Особенности интеграции китайских студентов в образовательное пространство российских университетов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-138-166
Аннотация
Введение. На культурно-символическом уровне прием иностранных студентов позволяет популяризовать российское образование в мировом пространстве, сонастроить межнациональный диалог, переведя его в плоскость конкретных действий, что представляется важной задачей в актуальной внешнеполитической повестке России. Цель. Выявить основные мотивы китайской молодежи к обучению в российских педагогических вузах, базовые барьеры интеграции, а также субъективную оценку престижности российского педагогического образования. Методология, методы и методики. Методологическая рамка данного исследования основана на синтезе системного и институционального подходов. Для сбора данных использовался онлайн-опрос, адаптированный к разным уровням владения русским языком. Результаты. Установлено, что китайские студенты высоко оценивают престиж российского диплома и качество образования. Отмечается высокое влияние речевого барьера на качество обучения при высокой оценке атмосферы в вузе и принятии культурных норм. Научная новизна. Разработан и апробирован эмпирический инструментарий для описания особенностей интеграции китайских студентов в российское образовательное пространство, представлены данные, позволяющие получить первичный срез информации как о мотивах, так и о практиках и барьерах обучения иностранных студентов в России. Практическая значимость. Определены основные языковые трудности китайских студентов, препятствующие их успешной интеграции в российское образовательное пространство. Созданы предпосылки для разработки специализированных справочных материалов, в частности издания китайско-русского и русско-китайского словаря по педагогике.
Ключевые слова
Об авторах
М. А. ГалагузоваРоссия
Галагузова Минненур Ахметхановна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики,
Благовещенск.
А. В. Швецова
Россия
Швецова Анастасия Владимировна – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания,
Екатеринбург.
AuthorID 57214124317.
Вэй Чжан
Китай
Чжан Вэй – кандидат педагогических наук, директор института языков средней и восточной Европы,
Чанчунь.
Список литературы
1. Chirikov I. Does conflict of interest distort global university rankings? Higher Education. 2022;86:1–18. doi: 10.1007/s10734-022-00942-5
2. Shahjahan R.A., Bhangal N.K. Cultural studies and university rankings: a case study of Quacquarelli Symonds (QS). Scandinavian Journal of Educational Research. 2024;68(1):53–66. doi: 10.1080/00313831.2023.2212016
3. Береснев Д.Н., Жалнин В.А., Слизовский Д.Е. Политика Российской Федерации по повышению экспортного потенциала системы образования: риски и возможности старта. Вестник РУДН. Серия: Политология. 2017;4(19):366–378. doi: 10.22363/2313-1438-2017-19-4-366-378
4. Тюрина Ю.А., Луценко Е.Л., Казаку О.В. Реализация приоритетного проекта «Экспорт образования» в социологическом измерении. Власть и управление на Востоке России. 2022;2(99):21–32. doi: 10.22394/1818-4049-2022-99-2-21-32
5. Wan Y. To stay or to return? Return intentions and return migrations of Chinese students during the transition period in the United States. Papers in Applied Geography. 2016;2(2):01-215. doi: 10.1080/23754931.2015.1121162
6. Трегубова Н.Д., Стариков В.С. Образовательная миграция и этносоциальные конфликты в вузах России, Украины и США. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017;1:121–139. doi: 10.14515/monitoring.2017.1.08
7. Lo L., Lu Y., Li W., Tan Y., Lu Z. Youth educational mobility: the start of intellectual migration. In: Cairns D., ed. The Palgrave Handbook of Youth Mobility and Educational Migration. Cham: Palgrave Macmillan; 2021:83–96. doi: 10.1007/978-3-030-64235-8_9
8. Cerna L., Chou M. Politics of internationalisation and the migration-higher education nexus. Globalisation, Societies and Education. 2023;21(2):222–235. doi: 10.1080/14767724.2022.2073975
9. Toumanidou V. Understanding educational migration from Greece to the UK in times of crisis. In: Cairns D., ed. The Palgrave Handbook of Youth Mobility and Educational Migration. Cham: Palgrave Macmillan; 2022:97–106. doi: 10.1007/978-3-030-99447-1_10
10. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации. Управление. 2019;4(7):131–139. doi: 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139
11. Осиянова О.М., Левина Е.Н., Осиянова А.В. «Образовательный миграционный мост»: от метафоры к проекту. Высшее образование в России. 2022;8-9(31):154–167. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-154-167
12. Zawacki-Richter O., Bedenlier S. Internationalization of higher education and the impacts on academic faculty members. Journal of Studies in International Education. 2015:10:185–201. doi: 10.1177/1745499915571707
13. Chankseliani M. The politics of student mobility: links between outbound student flows and the democratic development of post-Soviet Eurasia. International Journal of Educational Development. 2018;62:281–288. doi: 10.1016/j.ijedudev.2018.07.006
14. Marginson S. The role of the state in university science: Russia and China. International Organisations Research Journal. 2015;10:7–25. doi: 10.17323/1996-7845-2015-01-07
15. Ravinder S., Ho K., Yeoh B. Student Mobilities and International Education in Asia: Emotional Geographies of Knowledge Spaces. Palgrave Macmillan; 2020. 350 p. doi: 10.1007/978-3-030-27856-4
16. Chao C., Hegarty N., Angelidis J., Lu V.F. Chinese students’ motivations for studying in the United States. Journal of International Students. 2017;7(2):257–269. doi: 10.32674/jis.v7i2.380
17. Ginnerskov-Dahlberg M. Student Migration from Eastern to Western Europe. Routledge; 2021. 193 p. doi: 10.4324/9781003056287
18. Ji Y. Research on the phenomenon of educational migration in China. Lecture Notes in Education Psychology and Public Media. 2023;18:33–39. doi: 10.54254/2753-7048/18/20231282
19. Zhu J., Li G., Wan M., Li S., Sun L., Li J., Wang X. Survey study of the cultural integration of international students in East China under ecosystem theory. Sustainability. 2022;14(21):14485. doi: 10.3390/su142114485
20. Kremen S., Kremen F., Tsitsikashvili K. Beyond borders: The integration of foreign students in the distance learning educational process at the Russian university. Environment and Social Psychology. 2023;8(1):1662. doi: 10.18063/esp.v8.i1.1662
21. Chen J. Three levels of push-pull dynamics among Chinese international students’ decision to study abroad in the Canadian context. Journal of International Students. 2017;7:113–135. doi: 10.32674/jis.v7i1.248
22. Wen W., Hu D. The emergence of a regional education hub: rationales of international students’ choice of China as the study destination. Journal of Studies in International Education. 2019;23(3):303–325. doi: 10.1177/1028315318797154
23. Song Y. What should economists know about the current Chinese hukou system. China Economic Review. 2014;29:200–212. doi: 10.1016/j.chieco.2014.04.012
24. Kang E. The influence of the Chinese hukou system in motivating and shaping the geography of Chinese international student mobility. Population, Space and Place. 2023:e2734. doi: 10.1002/psp.2734
25. Lu Y., Jean J., Lu Zh. To study abroad or not, and why? Exploring Chinese university students’ postgraduate intentions. Journal of Ethnic and Migration Studies. 2023;49(18):4598–4620. doi: 10.1080/1369183X.2023.2270326
26. Brooks R., Waters J. Partial, hierarchical and stratified space? Understanding ‘the international’ in studies of international student mobility. Oxford Review of Education. 2022;48:1–18. doi: 10.1080/03054985.2022.2055536
27. Chenchen Z. Hukou and suzhi as technologies of governing citizenship and migration in China. In: Walters W., Tazzioli M., eds. Handbook on Governmentality. Edward Elgar; 2023:335–351. doi: 10.4337/9781839108662.00029
28. Wu S. Pedagogical conditions for the formation of creative independence of art and pedagogical university students in China and Russia: comparative analysis. Pedagogy and Education. 2023;3:187–194. doi: 10.7256/2454-0676.2023.3.43768
29. Махмутова Е.В. Анализ опыта работы с иностранными студентами в России и Китае. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;6(9):24–29. doi: 10.26794/2226-7867-2019-9-6-24-29
30. Донецкая С.С, Ли М. Китайские студенты за рубежом: динамика численности и цели выезда. Высшее образование в России. 2020;6(29):153–168. doi: 10.31992/0869-3617-2020-6-153-168
31. Дань Ч. Китайский студент в российском вузе: тенденции выбора, проблемы адаптации, формирование отношений. Гуманитарий Юга России. 2020;5(9):162–173. doi: 10.18522/2227-8656.2020.5.13
32. Fincher R., Shaw K. The unintended segregation of transnational students in Central Melbourne. Environment and Planning A: Economy and Space. 2009;41(8):1884–1902. doi: 10.1068/a41126
33. O’Connor S. Problematizing strategic internationalization: tensions and conflicts between international student recruitment and integration policy in Ireland. Globalization, Societies and Education. 2018;16(3):339–352. doi: 10.1080/14767724.2017.1413979
34. Глумова Е.П., Панченко Ю.Ю. Коммуникативно-коннективная интеграция социальных сетей как средство развития речевых умений иноязычной письменной диалогической речи студентов бакалавриата. Вестник Томского государственного университета. 2022;482:182–191. doi: 10.17223/15617793/482/19
35. Bilecen B. Linguistic capital and social inequalities: experiences of international Chinese students in Germany. Population, Space and Place. 2024;30:e2725. doi: 10.1002/psp.2725
36. Li X., Guo L. Mechanism and model of cooperation between China, Mongolia and Russia in higher education. Journal of Education, Humanities and Social Sciences. 2023;19:87–94. doi: 10.54097/ehss.v19i.11024
37. Hemsley-Brown J., Oplatka I. Reflections on management and leadership of educational marketing: looking toward the future. Advances in Educational Administration. 2012;15:267–277. doi: 10.1108/S1479-3660(2012)0000015014
Рецензия
Для цитирования:
Галагузова М.А., Швецова А.В., Чжан В. Особенности интеграции китайских студентов в образовательное пространство российских университетов. Образование и наука. 2024;26(6):138-166. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-138-166
For citation:
Galaguzova M.A., Shvetsova A.V., Zhang W. The features of Chinese students’ integration into the learning environment of Russian universities. The Education and science journal. 2024;26(6):138-166. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-138-166