Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Связь между типом межличностного поведения и стратегиями участников кибербуллинга: жертвы и свидетели

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-130-167

Texto completo:

Resumen

Введение. При изучении кибербуллинга неизбежно возникают вопросы о том, из чего складываются стратегии его участников. Важно найти психологические особенности, с которыми связано такое поведение, чтобы сделать рекомендации для психологов и педагогов, занимающихся изучением кибербуллинга. Цель – установление связи между выбранной ролевой стратегией в кибербуллинге и типом межличностного поведения. Методология, методы и методики. Методология выстраивалась на основе деятельностной концепции, культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского и теории ведущих тенденций Л. Н. Собчик, из которых следует опосредование внешних условий внутренними свойствами и состояниями личности. Была разработана анкета для изучения ролевых стратегий кибербуллинга, мотивации и противодействия. Анкетирование прошел 251 обучающийся 5–11 классов организаций основного общего образования. На той же выборке был проведен опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик. Результаты. Показана связь между выбираемой ролевой стратегией в кибербуллинге и типом межличностного поведения. Научная новизна. Впервые установлена связь между типом межличностного поведения и ролевой стратегией при участии в кибербуллинге в качестве жертвы и свидетеля, защищающего жертву. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть основанием для разработки методических рекомендаций по профилактике кибербуллинга.

De los autores

В. Назаров
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; Институт развития образования Свердловской области
Russian Federation


Н. Авербух
Российский государственный профессионально-педагогический университет; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Russian Federation


А. Буйначева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Russian Federation


Referencias

1. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать. Журнал практического психолога. 2007; 1:72–90. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:47529/Source:default# (дата обращения: 10.04.2024).

2. Akbar Z., Putri T.T., Aisyawati M.S. Cyberbullying: definition and measurement in adolescent – literature review. Humanities & Social Sciences Reviews. 2020;8(4):18–26. doi:10.18510/hssr.2020.843

3. Назаров В.Л., Авербух Н.В. Традиционный буллинг и кибербуллинг: стратегии свидетелей. Образование и наука. 2023;25(9):80–117. doi:10.17853/1994-5639-2023-9-80-117

4. Бочкарева Е.В., Стренин Д.А. Теоретико-правовые аспекты кибербуллинга. Всероссийский криминологический журнал. 2021;15(1):91–97. doi:10.17150/2500-4255.2021.15(1)

5. Willard N.E. Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress. Champaign, Illinois: Research Press; 2007. 311 р. Accessed April 01, 2024. https://www.semanticscholar.org/paper/Cyberbullying-and-Cyberthreats%3A-Responding-to-the-Willard/369278ad3ea8e18223b923b6403e40cfd56d2e37

6. Smith P.K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russell S., Tippett N. Cyberbullying: its nature and impact in secondary school pupils. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2008;49(4):376–385. doi:101111/j.1469-7610.2007.01846x

7. Menesini E., Nocentini A., Palladino B.E., Frisén A., Berne S., Ortega-Ruiz R., et al. Cyberbullying definition among adolescents: a comparison across six European countries. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2012;15(9):455–463. doi:10.1089/cyber.2012.0040

8. Smith P., Steffgen G. Cyberbullying Through the New Media: Findings from an International Network. London: Psychology Press; 2013. 320 p. doi:10.4324/9780203799079

9. Corcoran L., Connolly I., O’Moore M. Cyberbullying in Irish schools. An investigation of personality and self-concept. The Irish Journal of Psychology. 2012;33(4):153–165. doi:10.1080/03033910.2012.677995

10. Gamez-Guadix M., Orue I., Smith P.K., Calvete E. Longitudinal and reciprocal relations of cyberbullying with depression, substance use, and problematic internet use among adolescents. Journal of Adolescent Health. 2013;53(4):446–452. doi:10.1016/j.jadohealth.2013.03.030

11. Nazarov V.L., Gorbunov E.V., Kolegova N.S. Features of propaganda and manipulation in the modern information space of new media. In: Proceeding XXIII International Conference “Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research” named after professor L.N. Kogan; March 19–21, 2020; Ekaterinburg, Russia. Dubai: Knowledge E; 2021:246–253. doi:10.18502/kss.v5i2.8358

12. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. Журнал Высшей школы экономики. 2014;3:177–191. doi:10.17323/1813-8918-2014-3-178-191

13. Hidayati E., Cahyani C.T., Rahayu D.A., Mubin M.F., Nurhidayati T. The anticipation of schools bullying. South East Asia Nursing Research. 2020;2(4):25–31. doi:10.26714/seanr.2.4.2020.25-31

14. Schneider S.K., O’Donnell L., Stueve A., Coulter R.W.S. Cyberbullying, school bullying, and psychological distress: a regional census of high school students. American Journal of Public Health. 2012;102(1):171–177. doi:10.2105/AJPH.2011.300308

15. Al-Badayneh D.M., Ben Brik A., Elwakad A. A partial empirical test of the general strain theory on cyberbullying victimization among expatriate students. Journal of Criminological Research, Policy and Practice. 2023;10(1):35–52. doi:10.1108/JCRPP-03-2023-0013

16. Dooley J.J., Pyżalski J., Cross D. Cyberbullying versus face-to-face bullying: a theoretical and conceptual review. Zeitschrift fur Psychologie. Journal of Psychology. 2009;217(4):182–188. doi:10.1027/0044-3409.217.4.182

17. Бенгина Е.А., Гришаева С.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка. Вестник университета. 2018;2:153–157. Режим доступа: https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/959?locale=ru_RU (дата обращения: 10.04.2024).

18. Дегтева Т.А., Моногарова Е.Г., Цветаева Т.М., Ильина В.С., Митряшкина Н.В. Профилактика кибермоббинга и кибербуллинга в среде несовершеннолетних: методическое пособие. Ставрополь: Ставропольское издательство «Параграф»; 2017. 81 с. Режим доступа: https://psycentr-algis.stv.socinfo.ru/media/2018/07/09/1241133441/sbornik_Kiberbulling_primer_s_tekstami_v_razdelax2.pdf (дата обращения: 28.11.2024).

19. Marzano G., Lubkina V. Cyberbulling and real reality. Society. Integration. Education Proceedings of the International Scientific Conference; May 24–25, 2013; Latvia, Rezekne. Vol. II. Latvia, Rezekne; 2013:412–422. doi:10.17770/sie2013vol2.598

20. Yokotani K., Ban N., Ayukawa J., Itakura N. Hasegawa K. Aftereffect of adolescences’ experience of cyber bullying on their mental health: a retrospective survey. International Journal of Brief Therapy and Family Science. 2014;4(2):45–56. doi:10.35783/ijbf.4.2_45

21. Olweus D. School bullying: development and some important challenges. Annual Review of Clinical Psychology. 2013;9(1):751–780. doi:10.1146/annurev-clinpsy-050212-185516

22. Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания. Национальный психологический журнал. 2019;3(35):17–31. doi:10.11621/npj.2019.0303

23. Panumaporn J., Hongsanguansri S., Atsariyasing W., Kiatrungrit K. Bystanders’ behaviours and associated factors in cyberbullying. General Psychiatry. 2020;33(3):1–8. doi:10.1136/gpsych-2019-100187

24. Солдатова Г.У., Львова Е.Н., Пермякова И.Д. Феномены традиционного буллинга и кибербуллинга: сходства и различия. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сборник научных статей и материалов международной конференции; 14–17 февраля 2018, г. Коломна. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет; 2018:380–384. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35444364 (дата обращения: 04.12.2024).

25. Hou D. The factors, impact, and interventions of cyberbullying in schools. Journal of Education, Humanities and Social Sciences. 2023;8:345–353. doi:10.54097/ehss.v8i.4272

26. Agustiningsi N., Yusuf A., Ahsan A., Fanani Q. The impact of bullying and cyberbullying on mental health: a systematic review. International Journal of Public Health Science. 2024;13(2):513–520. doi:10.11591/ijphs.v13i2.23683

27. Kamanthi I.P. Effect of cyberbullying on adolescents mental health: implication for education. Research Invention Journal of Current Issues in Arts and Management. 2024;3(1):26–31. Accessed December 04, 2024. https://rijournals.com/wp-content/uploads/2024/05/RIJCIAM-3126-31-2024.pdf

28. Власова Н.В., Буслаева Е.Л. Кибербуллинг в подростковом возрасте: агрессор и жертва. Психология и право. 2023;13(3):56–71. doi:10.17759/psylaw.2023130305

29. Chen Q., Lu Z., Liu B. Validation of the Chinese version of the coping strategies for victims of cyberbullying scale. BMC Psycholоgy. 2024;12(1):259:1–11. doi:10.1186/s40359-024-01766-x

30. Зинченко Е.В., Алтынова А.А. Копинг-стратегии одаренных подростков с разным уровнем субъективного контроля. Северо-Кавказский психологический вестник. 2020;18(2):15–27. doi:10.21702/ncpb.2020.2.2

31. Bastiaensens S., Vandebosch H., Poels K., Van Cleemput K., DeSmet A., De Bourdeaudhuij I. Cyberbullying on social network sites. An experimental study into bystanders’ behavioural intentions to help the victim or reinforce the bully. Computers in Human Behavior. 2014;31:259–271. doi:10.1016/j.chb.2013.10.036

32. Bastiaensens S., van Cleemput K., Vandebosch H., Poels K., DeSmet A., De Bourdeaudhuij I. “Were you cyberbullied? Let me help you.” Studying adolescents’ online peer support of cyberbullying victims using thematic analysis of online support group fora. In: Vandebosch H., Green L., eds. Narratives in Research and Interventions on Cyberbullying among Young People. Cham: Springer; 2019:95–112. doi:10.1007/978-3-030-04960-7_7

33. DeSmet A., Bastiaensens S., Van Cleemput K., Poel K., Vandebosch H., Deboutte G., et al. The efficacy of the friendly attac serious digital game to promote prosocial bystander behavior in cyberbullying among young adolescents: a cluster-randomized controlled trial. Computers in Human Behavior. 2018;78:336–347. doi:10.1016/j.chb.2017.10.011

34. Jenkins L.N., Yang Y., Changlani S. Deconstructing prosocial bullying bystander actions. Contemporary School Psychology. 2022;27:593–605. doi:10.1007/s40688-022-00429-1

35. Zeng Y., Xiao J., Li D., Sun J., Zhang Q., Ma A., et al. The influence of victim self-disclosure on bystander intervention in cyberbullying. Behavioral Sciences. 2023;13(10):829. doi:10.3390/bs13100829

36. Obermaier M., Fawzi N., Koch T. Bystanding or standing by? How the number of bystanders affects the intention to intervene in cyberbullying. New Media & Society. 2016;18(8):1491–1507. doi:10.1177/1461444814563519

37. Wang S., Kim K.J. Effects of victimization experience, gender, and empathic distress on bystanders’ intervening behavior in cyberbullying. The Social Science Journal. 2021;1:1–10. doi:10.1080/03623319.2020.1861826

38. Pabian S., Vandebosch H., Poels K., Van Cleemput K., Bastiaensens S. Exposure to cyberbullying as a bystander: an investigation of desensitization effects among early adolescents. Computers in Human Behavior. 2016;62:480–487. doi:10.1016/j.chb.2016.04.022

39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер; 2022. 720 c. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005455612 (дата обращения: 10.04.2024).

40. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека. Москва: Смысл; 2019. 448 с. Режим доступа: https://fictionbook.ru/static/trials/03/30/07/03300775.a4.pdf (дата обращения: 10.04.2024).

41. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. Санкт-Петербург: Издательство «Речь»; 2017. 479 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002804413 (дата обращения: 10.04.2024).


Recensión

Para cita:


Nazarov V.L., Averbukh N.V., Buinacheva A.V. The relationship between interpersonal behaviour types and strategies employed by participants in cyberbullying: victims and bystanders. The Education and science journal. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-130-167

Número de consultas: 268


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)