30.8.821

29. Barnett B., Muth R. Using action-research strategies and cohort structures to ensure research competence for practitioner-scholar leaders. Journal of Research on Leadership Education. 2008;3(1):1–42. doi: 10.1177/194277510800300101

30. Hui W.G.W. Strategy and practice of undergraduate research competence building in research universities in China. Tsinghua Journal of Education. 2008;29(3):44–48. doi: 10.20319/pijtel.2018.23.2237

31. Aydeniz M., Baksa K., Skinner J. Understanding the impact of an apprenticeship-based scientific research program on high school students’ understanding of scientific inquiry. Journal of Science Education and Technology. 2010;20(4):403–421. doi: 10.1007/s10956-010-9261-4

32. Wilson A., Howitt S., Higgins D. Assessing the unassessable: making learning visible in undergraduates’ experiences of scientific research. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2016;41(6):901–916. doi: 10.1080/02602938.2015.1050582

33. Böttcher F., Thiel F. Evaluating research-oriented teaching: a new instrument to assess university students’ research competences. Higher Education. 2017;75(1):91–110. doi: 10.1007/s10734-017-0128-y


Рецензия

Для цитирования:


Момбекова М.М. Формирование исследовательской компетенции будущих учителей иностранного языка в вузе как условие для модернизации образования. Образование и наука. 2024;26(6):42-67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-42-68

For citation:


Mombekova M.M. Formation of potential foreign language teachers’ research competence at the university as a condition for the modernisation of education. The Education and science journal. 2024;26(6):42-67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-42-68

Просмотров: 1067


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)