Организационные факторы функционирования интеграционной модели взаимодействии педагогического вуза и региональной образовательной системы
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-57-87
Аннотация
Введение. На современном этапе развития взаимодействия педагогических вузов и региональных систем образования (РСО) РФ появляется возможность как оценки эффективности действующих моделей совместной деятельности региона и вузов, так и роли внутренних и внешних факторов, влияющих на функционирование данных моделей. Цель исследования – определение наиболее значимых факторов, влияющих на функционирование интеграционной модели взаимодействии педагогического вуза и РСО и их отражение в сознании субъектов данного взаимодействия. Методология, методы и методики. Использованы системный и средовой подходы, в рамках которых взаимодействие рассматривается как процесс и результат динамически развивающихся отношений между сложными и комплексными системами в целях сохранения равновесия и достижения поставленных целей в условиях современной социокультурной образовательной среды. В качестве метода оценки был использован опрос. В исследовании приняли добровольное участие 2335 работников региональных образовательных организаций, органов управления образованием, институтов развития образования и педагогических вузов в возрасте от 20 до 73 лет (средний возраст – 45,6 года, стандартное отклонение – 12,3; 89,8 % – женщины). Результаты. Выявлено несоответствие взглядов сторон на характер взаимодействия, отраженное в мнениях о функционировании моделей взаимодействия педагогического вуза и РСО в сознании представителей организаций разного типа. Для вузовских представителей взаимодействие видится более плодотворным и интенсивным, а репрезентанты РСО воспринимают его в контексте решения задач подготовки будущих педагогов и их вовлечения в решение проблем кадровой нехватки в РСО. Для представителей РСО большей значимостью по отношению к вузовским работникам обладает территориальный фактор. Выявлено, что в выборе содержания программы и образовательных результатов ее освоения отражаются реальные дефициты и потребности взаимодействующих сторон. Научная новизна. Впервые на масштабной выборке представителей РСО и педагогических вузов комплексно изучены мнения сторон о характере взаимодействия педагогического вуза и РСО, факторах, оказывающих на него влияние, выявлены ожидания по отношению к программе повышения квалификации субъектов взаимодействия. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть положены в основу проектирования взаимодействия педагогического вуза и РСО, реализация которого возможна уже на этапе развития профессиональных компетенций, мотиваций и смыслов совместной деятельности в ходе освоения специально разработанной программы повышения квалификации для субъектов взаимодействия.
Ключевые слова
Об авторах
С. В. ТарасовРоссия
Тарасов Сергей Валентинович – доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, главный научный сотрудник научно-исследовательского института педагогических проблем образования, ректор
Е. Б. Спасская
Россия
Спасская Елена Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики, начальник Управления межрегионального сотрудничества в сфере образования
Ю. Л. Проект
Россия
Проект Юлия Львовна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании
Список литературы
1. Тарасов С.В., Cпасская Е.Б., Проект Ю.Л. Взаимодействие педагогических вузов и региональных образовательных систем: подходы, практики, решения: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; 2024. 247 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67906036 (дата обращения: 01.10.2024).
2. Arant W., Fornahl D., Grashof N., Hesse K., Söllner C. University-industry collaborations—the key to radical innovations? Review of Regional Research. 2019;39:119–141. doi:10.1007/s10037-019-00133-3
3. Боуш Г.Д., Вертинова А.А., Солдатова Л.С. Инновационное развитие регионов: роль университетов. Экономика, предпринимательство и право. 2024;14(4):1229–1238. doi:10.18334/epp.14.4.120671
4. Pocol C.B., Stanca L., Dabija D.C., Pop I.D., Mișcoiu S. Knowledge co-creation and sustainable edu cation in the labor market-driven university-business environment. Frontiers in Environmental Science. 2022;10:781075. doi:10.3389/fenvs.2022.781075
5. Rådberg K.K., Löfsten H. The entrepreneurial university and development of large-scale research infrastructure: exploring the emerging university function of collaboration and leadership. The Journal of Technology Transfer. 2024;49(1):334–366. doi:10.1007/s10961-023-10033-x
6. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. На пути модернизации: миссия университета в региональном развитии. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(3):2000–2010. doi:10.15372/PEMW20180305
7. Власова И.Н., Худякова М.А. Эффективные механизмы взаимодействия педагогических вузов с региональными системами образования в России. Управление образованием: теория и практика. 2023;13(10-2):218–227. doi:10.25726/o7735-1720-1512-a
8. Яковлева Н.О., Бухтияр Е С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования. Педагогическая перспектива. 2023;3:29–38. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54321395 (дата обращения: 03.10.2024).
9. Коротков А.М., Земляков Д.В., Карпушова О.А. Методика подготовки педагогов к профессиональной деятельности в сетевом формате в условиях интеграции педагогического вуза с региональной системой образования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022;8(171):4–11. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49736313 (дата обращения: 29.09.2024).
10. Репринцева Ю.С. Разработка модели регионального научно-педагогического кластера системы образования Амурской области. Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;102:82–84. doi:10.22250/20730284_2023_102_82
11. Кадакин В.В., Шукшина Т.И., Замкин П.В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе. Гуманитарные науки и образование. 2017;31(3):56–64. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30016677 (дата обращения: 02.10.2024).
12. Ситяева С.М., Яремчук С.В., Бакина А.В., Готнога А.В. Динамическая кластерная модель научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования. Общество: социология, психология, педагогика. 2021;12(92):263–271. doi:10.24158/spp.2021.12.40
13. Емельянова И.Н., Волосникова Л.М. Функции современных университетов: сравнительный анализ миссий отечественных и зарубежных вузов. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(1):83–92. doi:10.15826/umpa.2018.01.008
14. Jian X., Du D., Liang D. Scale or effectiveness? The nonlinear impact of talent agglomeration on high-quality economic development in China. Heliyon. 2024;10(9):e30121. doi:10.1016/j.heliyon.2024.e30121
15. McCowan T. Higher Education for and beyond the Sustainable Development Goals. London: Palgrave Macmillan; 2019. 365 p. doi:10.1007/978-3-030-19597-7
16. Попов А.А., Глухов П.П. Роль университетов в конкурентоспособности городов и городских агломераций. Высшее образование в России. 2020;29(11):75–87. doi:10.31992/0869-3617-2020-29-11-75-87
17. Kefelegn H. Theoretical analysis on economic impacts of universities on regional economies. Energy and Environment. 2020;5(5):69–73. doi:10.11648/j.ijeee.20200505.11
18. Pugh R., Soetanto D., Jack S. L., Hamilton E. Developing local entrepreneurial ecosystems through integrated learning initiatives. The Lancaster Case. Small Business Economics. 2019;56(2):2. doi:10.1007/s11187-019-00271-5
19. Burke M.K., Pugh R., Soetanto D., Owusu-Kwarteng A., Jack S.L. The engaged university delivering social innovation. The Journal of Technology Transfer. 2024;49(6):2056–2079. doi:10.1007/s10961-024-10091-9
20. Schütz F., Heidingsfelder M.L., Schraudner M. Co-shaping the future in Quadruple Helix innovation systems: uncovering public preferences toward participatory research and innovation. She Ji: The Journal of Design, Economics, and Innovation. 2019;5(2):128–146. doi:10.1016/j.sheji.2019.04.002
21. Belitski M., Sikorski J. Three steps for universities to become entrepreneurial: a case study of entrepreneurial process and dynamic capabilities. The Journal of Technology Transfer. 2024;49(6):2035– 2055. doi:10.1007/s10961-024-10099-1
22. Galan-Muros V., Davey T. The UBC ecosystem: putting together a comprehensive framework for university-business cooperation. The Journal of Technology Transfer. 2019;44:1311–1346. doi:10.1007/s10961-017-9562-3
23. Коротков А.М., Николаева М.В. Научно-методическое сопровождение взаимодействия педагогического вуза и региональной системы образования. Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023;4(23):58–69. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59994455 (дата обращения: 01.10.2024).
24. Папуткова Г.А., Головина И.В., Медведева Т.Ю., Халадов Х.-А.С., Леонова О.И., Вихристюк О.В. Взаимодействие научно-методических центров сопровождения педагогических работников с субъектами единого образовательного пространства. Вестник Мининского университета. 2024;12(2):1. doi:10.26795/2307-1281-2024-12-2-1
25. Тарасов С.В., Гогоберидзе А.Г., Кондракова И.Э., Спасская Е.Б. «Университет, открытый регионам». Проект построения образовательной социокультурной университетской среды подготовки учителя будущего поколения России. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; 2023. 68 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63506771 (дата обращения: 26.09.2024).
26. Кашаев А.А., Петренко А.А. Методология и технология развития единого образовательного пространства современной школы: монография. Москва: Издательство «КНОРУС; 2024. 528 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54394546 (дата обращения: 11.10.2024).
27. Вертинова А.А. Классификация факторов влияния на университет: взаимовлияние университета и региона. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019;2(27):95– 98. doi:10.26140/anie-2019-0802-0022
28. Urban B., Seely D. Academic spin-offs in an African emerging market context. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation, 2023. doi:10.1177/14657503231213308
29. Зиневич О.В., Мелехина Е.А. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития. Высшее образование в России. 2023;32(3):84–102. doi:10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102
30. Елохов А.М., Арбузова Т.А. Стратегическое управление портфелем проектов: монография. Пермь: ПГНИУ; 2023. 168 с. Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/mono/Elohov-Arbuzova-Strategicheskoe-upravlenie-portfelem-proektov.pdf (дата обращения: 05.10.2024).
31. Коваленко В.И., Курганский С.И., Соколова О.А. Факторы развития образовательной системы вуза. Современные проблемы науки и образования. 2017;6:12–19. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32390540 (дата обращения: 02.10.2024).
32. Drejer I., Østergaard C.R. Exploring determinants of firms’ collaboration with specific universities: employee-driven relations and geographical proximity. Regional Studies. 2017;51(8):1192–1205. doi:10.1080/00343404.2017.1281389
33. Санникова О.В., Жуйков А.А. Возможности управления профессиональными рисками специалиста в сфере социологических исследований. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2020;4(2):156–163. doi:10.35634/2587-9030-2020-4-2-156-163
34. Knight J. Higher education cooperation at the regional level. Journal of International Cooperation in Education. 2024;26(1):101–115. doi:10.1108/JICE-09-2023-0021
35. Jones S.E., Clarke D. Sustainable school-university partnerships: motivators for engagement, enablers, and constraints. In: Green C.A., Eady M.J., eds. Creating, Sustaining, and Enhancing Purposeful School-University Partnerships. Singapore: Springer; 2024:279–297. doi:10.1007/978-981-99-8838-9_15
36. Clifton J., Jordan K. The role of the school leader in professional experience school–university partnership models. In: Green C.A., Eady M.J., eds. Creating, Sustaining, and Enhancing Purposeful School-University Partnerships. Singapore: Springer; 2024:413–431. doi:10.1007/978-981-99-8838-9_22
37. Clifford-Swan J., Hudson K., Littlefair D. What makes school-university partnerships effective? An investigation into the relationship between a teacher training school and a university in England. School-University Partnerships. 2022;15(1):1–9. Accessed October 02, 2024. https://eric.ed.gov/?id=EJ1346069
38. Littlefair D., Clifford Swan J., Hudson K. Kinship and collegiality: an exploration of the underpinning characteristics of external partnerships at a university education department. Qualitative Research Journal. 2019;19(4):371–379. doi:10.1108/QRJ-02-2019-0018
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер; 2002. 720 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42490373 (дата обращения: 22.09.2024).
40. Charles D.R. Universities and engagement with cities, regions and local communities. rebalancing the social and economic. In: Duke C., Osborne M., Wilson B., eds. Learning, Partnership and Place. Leicester: NIACE; 2005:148–150. Accessed September 15, 2024. https://pascalobservatory.org/sites/default/files/david_r_charles_-_universities_and_engagement_with_cities_regions_and_local_communities_-_dec_2007_0.pdf
41. Тарасов С.В., Проект Ю.Л. Практики взаимодействия российских педагогических вузов и региональных образовательных систем: показатели эффективности научно-образовательной деятельности. Science for Education Today. 2023;13(6):121–144. doi:10.15293/2658-6762.2306.06
42. Rahman A., Saodi S., Irfan M., Nasrah N. Education partnerships between local education authorities and universities: A promising strategy but undeveloped. Journal of Innovation in Educational and Cultural Research. 2022;3(2):122–131. doi:10.46843/jiecr.v3i2.85
43. Adams P. Initial teacher education partnership: bureaucracy, policy, and professional agency. In: Prøitz T. S., Aasen P., Wermke W., eds. From Education Policy to Education Practice: Unpacking the Nexus. Cham: Springer International Publishing; 2023:151–171. doi:10.1007/978-3-031-36970-4_2
44. Akkerman S., Bruining T. Multilevel boundary crossing in a professional development school part nership. Journal of the Learning Sciences. 2016;25(2):240–284. doi:10.1080/10508406.2016.1147448
45. Головина И.В. Практика организации взаимодействия педагогических вузов в формировании единого образовательного пространства. Проблемы современного педагогического образования. 2024;82-3:108–111. Режим доступа: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/6071/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%2082%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%203,%202024%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (дата обращения: 29.09.2024).
46. Laman T.T., Flint A.S., Jett P.M., Davis T.R. “Together, I don’t feel so alone”: collaborative teaching as third space in university/school sites. The Teacher Educator. 2024;59(3):326–344. doi:10.1080/08878730.2023.2289880
Рецензия
Для цитирования:
Тарасов С.В., Спасская Е.Б., Проект Ю.Л. Организационные факторы функционирования интеграционной модели взаимодействии педагогического вуза и региональной образовательной системы. Образование и наука. 2025;27(1):57-87. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-57-87
For citation:
Tarasov S.V., Spasskaya E.B., Proekt Yu.L. Organisational factors influencing the integration model of interaction between a pedagogical university and a regional educational system. The Education and science journal. 2025;27(1):57-87. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-57-87