Разработка и валидация шкалы оценки умственных навыков школьников
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-95-111
Аннотация
Введение. Вопросы оценки мыслительных способностей школьников представляют особый интерес, учитывая актуальность этой проблемы в настоящее время. Целью данного исследования является разработка и валидизация авторской шкалы для оценки мыслительных способностей школьников. Методология и методы исследования. Методология выстраивалась с использованием адаптированной под задачи исследования парадигмы Г. Черчилля (1979), включающей четыре этапа: построение списка элементов, анализа точности шкалы SMS-сообщений, анализа межфакторных корреляций и анализа валидности построения шкалы. Для апробации методики, основывающейся на эмоциональных, когнитивных и метакогнитивных стратегиях на добровольной основе были привлечены 311 представителей марокканской системы образования: учащихся, учителей, инспекторов и тренеров. Результаты и научная новизна. Результаты показали, что при использовании эксплораторного факторного анализа (EFA) были выявлены три отдельных фактора шкалы оценки мыслительных способностей школьников, что позволило получить достаточно высокий результат оценки в 79,416 %. Кроме того, при оценке семантической согласованности индекс KMO превысил предложенный порог в 0,70. Наконец, при оценке внутренней согласованности и когерентности значение альфа Кронбаха было существенно выше 0,848. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в качестве инструмента для учителей и педагогов-теоретиков при оценке умственных способностей школьников.
Об авторах
Уссама БуириМарокко
Буири Уссама – аспирант факультета наук Бен М’сик, лаборатория аналитической химии и физико-химических материалов,
Касабланка.
Саид Лотфи
Марокко
Лотфи Саид – доктор наук (обучение образовательному инжинирингу и методологии исследований), директор многопрофильной лаборатории образовательных наук и техники обучения Высшей нормальной школы,
Касабланка.
Мохаммед Талби
Марокко
Талби Мохаммед – доктор наук (государственные науки, оценка процессов анализа и образовательных систем),
Касабланка.
Список литературы
1. Khalil M.K., Williams S.E., Hawkins H.G. The use of learning and study strategies inventory (LASSI) to investigate differences between low vs high academically performing medical students. Medical Science Educator. 2020;30(1):287–292. doi: 10.1007/s40670-019-00897-w
2. Popandopulo A., Kudysheva A., Fominykh N., Nurgaliyeva M., Kudarova N. Assessment of students’ metacognitive skills in the context of education 4.0. Frontiers in Education. 2023;8. doi: 10.3389/feduc.2023.1182377
3. Galal S., Vyas D., Ndung’u M., Wu G., Webber M. Assessing learner engagement and the impact on academic performance within a virtual learning environment. Pharmacy (Basel). 2023;11(1). doi: 10.3390/pharmacy11010036
4. Li S. Measuring cognitive engagement: an overview of measurement instruments and techniques. International Journal of Psychology and Educational Studies. 2022;8(3):63–76. doi: 10.52380/ijpes.2021.8.3.239
5. Cracco E., Van Durme K., Braet C. Validation of the FEEL-KJ: an instrument to measure emotion regulation strategies in children and adolescents. PLoS One. 2015;10(9):e0137080. doi: 10.1371/journal.pone.0137080
6. Vaculíkova J. The third round of the Czech validation of the Motivated Strategies for learning Questionnaire (MSLQ). International Education Studies. 2016;9(7):35. doi: 10.5539/ies.v9n7p35
7. Pintrich P., Smith D., García T., Mckeachie W. A Manual for the Use of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ). Ann Arbor, MI; 1991. 76 p.
8. Jackson C.R. Validating and adapting the Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) for STEM courses at an HBCU. AERA Open. 2018;4(4):233285841880934. doi: 10.1177/2332858418809346
9. Warr P., Downing J. Learning strategies, learning anxiety and knowledge acquisition. British Journal of Psychology. 2000;91(3):311–333. doi: 10.1348/000712600161853
10. Martins L.B., Zerbini T., Medina F.J. Learning strategies scale: adaptation to Portuguese and factor structure. Psicologia. 2018;31(1). doi: 10.1186/s41155-018-0092-1
11. França L.H., Amorim S.M., Pedreiro A.T., Loureiro H.M. Retirement resources inventory in Portugal: an adaptation and validation study. Paidéia (Ribeirão Preto). 2022;32:e3213. doi: 10.1590/1982-4327e3213
12. Cabrera N.J., Shannon J.D., Tamis-LeMonda C. Fathers’ influence on their children’s cognitive and emotional development: from toddlers to pre-K. Applied Developmental Science. 2007;11(4):208–213. doi: 10.1080/10888690701762100
13. Churchill G. A paradigm for developing better measures of marketing constructs. Journal of Marketing Research. 1979;16(1):64–73. doi: 10.1177/002224377901600110
14. Beyera G.K., O’Brien J., Campbell S. The development and validation of a measurement instrument to investigate determinants of health care utilisation for low back pain in Ethiopia. PLoS One. 2020;15(1):e0227801. doi: 10.1371/journal.pone.0227801
15. Souza A.C., Alexandre N.M., Guirardello E.B. Propriedades psicométricas na avaliação de instrumentos: avaliação da confiabilidade e da validade. Epidemiologia e Serviços de Saúde. 2017;26(3):649–659. (In Portuguese) doi: 10.5123/s1679-49742017000300022
16. Hurley A.E., Scandura T.A., Schriesheim C.A., Brannick M.T., Seers A., Vandenberg R.J. Exploratory and confirmatory factor analysis: guidelines, issues, and alternatives. Journal of Organizational Behavior. 1997;18(6):667–683. doi: 10.1002/(sici)1099-1379(199711)18:6<667::aid-job874>3.0.co;2-t
17. Acal C., Aguilera A.M., Escabias M. New modeling approaches based on Varimax rotation of functional principal components. Mathematics. 2020;8(11):2085. doi: 10.3390/math8112085
18. Bourque J., Poulin N., Cleaver A. F. Évaluation de l’utilisation et de la présentation des résultats d’analyses factorielles et d’analyses en composantes principales en éducation. Review Sciences d’Éducation. 2007;32(2):325–344. (In French) doi: 10.7202/014411ar
19. Nunnally J.C. An overview of psychological measurement. In: Wolman B.B., ed. Clinical Diagnosis of Mental Disorders. Boston, MA: Springer US; 1978:97–146.
20. Peterson R.A. Une méta-analyse du coefficient alpha de Cronbach. Recherche et Applications en Marketing. 1995;10(2):75–88. doi: 10.1177/076737019501000204
21. Kaiser H.F. The application of electronic computers to factor analysis. Education Psychology Measurement. 1960;20(1):141–151. doi: 10.1177/001316446002000116
22. Weinstein C., Mayer R. The teaching of learning strategies. In: Wittrock M., ed. Handbook of Research on Teaching. Macmillan, New York; 1986. p. 315–327.
23. Hrimech M. Les stratégies d’apprentissage en contexte d’autoformation. In: Foucher R., Hrimech M., eds. L’autoformation dans l’enseignement supérieur: apports Européens et Nord-Américains pour l’an. Montréal, Québec: Éditions Nouvelles; 2000:99–113. (In French)
24. Schraw G. Promoting general metacognitive awareness. In: Hartman H., ed. Metacognition in Learning and Instruction. Dordrecht: Springer Netherlands; 2001:3–16.
25. Gardès N. Development and validation of manager’s relational competence scale measure and analysis of its impact on financial support. Finance Contrôle Stratégie. 2018;21–1. doi: 10.4000/fcs.2038
26. Alexander P.A., Murphy P.K. Profiling the differences in students’ knowledge, interest, and strategic processing. Journal of Educational Psychology. 1998;90(3):435–447. doi: 10.1037/0022-0663.90.3.435
27. Neuenhaus N., Artelt C., Lingel K., Schneider W. Fifth graders’ metacognitive knowledge: general or domain-specific? European Journal of Psychology of Education. 2011;26:163–178.
28. Altet M. Caractériser, expliquer et comprendre les pratiques enseignantes pour aussi contribuer à leur évaluation. Les Dossiers Des Sciences de l’Éducation. 2003;10(1):31–43. (In French) doi: 10.3406/dsedu.2003.1027
29. Lockl K., Attig M., Nusser L., Wolter I. Cognitive and affective-motivational factors as predictors of students’ home learning during the school lockdown. Frontiers in Psychology. 2021;12. doi: 10.3389/fpsyg.2021.751120
30. Shi Y., Qu S. Analysis of the effect of cognitive ability on academic achievement: moderating role of self-monitoring. Frontiers in Psychology. 2022;13. doi: 10.3389/fpsyg.2022.996504
31. Schneider S., Beege M., Nebel S., Schnaubert L., Rey G.D. The Cognitive-Affective-Social Theory of Learning in digital Environments (CASTLE). Education Psychology Review. 2022;34(1):1–38. doi: 10.1007/s10648-021-09626-5
32. Hancock G.R., Mueller R.O. The Reviewer’s Guide to Quantitative Methods in the Social Sciences. New York: Routledge; 2010. 432 p.
33. Ruph F. Les effets d’un programme particulier d’éducation cognitive, l’atelier d’efficience cognitive, sur le changement des stratégies d’apprentissage d’étudiants universitaires. Thesis. Ann Arbor, United States; 1999. 319 p. (In French)
34. Fé E., Gill D., Prowse V. Cognitive skills, strategic sophistication, and life outcomes. The Journal of Political Economy. 2022;130(10):2643–2704. doi: 10.1086/720460
35. Blanchard S.P., Perrenoud. Développer la pratique réflexive dans le métier d’enseignant. L’Orientation Scolaire et Professionnelle. 2002;31/1. (In French) doi: 10.4000/osp.4894
Рецензия
Для цитирования:
Буири У., Лотфи С., Талби М. Разработка и валидация шкалы оценки умственных навыков школьников. Образование и наука. 2024;26(6):95-111. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-95-111
For citation:
Bouiri O., Lotfi S., Talbi M. Development and validation of School Mental Skills Assessment Scale (SMSAS). The Education and science journal. 2024;26(6):95-111. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-95-111