Особенности восприятия учащимися городских граффити с выраженным воспитательным потенциалом
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-68-94
Аннотация
Введение. В условиях современной урбанистической среды в процессы воспитания молодого поколения свой вклад вносят и городские граффити. Имея широкую аудиторию случайных наблюдателей, отдельные креолизованные тексты обладают существенным воспитательным потенциалом, пропагандируя, акцентируя внимание, призывая или влияя на эмоциональное состояние человека, прочитывающего их. Однако в научной среде особенности восприятия и оценка воспитательного потенциала городских граффити практически не исследуются. Целью исследования стало изучение механизма воздействия на субъекта городских граффити с выраженным воспитательным потенциалом посредством оценки особенностей их восприятия, запоминания, эмоциональной реакции и интерпретации содержания. Методология, методы и методики исследования. Представленное в статье исследование является частью поискового лабораторного эксперимента с применением высокоточного исследовательского оборудования (айтрекера). Всего в ходе лабораторного эксперимента оценивались особенности восприятия 21 текста, отобранного из массива в 2000 фотографий (по результатам фотофиксирования вандально нанесенных текстов на территории мегаполисов РФ). Математико-статистическая обработка результатов осуществлялась с применением дескриптивной статистики, MANOVA, сравнительного анализа и таблиц сопряженности. Результаты исследования демонстрируют, что городские граффити с воспитательным потенциалом запоминают и воспроизводят от 10 до 43 % участников исследования. Описаны особенности глазодвигательной активности при восприятии подобных креолизованных текстов, обуславливающие редукцию в понимании заложенных в них смысловых нагрузок воспитательного воздействия. К обобщенным принципам создания городских граффити, эффективно реализующих позитивный воспитательный потенциал, можно отнести наличие просоциального текстового призыва, краткость текста, буквальность и однозначность призыва, дополненность текста непротиворечивым графическим образом и использование креолизованного текста. Научная новизна заключается в том, что выявлен механизм воздействия на студентов городских граффити с выраженным воспитательным потенциалом, который описывается через особенности их восприятия, эмоциональной оценки и интерпретации. Практическая значимость обусловлена потенциальными возможностями использования полученных данных для реализации задач воспитания молодого поколения инструментами стрит-арта и граффити с учетом выявленных особенностей и ограничений их восприятия.
Ключевые слова
Об авторах
О. В. КружковаРоссия
Кружкова Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией перспективных социосредовых исследований,
Екатеринбург.
ResearcherID Q-4655-2016.
М. Р. Бабикова
Россия
Бабикова Марина Рашитовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации, риторики, русского языка как иностранного,
Екатеринбург.
С. Д. Робин
Россия
Робин Сергей Дмитриевич – лаборант лаборатории перспективных социосредовых исследований,
Екатеринбург.
Список литературы
1. Никандров Н.Д. Воспитание в современной России: влияние информационной среды, социализации и культуры. Педагогика. 2022;86(12):5–24.
2. Белкин А.И. Исследование граффити в психологии и интенциональность сознания авторов граффити. Креативная экономика и социальные инновации. 2012;1(2):36–54.
3. Казначеева Н.Н. Воспитание в учебном процессе. Воспитательный потенциал отечественной литературы в условиях информационной социализации (научно-методическое пособие). Воспитание школьников. 2017;2:122–128.
4. Казначеева Н.Н., Метлик И.В., Шестакова О.А. Модель формирования ценностных ориентаций детей в образовательных организациях: подходы к проектированию. Психологопедагогические исследования. 2022;3(4):97–112. doi: 10.17759/psyedu.2022143006
5. Keijsers L., Boele S., Bülow A. Measuring parent–adolescent interactions in natural habitats. The potential, status, and challenges of ecological momentary assessment. Current Opinion in Psychology. 2022;44:264–269. doi: 10.1016/j.copsyc.2021.10.002
6. Лыкова И.А. Систематизация традиций семейного воспитания: социально-педагогический классификатор. Science for Education Today. 2022;12(5):200–224. doi: 10.15293/2658-6762.2205.11
7. Boele S., Denissen J., Moopen N., Keijsers L. Over-time fluctuations in parenting and adolescent adaptation within families: a systematic review. Adolescent Research Review. 2020;5(3):317–339. doi: 10.1007/s40894-019-00127-9
8. Селиванова Н.Л., Парфенова И.С. Научно-методическое обеспечение процесса воспитания в школе. Образование и саморазвитие. 2021;16(3):238–248. doi: 10.26907/esd.16.3.20
9. de Arriba Rivas C., Ibáñez-Ruiz del Portal E. Teachers’ insights from an ethics of care programme aimed at promoting global citizenship education in the classroom. Teaching and Teacher Education. 2023;126:104075. doi: 10.1016/j.tate.2023.104075
10. Oh H.Y., Koyanagi A., De Vylder J.E., Link B. Urban upbringing and psychotic experiences in the United States: A racial and geographic comparison. Psychiatry Research. 2020;293:113372. doi: 10.1016/j.psychres.2020.113372
11. Pykett J., Campbell N., Fenton S.-J., Gagen E., Lavis A., Newbigging K., Parkin V., Williams J. Urban precarity and youth mental health: An interpretive scoping review of emerging approaches. Social Science & Medicine. 2023;320:115619. doi: 10.1016/j.socscimed.2022.115619
12. Okulicz-Kozaryn A., Valente R.R. The perennial dissatisfaction of urban upbringing. Cities. 2020;104:102751. doi: 10.1016/j.cities.2020.102751
13. Хлызова И.В. Концепция развития идеалосообразности воспитания человека. Педагогика. 2022;86(12):79–86.
14. Сахарчук Е.С., Киселева И.А., Баграмян Э.Р., Сахарчук А.Л. Аксиология образования: идеалы и объединяющие ценности в социальном воспитании современной студенческой молодежи. Образование и наука. 2023;25(3):67–96. doi: 10.17853/1994-5639-2023-3-67-96
15. Леонова О.Г. Джозеф Най и «мягкая сила»: попытка нового прочтения. Социальногуманитарные знания. 2018;1:101–114.
16. Куприна Н.Г. Методы педагогики искусства в формировании гражданской позиции у подростков. Педагогика искусства. 2020;2:101–109. doi: 10.34897/IAECS.2020.2.62554
17. Смольянина Е.В., Смольянин С.Н. Патриотическое воспитание студентов-хореографов средствами современного танца. Культура и образование. 2022;4(47):95–102. doi: 10.24412/2310-1679-2022-447-95-102
18. Taylor S., Ladkin D. Understanding arts-based methods in managerial development. Academy of Management Learning & Education. 2009;8:55–69. doi: 10.5465/AMLE.2009.37012179
19. Molderez I., Ceulemans K. The power of art to foster systems thinking, one of the key competencies of education for sustainable development. Journal of Cleaner Production. 2018;186:758–770. doi: 10.1016/j.jclepro.2018.03.120
20. Корсаков К.В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания. Российский юридический журнал. 2010;3:194–201.
21. Куприна Н.Г. Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей: монография. Екатеринбург, УрГПУ; 2014. 379 с.
22. Веха Ю.Е., Яковлева И.П. Роль городской среды в патриотическом воспитании студенческой молодежи г. Краснодара. Этнос и культура в эпоху глобализации: материалы V Международной научной очно-заочной конференции, 30 июня 2022 г. Сухум: КубГТУ; 2022. С. 71–78.
23. Зайцева Т.А., Хришкевич Т.Г. Образ детства в современном стрит-арте. Культура и цивилизация. 2021;11(5-1):269–277. doi: 10.34670/AR.2021.79.30.032
24. Tsilimpounidi M., Avramidis K. Graffiti and street art. In: Baker M., Blaagaard B.B., Jones H., Pérez-González L., eds. The Routledge Encyclopedia of Citizen Media. London; New York: Routledge; 2020:185–189.
25. Швиндт У.С. Стрит-арт и его фундаментальные коммуникативные особенности. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021;61:190–203. doi: 10.17223/1998863X/61/20
26. Gartus A., Helmut L. The white cube of the museum versus the gray cube of the street: The role of context in aesthetic evaluations. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2014;8:311–320. doi: 10.1037/a0036847
27. Gartus A., Klemer N., Leder H. The effects of visual context and individual differences on perception and evaluation of modern art and graffiti art. Acta Psychologica. 2015;156:64–76. doi: 10.1016/j.actpsy.2015.01.005
28. Скопа В.А. Воспитательный потенциал религиозных притч как основа духовнонравственного развития школьников. Современный ученый. 2023;3:273–277.
29. Гильмутдинова Д.Д., Каримова В.Г., Матвеева А.И. Эмоциональный интеллект в цифровой среде: инструменты развития. Методические рекомендации. Екатеринбург: УрГПУ; 2022. 40 с.
30. Рабаданова А.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов колледжа. Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении: материалы III Международной научно-практической конференции, 10–13 августа 2016 г. Горно-Алтайск: ИС ФГБОУ ВО ГАГУ; 2016. С. 54–55.
31. Кружкова О.В., Матвеева А.И. Молодежь в мегаполисе: узнаваемость знаковых объектов городской среды и проблема ориентации. Педагогическое образование в России. 2022;2:113–121.
32. Белкин А.М. Социальная перцепция граффити и оценка неинституциональной изобразительной деятельности авторов граффити. Вестник Самарского государственного университета. 2011;7(88):166–172.
33. Виниченко Е.А. Подготовка студентов к ответственному восприятию родительской роли. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012;18:183–188.
34. Рахимжанова Г.Р. Воспитательный потенциал притчи. Вестник ПГУ. 2010;4:142–150.
35. Лукин Ю.А. Кто из вас готов сегодня совершить прыжок в пустоту? Высшее образование в России. 2018;27(8-9):54–61. doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-54-61
36. Ожиганова Г.В. Взаимосвязь духовно-нравственных качеств с альтруистическими установками и субъективным благополучием. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(4):744–764. doi: 10.22363/2313-1683-2022-19-4-744-764
37. Batson C.D., Lishner D.A., Stocks E.L. The empathy – altruism hypothesis. In: Schroeder D.A., Graziano W.G., eds. The Oxford Handbook of Prosocial Behavior. New York: Oxford University Press; 2015:259–281. doi: 10.1093/oxfordhb/9780195399813.013.023
38. Merleau-Ponty M. The World of Perception. London; New York: Routledge; 2004. 144 p.
39. Кружкова О.В., Бабикова М.Р., Робин С.Д. Вандально нанесенные тексты: потенциал «мягкой силы». Научный диалог. 2024;13(2):96–117. doi: 10.24224/2227-1295-2024-13-2-96-117
Рецензия
Для цитирования:
Кружкова О.В., Бабикова М.Р., Робин С.Д. Особенности восприятия учащимися городских граффити с выраженным воспитательным потенциалом. Образование и наука. 2024;26(6):68-94. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-68-94
For citation:
Kruzhkova O.V., Babikova M.R., Robin S.D. Features of students’ perceptions of urban graffiti with significant educational potential. The Education and science journal. 2024;26(6):68-94. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-68-94