Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Речемыслительное психическое развитие детей после кохлеарной имплантации как реабилитационный фактор в процессе обучения: современные концепты и подходы

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-112-137

Аннотация

Введение. При появлении кохлеарной имплантации, которая на сегодняшний день является самым эффективным методом хирургического вмешательства по восстановлению слуха у людей с сенсоневральной тугоухостью, становится актуальным вопрос о способах обучения и реабилитации ребенка, который ранее не имел связи с внешним миром через слуховой анализатор. Целью данной работы является рассмотрение и анализ основных теоретических концептов по проблеме формирования речемыслительных процессов у детей после кохлеарной имплантации, выделение факторов и траекторий обучения, влияющих на развитие когнитивных структур с учетом особенностей онтогенеза, для обоснования необходимости создания модели комплексного подхода в обучении и реабилитации детей с нарушенным слуховым анализатором. Методология, методы и методики. Работа базировалась на деятельностном и естественно-научном подходах и на культурно-исторической концепции формирования высших психических функций. Методами исследования выступили анализ и структурированное изложение результатов исследований отечественных и зарубежных авторов. Результаты анализа современных работ показали существенную роль речемыслительного развития в обучении и реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Основные теоретические постулаты: переход ребенка на внутреннюю речь происходит с большой задержкой при опоре только на изучение произнесения слов; дети с нарушенным слухом могут иметь навык чтения и письма, но он выступает как механическое знание о правилах совершения данных умений, но не осмысления полученной информации; у ребенка с кохлеарным имплантом может быть сформирована внешняя речь, что еще не свидетельствует о развитии мышления. Научная новизна работы состоит в структурировании и выделении основных современных теоретических концептов по проблеме формирования и развития речемыслительных процессов у детей после кохлеарной имплантации, что позволило сформулировать положение о данных процессах как о мишенях эффективного обучения и социализации ребенка в целом. Предложено теоретическое обоснование комплексного подхода в создании психолого-педагогических и психокоррекционных программ для обучения и реабилитации детей с нарушенным слуховым анализатором. Практическая значимость. Выявлена необходимость учета при реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации факторов естественной речевой среды; эмоционального фона, акцентирования коррекционной работы на формировании понимания и осмысления воспринимаемой информации.

Об авторах

В. О. Казицева
Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова; Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Казицева Валентина Олеговна – старший преподаватель кафедры «Психология и социальные науки» Института психологии СВФУ; соискатель ученой степени кандидата психологических наук,

Якутск;

Томск.



Е. В. Гуткевич
Национальный исследовательский Томский государственный университет; Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук
Россия

Гуткевич Елена Владимировна – доктор медицинских наук, профессор кафедры генетической и клинической психологии факультета психологии; ведущий научный сотрудник отделения эндогенных расстройств Научно-исследовательского института психического здоровья,

Томск.



Список литературы

1. Абрамова Н.А., Федотова Э.Е., Булдакова А.Ю. Актуальные проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста с нарушением слуха в службе ранней помощи. Мир науки, культуры, образования. 2021;2(87):189–191. doi: 10.24412/1991-5497-2021-287-189-191

2. WHO releases new standard to tackle rising threat of hearing loss. Accessed August 06, 2023. https://www.who.int/news/item/02-03-2022-who-releases-new-standard-to-tackle-rising-threatof-hearing-loss

3. Королева И.В. Последовательная билатеральная кохлеарная имплантация с длительным интервалом между операциями у слепоглухого пациента. Вестник оториноларингологии. 2019;84(2):29–35. doi: 10.17116/otorino20198402129

4. Голованова Л.Е., Огородникова Е.А., Бобошко М.Ю. [и др.] Возрастные аспекты кохлеарной имплантации. Успехи геронтологии. 2018;31(6):953–957.

5. Chapman M., Dammeyer J. The relationship between cochlear implants and deaf identity. American Annals of the Deaf. 2017;162(4):319–332. doi: 10.1353/aad.2017.0030

6. Хоровитц М., Логвиненко А. Д., Грегори Р. [и др.]. Общая психология. Тексты. В 3 томах. Т. 3: Субъект познания. Книга 1 / 2-е изд. Москва: Когито-Центр; 2019. 704 с.

7. Zherdeva O.N. A foreign language text as a means of forming cognitive and speech processes (on the material of the German language). Cognitive Studies of Language. 2022;3(50):818–821.

8. Burmakina N.G., DetinkoIu. I., Kulikova L.V., Popova Ia.V. Speech disorders testing: practices of European and Russian clinical linguistics. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020;13(12):1973–1984. doi: 10.17516/1997-1370-0705

9. Корниенко А.А. Обзор зарубежных исследований о влиянии кохлеарной имплантации на качество жизни лиц с нарушениями слуха. Современная зарубежная психология. 2021;10(2):79–85. doi: 10.17759/jmfp.2021100208

10. Avdonina A.Y. Development of primary school students’ speech-cognitive activity through visual modeling at literacy classes. Samara Journal of Science. 2020;9(1):226–229. doi: 10.17816/snv202091301

11. Дубровина И.В. Л. С. Выготский и современная детская практическая психология (к 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского). Вестник практической психологии образования. 2016;2(47):3–9.

12. Белоусова М.В., Меркулова В.А., Футина Н.В., Шамсутдинова Р.Ф. Междисциплинарный нейрокогнитивный подход в анализе моторных, когнитивных, эмоциональных проблем детей, занимающихся музыкой: принципы нейрокоррекции. Вестник современной клинической медицины. 2021;14(2):7–11. doi: 10.20969/VSKM.2021.14(2).7-11

13. Stadnik S., Radchenko O., Komarytsia O., Zhakun I., Filipyuk A., Bek N. Structure of cognitive disorders in patients with bradyarrhythmias. Cardiology in Belarus. 2022;14(2):156–167. doi: 10.34883/PI.2022.14.2.002

14. Mauldin L. Lessons learned: how studying cochlear implantation reveals the context in which deaf identities are formed. In: Leigh I.W., O’Brien C.A., eds. Deaf Identities: Exploring New Frontiers. Oxford University Press; 2019:96–119. doi: 10.1093/oso/9780190887599.003.0005

15. Pizzo L. Vocabulary instruction for the development of American sign language in young deaf children: an investigation into teacher knowledge and Practice. Sign Language Studies. 2018;18(2):238–265. doi: 10.1353/sls.2018.0002

16. Michael R., Attias J., Raveh E. Perceived quality of life among adults with hearing loss: relationships with amplification device and financial well-being. Rehabilitation Counseling Bulletin. 2019;62(4):234–242. doi: 10.1093/deafed/eny034

17. Гладких Т.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у учащихся 1 классов с нарушенным слухом на уроках математики. Международный студенческий научный вестник. 2020;3:88.

18. Glade R. A qualitative analysis of auditory rehabilitation for adults with cochlear implants. The Volta Review. 2018;118(1-2):88–126. doi: 10.17955/tvr.118.1.2.793

19. Бутаева Ш.Ч. Психологические особенности развития мышления и речи детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования. Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей XXVIII Международной научнопрактической конференции. Пенза, 20 декабря 2021 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.); 2021:238–240.

20. Majorano M. Socio-emotional adjustment of adolescents with cochlear implants: loneliness, emotional autonomy, self-concept, and emotional experience at the hospital. Journal of Child Health Care. 2018;22(3):359–370. doi: 10.1177/1367493518757065

21. Sullivan S., Oakhill J. Components of story comprehension and strategies to support them in hearing and deaf or hard of hearing readers. Topics in Language Disorders. 2015;35(2):133–143. doi: 10.1097/TLD.0000000000000051

22. Mastetbaeva A.M. Rehabilitation issues after paediatric cochlear implantation in Kazakhstan. StudNet. 2022;5(4):2383–2391.

23. Roland L. Quality of life in children with hearing impairment. Systematic review and meta-analysis. Otolaryngology-Head and Neck Surgery. 2016;155(2):208–219. doi: 10.1177/0194599816640485

24. Westby C. Academic performance of children with cochlear implants. Word of Mouth. 2016;27(3):1–5. doi: 10.1177/1048395015616379

25. Кукушкина Р. Реабилитация детей с кохлеарным имплантом как перевод на путь естественного развития слухового восприятия, коммуникации и речи. Вестник оториноларингологии. 2018;83(2):26–29. doi: 10.17116/otorino201883226-29

26. Баулина М.Е. Образовательная траектория и нейропсихологическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации. Интеграция образования. 2018;22(4):696–711. doi: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.696-711

27. Маслова О.А. Развитие речи детей после кохлеарной имплантации. Политематический сетевой электронный научный журнал «Меридиан». 2019;14(32):159–161.

28. Сатаева А.И. Эффективность «3П-реабилитации. Альманах Института коррекционной педагогики. 2017;30. Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/the-effectiveness-of-rehabilitation-3p-the-results-of-the-study (дата обращения: 05.09.2023).

29. Beyea J.A., McMullen K.P., Harris M.S., Houston D.M., Martin J.M., Bolster V.A., Moberly A.C. Cochlear implants in adults: effects of age and duration of deafness on speech recognition. Otology & Neurotology. 2016;37(9):1238–1245. doi: 10.1097/MAO.0000000000001162

30. Sarant J.Z., Harris D.C., Benneta L.A. Academic outcomes for school-aged children with severe–profound hearing loss and early unilateral and bilateral cochlear implants. Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2015;58(3):1017–1032. doi: 10.1044/2015

31. Wong C.L. Psychosocial development in 5-year-old children with hearing loss using hearing aids or cochlear implants. Trends in Hearing. 2017;21. doi: 10.1177/2331216517710373

32. Апарина Н.Н. Особенности развития ассоциативного мышления у детей с нарушением слуха. Вестник Воронежского института развития образования. 2023;11:3–11.


Рецензия

Для цитирования:


Казицева В.О., Гуткевич Е.В. Речемыслительное психическое развитие детей после кохлеарной имплантации как реабилитационный фактор в процессе обучения: современные концепты и подходы. Образование и наука. 2024;26(6):112-137. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-112-137

For citation:


Kazitseva V.O., Gutkevich E.V. Mental and speech development of children after cochlear implantation as a rehabilitation factor in the learning process: modern concepts and approaches. The Education and science journal. 2024;26(6):112-137. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-112-137

Просмотров: 537


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)